УДК 373

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ЯПОНИИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Трубникова Ксения Дмитриевна1, Мокрова Ангелина Александровна1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса

Аннотация
В данной статье проводится сравнительный анализ систем школьного образования России и Японии. Изучив информацию об рассматриваемых школьных образовательных системах, авторы выяснили, что у каждой из них есть как плюсы, так и минусы. Данные выводы представлены в таблице. Японская и российская образовательные системы довольно сильно различаются на историко-культурном уровне, поэтому следующим шагом в изучении данной темы был выбран анализ ситуаций, происходящих в настоящее время в системах образования рассматриваемых государств. После проведения сравнительного анализа был сделан вывод, исходящий из цели исследования.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Трубникова К.Д., Мокрова А.А., Жидков А.А. Сравнительный анализ школьных образовательных систем России и Японии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83689 (дата обращения: 01.10.2017).

Россия и Япония имеют свои исторические пути развития, которые в корне различаются. Логично предположить, что данный факт является аргументом к тому, что школьные образовательные системы России и Японии также сильно различаются, как и их пути развития. Наиболее интересным является исследование того, как образование рассматриваемых стран адаптируется к современным реалиям. Этим обусловлена актуальность статьи. Новизна статьи обусловлена тем, что данные о том, что происходит в сфере образования в рассматриваемых странах, взяты из статей написанных совсем недавно.

Выполнив задачи исследования, а именно проведя сравнительный анализ достоинств и недостатков образовательных систем России и Японии и проанализировав актуальную информацию об их развитии, можно будет сделать вывод о том, какая система в современных реалиях наиболее эффективна для профессионального обучения и развития интеллектуальных способностей человека, что и является целью исследования.

Достоинства и недостатки школьных образовательных систем России и Японии.

Достоинства Недостатки
Япония Учебный процесс в японских школах организован как постоянная подготовка к очередным экзаменам, что побуждает школьников как можно сильнее стараться и уделять больше времени подготовке к ним. В России в последнее время происходит похожая ситуация, но в Японии она выражена более ярко. Вследствие постоянной подготовки к очередным экзаменам, дети вынуждены безустанно заучивать материал, который мог бы пригодиться в тестах. К России также можно отнести этот недостаток, но в меньшей мере.
Трудолюбие является первоочередной из поощряемых черт школьника. Японское трудолюбие направлено не на развитие, а скорее на успешное выполнение шаблонной деятельности. Данный недостаток можно также отнести и к российским школам после введения ЕГЭ и ГИА.
Воспитание подразумевает почтительное отношение к вышестоящим людям, учителям. Данное достоинство можно написать и России. Непрестанное заучивание материала приводит к эмоциональной нагрузке и напряжению, что несомненно психологически влияет на детей.
Обучающиеся в платных японских школах дети понимают, что им не выгодно оставаться на второй год, соответственно, это побуждает их к более старательному изучению материала. Все старшие и некоторые средние школы являются платными, что в некоторой мере противоречит глобальной тенденции, наблюдающейся в сфере образования наиболее развитых стран, которая заключается в бесплатном образовании до какого-либо минимального уровня.
Ежегодно школы в обязательном порядке проводят школьные культурные фестивали. Творческое и постепенное овладение знаниями полностью исключено. Это и является одной из индивидуальных историко-культурных черт школьного образования в Японии.
Поощряется и финансируется правительством школьная клубная деятельность. Не поощряется свободомыслие и споры с учителями.
Россия В отличие от Японии, школьное образование в России является полностью бесплатным. В данной статье идёт речь о школьном образовании, но не следует забывать, что высшее образование в России не является полностью бесплатным. В данном случае речь идёт не о финансовой проблеме, а о том, что люди, набравшие относительно небольшое количество баллов могут платно поступить в высшее учебное заведение, а те, у кого относительно много баллов, но недостаточно для поступления из-за маленького количество бюджетных мест и вследствие этого высокого проходного порога, не могут поступить туда, куда они хотят.
В России не так давно появились новые формы проверки знаний школьников, а именно ГИА и ЕГЭ. Каждый год они подвергаются реформам, их стараются сделать как можно лучше и эффективнее и это несомненно плюс. Как уже говорилось ранее, ЕГЭ и ГИА пока-что совсем не идеальны и приучают ребёнка к шаблонному мышлению.

После проведения сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что российская и японская школьные образовательные системы и вправду различаются, но также имеют и общие черты. Что же происходит в настоящее время с образованием в Японии и России? В Японии в настоящее время премьер-министром является Синдзо Абэ. Не так давно он попал в скандал из-за образовательного фонда Moritomo Gakuen. Частный детский сад Цукамото, также принадлежащий фонду, на первый взгляд похож на любой другой в Японии, но образовательная программа детей в нем, показанная японскими СМИ, напомнила репортёрам о довоенной идеологии Страны восходящего солнца. Учреждение дошкольного образования стремится привить воспитанникам от трех до пяти лет чувство патриотизма с помощью программы, ориентированной на японские традиции и культуру. Каждое утро дети поют японский гимн, а после цитируют имперский эдикт об образовании, содержащий заповеди, написанные в 1890 году императором Мэйдзи. Трудно сказать, что данные нововведения образовательного фонда отлично сочетаются с современными реалиями мира, существующими в сфере образования. Если говорить о проблемах, то в России же существует некое недопонимание между образовательными законодателями и преподавателями, обучающимися. Это можно доказать тем, что существует большое количество статей, видео с критикующими высказываниями о нововведениях и просто неположительные высказывания со стороны как преподавателей, так и обучающихся, которые можно прочитать в интернете или услышать в реальной жизни.

Так какая школьная образовательная система наиболее эффективна в современности, России или Японии? Видимо, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Как говорилось ранее, школьные образовательные системы этих стран различаются на историко-культурном уровне и имеют как свои недостатки, так и свои достоинства. Можно лишь сказать о том, что система Японии более направлена в сферу профессионального обучения, так как шаблонная деятельность позволяет создавать хороших работников. Россия примерно также, но в меньшей мере.  Не стоит забывать о том, что в российской школьной образовательной системе предусматривается всестороннее развитие ребёнка, ведущее к развитию его интеллектуальных способностей. Образовательные системы не просто так развиваются по какому-либо принципу, присущему определённому государству, стране, нации. В современной действительности какая-либо образовательная система будет эффективнее именно там, где современные стандарты образования будут хорошо сочетаться с тем культурным, историческим принципом развития, присущим данной стране.


Библиографический список
  1. Система образования в Японии // Неофициальный сайт факультета ВолгГТУ ФЭВТ. 2013. URL: http://fevt.ru/publ/obrazovanie_v_japonii/26-1-0-335
  2. Данилова А.В., Быкасова Л.В. Сравнительный анализ системы высшего образования в России и за рубежом. 2015 // URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/xxiii/6738
  3. Мазурина Н. Вокруг японского премьера разгораются сразу два скандала // Новостной портал Вести.ru. 2017. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2867316


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: