ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В РОССИИ

Чайкина Екатерина Александровна1, Авдеева Нина Леонидовна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, старший преподаватель кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В статье рассматриваются важнейшие технологические характерные черты резьбы по дереву, а также представлены всевозможные существующие способы художественного обрабатывания древесины и его этапы.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Чайкина Е.А., Авдеева Н.Л. Искусство декоративной обработки древесины в России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83441 (дата обращения: 29.03.2024).

С давних времен в России было известно искусство резьбы по дереву. Развитию  и расширению этой деятельности сопутствовали доступность материала и простота обработки, традиции и наличие опытных мастеров. Самой развивающейся в начале 20 века считалась  домовая резьба, которая использовалась в архитектуре, каждый стремился украсить свое жилище различными резными деталями. Не менее популярной в творчестве являлась скульптурная резьба, вырезались объемные скульптурные изделия с особыми традициями и обычаями. В конце 20 — начале 21 века стала  преобладать прорезная резьба. Большое влияние на данный вид резьбы оказали плетение кружев и вышивка. Со временем это искусство совершенствовалось, появились станки, с помощью которых открывалось все больше возможностей [2].

Дерево считалось самым распространенным и податливым материалом в изготовлении всевозможной домашней утвари, а также именно резными элементами украшались деревянные дома. Для резьбы используют различные породы древесины, но наилучшими материалами для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород (липа, ольха, осина). Эти виды деревьев при высыхании обладают прочностью и не коробятся. Липа является классическим материалом для резьбы, из нее режут скульптуру и объемные игрушки. Древесина ольхи своеобразна, имеет редкий цвет для деревьев средней полосы (красноватый оттенок). Осина является самой белой древесиной, эту белизну изделие может сохранять на протяжении многих лет [4].

Почти забытое искусство, стало вновь возрождаться. Существует большое количество видов резьбы по дереву, их можно подразделить на следующие категории:

  • Плосковыемчатая (углубленная) – для фона используется плоская поверхность на которой изображают рисунок образующий различной формы углуб­ления. В зависимости от формы вы­емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо­жет быть геометрической или контурной;
  • Плоскорельефная – резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности;
  • Рельефная – практически не имеет плоской поверхности, формы орнамента выявляются ре­льефом разной высоты;
  • Прорезная (ажурная) – это резьба, в которой элементы изображения объединены между собой, а фон удален. Выполнение такого рода резьбы требует  высокого мастерства;
  • Скульптурная (объемная) –  это объемная фигура, художественно об­работанная со всех сторон;
  • Домовая (корабельная) – данный вид народного искусства существует в сельской местности и на сегодняшний день, в его основе лежит геометрическая резьба (изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях) [1-2].

Композиции оформляются с учетом декоративных особенностей таких, как характер предмета, который декорируется, видом и техникой резьбы. Процедура резьбы включает ряд стадий:

  • Выполнение рисунка резной композиции;
  • Перевод рисунка на заготовку (зависит от цвета ее поверхности);
  • Непосредственно резьба;
  • Отделочные операции (в зависимости от назначения предмета, наносят соответствующее покрытие) [3].

На сегодняшний день существует множество категорий резьбы по дереву, каждая из них имеет свои особенности и по-своему красива. Определенные виды резьбы достаточно трудоемкие, требуют большого количества инструментов и наличие высокой квалификации резчика, а некоторые абсолютно легкодоступны, в том числе и начинающим. Благодаря технологическому прогрессу в обработке материалов и художественному творчеству искусство резьбы продолжает совершенствоваться и развиваться.


Библиографический список
  1. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву/ Л.Я. Супрун// Москва: Легкая и пищевая промышленность. 1983. -119 с.
  2. Слипак, В. П. Резьба по дереву. Псков: Изд-во обл. ИУУ, 1994. -89 с.
  3. Логачева, Л. А. Основы мастерства резчика по дереву/ Л.А. Логачева// М.: Народное творчество, 2002. -136 с.
  4. Банников, Е. Резьба по дереву/Е. Банников// М.: Современная школа, 2006. -280 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чайкина Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация