УДК 332

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Бердюгина Анастасия Сергеевна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям деятельности налоговой службы региона в контексте их экономической безопасности. Проведенное исследование позволило показать значение деятельности налоговой инспекции в обеспечении налоговой безопасности как составляющей экономической безопасности региона.
В работе проведен анализ изменений в налоговой сфере на примере Свердловской области, показана эффективность деятельности одной из налоговых служб Свердловской области в реализации налоговой политики региона и обеспечении его экономической безопасности. Представлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности налоговой инспекции в целях повышения результатов деятельности, оказывающих значительное влияние на укрепление экономической безопасности региона.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина А.С. Деятельность налоговой службы в контексте изучения экономической безопасности региона на примере МРИ ФНС России по Свердловской области // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84161 (дата обращения: 29.09.2017).

Современный уровень развития экономической безопасности регионов в России характеризует состояние таких  её составляющих как  институциональная, структурная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, денежно-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, бюджетная и налоговая политики государства.

Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности представляет собой поддержание устойчивого состояния налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке.

На примере Свердловской области хорошо видно, как состояние налоговой системы и её изменения оказывают влияние на социально-экономическое развитие региона и в целом на его экономическую безопасность. Так в 2016 году произошло перераспределение долей по налоговым доходам, зачисляемым по соответствующим бюджетам (таблица 1).

Таблица 1 – Изменение доходов областного и местных бюджетов Свердловской области в 2016 году в связи с изменением нормативов, млн.руб. [1]

Наименование налога

Распределение доходов в 2015 году

Распределение доходов в 2016 году

Областной бюджет

Областной бюджет

Местные бюджеты

Местные бюджеты

УСН

Нормативы

100%

-

85%

15%

Доходы на 2016 год

7960

-

6766

1194

НДФЛ

Нормативы

70%

30%, в т.ч.

15% – закрепленные в БК РФ;

3% – единые по областному закону

12% – дифференци-рованные

70%

30%, в т.ч.

15% – закрепленные в БК РФ;

1% – единые по областному закону

14% – дифференци-рованные

Доходы на 2016 год

56950,4

24300,2, в т.ч.:

15% – 12108,2

3% – 2462,2

12% – 9729,7

56950,4

24300,2, в т.ч.:

15% – 12108,2

1% – 820,7

14% – 11371,2

Всего доходов от УСН и НДФЛ

64910,4

24300,2

63716,4

25492,2

Изменение доходов всего

-1194

+1194

Из таблицы 1 видно, что в 2016г. 15% доходов полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих по УСН, отнесены в доходы местных бюджетов муниципальных образований, в связи с этим областной бюджет получил на 1194 млн.руб. меньше, чем в 2015 году.

В целом, основные параметры доходов Свердловской области отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные параметры доходов Свердловской области в 2016 году, млрд.руб. [1]

Наименование доходов

Консолидированный бюджет

Областной бюджет

Местные бюджеты

Доходы всего

235,6

189

46,6

Налоговые и неналоговые доходы

210,3

163,7

46,6

из них:

налог на прибыль организаций

49,4

49,4

-

налог на доходы физических лиц

81,3

57

24,3

акцизы

17,9

16,8

1,1

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

8

6,8

1,2

налог на имущество организаций

25,9

25,9

-

Безвозмездные поступления

25,3

25,3

Переведено в местные бюджеты межбюджетными трансфертами

77,6

Доходы с учетом перераспределения

235,6

111,4

124,2

Помимо изменения нормативов, в местный бюджет из областного в 2016 году были переданы 77,6 млр.руб. межбюджетными трансфертами, в результате чего, местные бюджеты получили доходов больше, чем областной бюджет. Таким образом, планируется за счет такой системы перераспределения налоговых и неналоговых доходов увеличить объемы местных бюджетов для развития муниципальных образований. Кроме того, таким способом происходит стимулирование местных органов развивать предпринимательскую среду, ведь местные бюджеты вернут себе 15% от налогообложения по УСН.

Таким образом, в Свердловской области происходят изменения в системе налогообложения путем перераспределения нормативов: с 2016 года 15% от налоговых доходов от УСН возвращались в местные бюджеты, это позволило увеличить доходы местных бюджетов и создать условия для стимулирования местных органов власти развивать бизнес-среду на своей территории.

Результаты работы Межрайонной ИФНС России  по Свердловской области характеризуют следующие данные: объём налоговых доходов в 2016 г. вырос в сравнении с 2015 г. на 8,62%.  В 2016 году на фоне начавшихся в 2015 году кризисных явлений в конце года в экономике и ее последующей стагнации объем налоговых платежей сократился по налогу на прибыль организаций на 97737 тыс. руб., НДС по товарам ввозимым на территорию РФ из республики Беларусь на 51016 тыс. руб., налогам на имущество на 35102 тыс. руб. В отношении последнего необходимо заметить, что в 2015 году изменилась налоговая база по налогу на имущество организаций, что отрицательно повлияло на объем имущественных налогов.

При этом в 2016 году к 2015 году существенно возросли и нейтрализовали сокращение объема налоговых платежей суммы:

- НДФЛ – на 578069 тыс. руб. или на 16,68 %;

- НДС (кроме НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ из республики Беларусь) – на 476602 тыс. руб. или 13,77 %;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 19889 тыс. руб. или на 3,34 %;

- единого налога на вмененный доход на 16862 тыс. руб. или на 8,04 %.

Кроме того в 2015 году начал действовать новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения, что положительно отразилось на сумме налоговых платежей, обеспечив ее рост на 7783 тыс. руб. в 2015 году и на 11470 тыс. руб. в 2016 году.

Наблюдался также рост поступлений иных налогов и прочих доходов.

Таким образом, в течение всего анализируемого периода сохранилась положительная динамика по большинству видов налоговых поступлений по Межрайонной ИФНС России  по Свердловской области.

Активно ведется контрольная работа в целях повышения собираемости налогов.

Таблица 3 – Результаты контрольной работы по Межрайонной ИФНС России по Свердловской области в 2014-2016 гг.

Показатель

Годы

Относительное изменение, %

2014

2015

2016

2015 к 2014

2016 к 2015

2016 к 2014

Дополнительно начислено налоговых платежей, всего, в т.ч.:

661900

721854

903154

9,06

25,12

36,45

по результатам выездных проверок

394693

506941

473644

28,44

-6,57

20,00

по результатам камеральных проверок

125959

113013

303139

-10,28

168,23

140,66

прочих контрольных мероприятий

141248

101900

126371

-27,86

24,01

-10,53

За анализируемый период сумма доначисленных налогов в результате контрольной работы основных работников существенно возросла. Если по итогам 2014 года данный показатель составил 661900 тыс. руб., то в 2015 году его сумма возросла на 59954 тыс. руб. или 9,06 % и составила 721854 тыс. руб. В 2016 году прирост составил 241254 тыс. руб. или 36,45 %. Вместе с тем, суммы взысканных налогов ниже доначисленных, что обусловлено длительным периодом урегулирования задолженности, включающим досудебное урегулирование и судебные процедуры.

Для целей повышения эффективности деятельности МРИ ФНС России по Свердловской области, как и во многих других инспекциях региона, следует применить:

-     усиление борьбы с незаконными схемами оптимизации;

-     осуществление налогового мониторинга доходов и расходов налогоплательщиков;

-     создание базы данных налоговых нарушений, которые выявлены в результате проведения камерального контроля;

-     наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок при помощи выбора наиболее оптимального направления использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налогового органа;

-     проведение работы по стимулированию налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств;

-     снижения административной нагрузки и упрощения процедур;

-     глобальную перестройку Личного кабинета налогоплательщика таким образом, чтобы можно было проводить большое количество операций в сфере налогообложения через личный кабинет (составление и отправка налоговых деклараций, оплата налогов различными способами в режиме онлайн прямо из личного кабинета, сверка расчетов и прочее);

-     оптимизации деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Следует отметить, что в Свердловской области продолжается совершенствоваться система налогообложения в целях укрепления экономической безопасности региона. 23.03.2017 года внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 ХII 1284-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года» [2]. Согласно данному нормативно-правовому акту планируется достигнуть увеличения объёма налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области в 2017-2020гг. по 3% и более процента прироста в год; в 2017 г. довести объемы этих поступлений до 220,7 млрд.руб. Для этого планируется реализовать следующие мероприятия:

- предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) на стимулирование муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

- определение темпов роста объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области и местных бюджетов (в сопоставимых условиях).

Таким образом, применение комплексного подхода в обеспечении экономической безопасности региона посредством совершенствования деятельности налоговых служб способствует дальнейшему повышению эффективности контрольной работы налоговых органов, укреплению налоговой культуры и грамотности налогоплательщиков, что положительно влияет на выполнение фискальной функции налоговыми органами.

В целом, реформирование и дальнейшее совершенствование налогообложения, повышение эффективности работы налоговых органов являются необходимыми условиями процесса обеспечения экономической безопасности региона.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66.
  2. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года» [Электронный ресурс]:  Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1284-ПП. – Режим доступа: http://www.consultant.ru


Все статьи автора «Ионова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: