УДК 37.08

КАК ПОСТРОИТЬ КАРЬЕРУ ПЕДАГОГА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья освещает основные острые проблемы устройства профессиональной карьеры будущего учителя. Авторы рассказывают об аспектах, которые необходимо учитывать любому студенту-выпускнику, который заинтересован в получении престижного рабочего места. Также здесь представлен анализ образовательного рынка труда, требования, которым должен соответствовать настоящий профессионал.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И., Ротанова В.А., Шамина Е.М. Как построить карьеру педагога: основные проблемы становления начинающего учителя // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83572 (дата обращения: 18.06.2017).

Цель статьи состоит в научном обосновании и практической разработке рекомендаций по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.

Задачи: раскрыть различные интерпретации категорий «становление», «профессиональное становление», а также определить категорию «профессиональное становление» в рамках статьи; выявить основы теории адаптации начинающих учителей.

Сейчас в развитии экономики России значительную роль играет уровень подготовки будущих профессионалов, а именно способность выпускников ВУЗов правильно адаптироваться в профессиональной среде, мобилизоваться в рабочем пространстве и чувствовать себя в нем предельно комфортно. Проанализировав ситуацию на современном рынке труда, можно смело заявить, что достаточно большая часть потенциальных будущих работников, окончивших высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемой поиска работы или откладывают начало своей трудовой деятельности. Нынешние выпускники не владеют достаточной информацией о трудовом рынке, не имеют навыков планирования собственных действий, касающихся поиска работы. Но как раз все эти аспекты являются главными гарантиями профессионального стартапа  студентов-выпускников.

Главным «покупателем»  на трудовом рынке становится работодатель, который свое собственное представление и определенные требования к «товару», т.е. выпускнику. Это очевидно, т.к. любой начальник заинтересован в более перспективном работнике, который будет держать организацию на высоком балансе. Современный работодатель при отборе специалистов в первую очередь интересуется компетенциями и знаниями, которые помогут будущему работнику успешно освоиться в профессиональной среде, чем дипломами престижных ВУЗов [1].

Невозможно предугадать, как будет выглядеть рынок труда ко времени окончания ВУЗа, потому что общество развивается довольно стремительно. Это толкает студента к самостоятельному анализу рисков и составлению предположительной модели будущей карьеры с различными вариантами развития событий. Важнейшей задачей педагогического, да и вообще любого учебного заведения становится создание условий для обучения мобильности, ведь настоящий профессионал должен иметь способность быстро подстраиваться под различные условия. Безусловно, в успешном выборе работы в первую очередь заинтересован сам выпускник, который может прибегнуть к помощи различных институтов трудоустройства: центры занятости, объявления о вакансиях в газетах, журналах, интернете, и прочие кадровые агентства.

Важно заострить внимание студента, что заработная плата педагога варьируется и зависит от различных аспектов:

- выработанный опыт;

- требования работодателя;

- местонахождение учебного заведения (отличие зарплаты сельского учителя от зарплаты городского учителя);

- количество рабочих часов и т.д.

Исходя из этого, следует акцентировать внимание на общепрофессиональные и личностно-социальные компетенции будущего специалиста.

Проблема входа в педагогическую профессию в наше время, к сожалению, только набирает обороты.  Пояснить эту отрицательную тенденцию несложно: неуважительное отношение общества к профессии учителя, низкие зарплаты при высоких умственных и психологических нагрузках. Всё это приводит к ухудшению возрастной структуры российской системы образования. На основе исследования сложившейся ситуации в российском образовании сложились следующие результаты:

- доля преподавателей пенсионного возраста превысила 15%;

- всего 42% учителей моложе 46 лет;

- 86,3% учителей – женщины.

В итоге на данный момент уже есть предпосылки решения сложившейся проблемы, но с другой стороны анализ учительства как педагогической профессии показывает некоторые трудности в борьбе с этой ситуацией.  [2]

Также немаловажно осветить тот аспект, что начинающему педагогу трудно удержаться в профессиональной среде. Выпускник учебного заведения вынужден терпеть «одиночество» в профессии, т.к. советская школа наставничества и  профессиональной поддержки молодых учителей уже неактуальна. Многочисленные трудности во взаимодействии с учениками и их родителями, коллегами и начальством толкают молодого учителя оставить профессию педагога.

Структурное управление процессом профессионального становления начинающего учителя

В качестве организационных моментов структурного закрепления функций управления процессом профессионального становления начинающего учителя могут быть следующими: выделение группы сотрудников, активно участвующих в управлении процессом профессионального становления начинающего учителя, объединенные в Совет профессионального становления начинающего учителя; закрепление за ними функций управления; описание обязанностей данной группы сотрудников.

Таким образом, профессиональную сущность становления карьеры педагога можно рассматривать в следующих аспектах (таблица 1):

Таблица 1 – Основные аспекты карьеры педагога

Личностный Социальный Организационный
Раскрывает взгляд личности на карьеру, видение ее деятелем. Субъективная оценка индивидуального течения карьерного процесса и промежуточных целей в развитии карьеры. В данном аспекте профессиональная деятельность становится субъективно  значимым суждением о своём карьерном будущем, об видимых вариантах самовыражения и удовлетворения процессом труда Раскрывает взгляд общества на карьеру. Содержит в себе разработанные в процессе эволюции общества профессиональные маршруты, проверенные пути карьерного роста в различных сферах профессиональной области или сфере общественной жизни. Также это и общепринятые взгляды на характер движения по карьерной дороге, который отличается стремительным взлетом, а иногда и падением на всей траектории карьеры Понимание профессиональной деятельности как целенаправленного карьерного роста, постепенного карьерного роста по ступеням служебной лестницы, изменение возможностей своей квалификации и размеров вознаграждения

Именно эти подходы показывают, что карьера преподавателя существует не только как процесс основополагающего и постепенного профессионального развития и роста статуса учителя во всех сферах общества, но и как процесс становления себя в качестве высококвалифицированного и компетентстного профессионала [3].

Таким образом, анализируя все проблемы становления педагога как профессионала, можно смело утверждать, что на рынке труда выигрывает тот, кто готов к непрерывному процессу развития общества, то, кто не привязан к своей среде и может с легкостью подстроиться под расклад любой ситуации, которые складываются в процессе профессиональной деятельности.

В ходе написания статьи авторы выявили, что самый важный и не выполняемый в образовательных организациях этап профессионального становления – это адаптация начинающего учителя, представленная нами в виде этапов: ориентация, действенная адаптация и профессиональная адаптация. Именно успешное прохождение этапа ориентации, действенной адаптации позволит снизить уровень неопределенности и беспокойства, тревожности из-за отсутствия необходимой для работы информации; повысить удовлетворенность работой; освоить основные нормы корпоративной культуры и правила поведения; выстраивать систему взаимодействия с коллегами; станет основой развития позитивного отношения к сфере образования в целом.

Основным инструментом управления является диагностика, которая может осуществляться в различных формах, в том числе в виде диагностических карт, анкет, опросников, разработанных специалистами. В ходе написания статьи авторами выявлены типичные затруднения, с которыми сталкивается начинающий учитель, затруднения объединены в группы и предложена комплексная и урочная диагностика профессиональных затруднений. Выявлено, что в качестве диагностики может выступать экспертное заключение при аттестации учителей на квалификационную категорию, показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников, разработанные для заключения эффективного контракта [4].


Библиографический список
  1. Иванова Л.А. Трудоустройство и занятость выпускников педагогических специальностей. Сегодня плохо, а как будет завтра?/Московский государственный технический университет гражданской авиации, Иркутский филиал, Иркутск. С. 125-130
  2. Исхаков Р.Х., Дружинина Е.Н. Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических ВУЗов к рынку труда/ Сибирский педагогический журнал №4, 2014. С. 108-112
  3. Кузнецова С.Н. Экономика образования: учебно-методическое пособие по дисциплине / сост.: С.Н. Кузнецова – Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2016.- 119 с.
  4. Кутняк С.В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки/ Мониторинг качества образования. С. 91-105.


Все статьи автора «Мочалова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: