УДК 316.62

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты профессионального самоопределения выпускника школы. Проанализированы основные ошибки в зависимости от этапа выбора профессии. Определены наиболее популярные условия выбора старшеклассниками учебного заведения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И., Ротанова В.А., Шамина Е.М. Факторы и условия профессионального самоопределения выпускников школы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83571 (дата обращения: 18.06.2017).

Целью статьи является определение педагогических условий профессионального самоопределения выпускников школы.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- определить сущность и специфику профессионального самоопределения современных учащихся;

- выявить ценностные ориентиры в структуре профессионального самоопределения социализирующейся личности выпускников школы.

- определить особенности социализации в процессе профессионального самоопределения выпускников школ [1].

Поиск и выбор профессии для выпускников школы на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в  педагогике. Так,  профессиональное самоопределение – это процесс и результат поиска и приобретения человека профессии, которая удовлетворяла бы его условиям, содержанием труда, соответствовала индивидуальным особенностям.

Всё больше и больше выпускников средних и высших учебных заведений сталкиваются с проблемой трудоустройства, и зачастую причиной этого становится незаинтересованность будущих профессионалов в выбранной ими специальности.

Лишь некоторые абитуриенты, выбирая тот или иной вуз, направление,  уверены, что в будущем будут работать и наслаждаться работой по специальности. Остальным же создают определенную мотивацию:  определенные льготы, престижность ВУЗа или же предопределенность профессии своему ребенку родителями. После окончания обучения молодой специалист не может найти себе работу по разным причинам: маленькая зарплата, плохие условия или же просто нет желания.

Поэтому всё больше и больше экспертов призывают школьников еще до окончания учебы сделать свой профессиональный выбор, от которого во многом будут зависеть   успехи в жизни. Ведь в современном мире профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни и т.п. [2].

Выбор профессии всегда связан с мировоззрением человека, его профессиональными интересами и идеалами. Закономерно, что учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности. Среди них особенно популярными стали: так называемая «проблема выживания вузов» и борьба за потенциального абитуриента, что оказывает отрицательное воздействие на выбор старшеклассниками учебного заведения.

Наиболее значимыми условиями выбора старшеклассниками учебного заведения выступают:

- наличие бюджетных мест;

- стоимость оплаты за обучение;

- наличие различных форм обучения и направлений.

Однако меньше всего абитуриенты обращают внимание на следующие показатели:

- государственная аккредитация;

- возможность и наличие послевузовского образования;

- востребованность специальности на рынке труда;

- наличие благоприятных условий для обучения.

Теперь рассмотрим частые ошибки на различных этапах выбора профессии, которые применимы к проблеме профессионального самоопределения (таблица 1) [3]:

Таблица 1 – Основные ошибки на различных этапах выбора профессии

Этап Ошибки
1 На данном этапе стоит выяснить, как относится подросток к выбору профессии: осознается ли это как проблема или возможность определения профессионального «маршрута».

Самые распространенные ошибки:

  1. Подмена проблемы. Это ситуация, когда профессиональное самоопределение рассматривается как самоопределение в социальном плане, т.е. подросток  выбирает, в первую очередь, не будущую профессию, а ВУЗ, рассматривая в нем возможные направления и специальности. Абитуриент приносит в жертву свои интересы и склонности, перестает реалистически оценивать ситуацию, а ориентируется лишь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды ( наличие льгот, секций, кружков и иных дополнительных возможностей).
  2. Несвоевременность выбора профессии. Такая ситуация возникает, когда проблема выбора профессии не стоит перед учащимся в данный момент времени. Например, учащийся слишком рано принял решение о выборе своей профессии. Такое решение часто принимается в раннем возрасте, когда формируется романтический образ профессии без всех трудностей. Часто взрослые принимают такую иллюзию за действительный интерес ребенка и считают, что с профессиональным самоопределением всё благополучно. Но позже интерес подростка к выбранной профессии часто пропадает, а его индивидуальные особенности предстают неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.

Таким образом, слишком несвоевременное принятое решение может стать огромной ошибкой при выборе профессии.

  1. Заранее предопределенная профессия. Здесь в выборе профессии для подростка большую роль играют семейные традиции или ожидания родителей в отношении профессионального будущего ребенка. Когда в семье все экономисты, ребенок считает, что ему предопределена эта профессия. Чаще всего родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка и навязывают ему свои несбывшиеся мечты: «У меня не получилось стать адвокатом, но я мечта об этом всю жизнь, так пусть им будет мой сын».
2 Этот этап заключается в выборе субъекта, который будет принимать решение в выборе профессии. Самооценка человека определяет уровень трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Часто возникает такая ситуация, когда учащийся полностью отказывается брать на себя ответственность за выбор собственной профессии. Именно в такой ситуации приходится обращаться к психологу-консультанту. Чаще всего решение бывает найдено и самостоятельно учащимся, но в силу низкого уровня самооценки некоторые подростки не считают, что готовы принимать такое серьезное решение и быть за него ответственным.
3 Это один из самых сложных и тонких этапов, который заключается в сборе информации о желаемой профессии.

Причины ошибок на данном этапе:

  1. Сложности самовосприятия;
  2. Недостаточно полное представление о профессии;
  3. Избирательное отношение подростков к  информации о сфере труда [2].

Учащиеся и родители часто не осведомлены о тех параметрах, которые определяют степень профессиональной и социальной адаптации молодого человека. Однако полное знание относительно процесса труда в каждой профессии позволяет сформировать  требования к будущей профессии и оценить свои способности относительно этих требований.

4 Этот этап позволяет выявить уровень критичности подростка, так как низкий уровень критичности подростка не предоставляет учащемуся возможность в полном объеме дать характеристику собственного положения.

Возможные ошибки:

  1. Отношение к уровню престижности профессии. Эта ошибка возникает в том случае, когда учащийся сомневается в выборе профессии в силу ее непрестижности в настоящее время. Однако мода на всё меняется, и престижная профессия на сегодняшний день завтра может приобрести совершенно иной статус.
  2. Выбор профессии по уровню заработка. Ориентация на материальную сторону профессии часто оставляет без внимания индивидуальные особенности личности, что повышает риск возникновения трудностей и препятствий в момент профессионального становления.

Однако не стоит забывать, что профессиональный выбор чаще всего связан с психологическими аспектами личности и ошибками при выборе профессии. При этом ошибка при выборе профессии невозможна, так как последствия в большинстве случаев неисправимы, так как будут неблагоприятно влиять на жизнь человека.

Таким образом, профессиональное самоопределение зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей личности, а к факторам, влияющим на формирование профессионального самоопределения, относятся: психологические и эмоциональные трудности, ошибки при выборе профессии; уровень притязаний на общественное признание; уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов [4].

На основе анализа статьи авторы пришли к следующим выводам:

- профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях следует рассматривать как неизбежность выбора профессии с учетом ее востребованности на рынках образования и труда, материальной выгоды и престижности;

- несоответствие между объективными условиями современной школы, потребностью в высококвалифицированных специалистах на рынке труда и субъективными условиями социализирующейся личности выпускника школы, снижает число выпускников, сумевших к завершению учебы в школе самостоятельно выбрать профессию;

- успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений;

- профессиональное самоопределение выпускников школ, выполняя функцию социального ориентира, выступает как доминирующий фактор социализации;

- профессиональное самоопределение значительной части выпускников школ происходит под влиянием объективных условий и внутренних ориентиров на высокое материальное благополучие, которое, в конечном счете, обеспечивает значительный социальный статус.

Выявлено, что условия успешного профессионального самоопределения выпускников школ осуществляется тогда, когда:

- учащиеся школ, их родители осознают значимость своевременного профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики и специфики рынка образования и труда;

- происходит включение школьников в управленческую, предпринимательскую и коммерческую деятельность;

- приобщение к различным видам общественно полезного производительного труда;

- целенаправленная работа представляет систему деятельности по координации усилий учителей, семьи, общественности, государственных структур [5].


Библиографический список
  1. Кузнецова С.Н. Экономика образования: учебно-методическое пособие по дисциплине/сост.: С.Н. Кузнецова. Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2016. 119 с.
  2. Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа: сборник материалов/отв. ред. М.И. Воловикова, А.Б. Купрейченко, И.Н. Нурлыгаянов, В.Ф. Сафин. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 172 с.
  3. Чурекова, Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 162 с.
  4. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации//Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.
  5. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie-kak-osnovnoy-faktor-sotsializatsii-vypusknikov-sredney-shkoly.


Все статьи автора «Мочалова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: