УДК 72

АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ – ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА ТАМБОВА

Трофимова Ксения Сергеевна
Тамбовский государственный технический университет
магистрант 1 года обучения Института архитектуры, строительства и транспорта

Аннотация
Размещение общественных зданий в городе Тамбове, играет важную роль в объемно-планировочной композиции структуры города. Общественные здания являются основными композиционными элементами застройки общегородского центра. Их планировочные и функциональные связи с системой улиц, площадей, транспортных магистралей создают основу городского плана. Общественные здания образуют основные ансамбли города. Ансамбли, закономерно расположенные на территории города , подчиняют ее своему художественно-образному воздействию и тогда весь город и его основная часть воспринимаются как композиционное целое.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Трофимова К.С. Анализ размещения общественных зданий – объектов культурного наследия - в исторической части города Тамбова // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83335 (дата обращения: 06.06.2017).

«Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину,

невольно думаешь, что они были счастливее нас.» [1]

Э. М. Ремарк.


Анализируя размещение общественных зданий в исторической части Тамбова ,можно сказать что, общественные здания размещаются дифференцированно на территории города. На замкнутых или открытых площадях в качестве единственной доминанты или располагаются целым ансамблем по периметру площадей. В рядах улиц общественные здания, как правило, заглубляются по отношению к ее застройке, образуя парадные курдонеры и создают таким образом композиционные акценты улиц. Во многих случаях общественные здания располагаются таким образом, что они замыкают перспективы улиц и проспекты. Даже в самой урбанизированной среде эти здания стараются связывать с природой как и раньше, располагаясь на возвышенностях и вписываясь в парковые массивы.

Так же определены основные модели сочетания исторической и современной застройки: диссонансная, контрастная, контекстуальная, имитационная.

Проведя анализ общественных зданий на территории города можно вывести модель дифференциации.

Модель дифференцированна по сумме следующих критериев сочетаемости:

- градостроительным параметрам (расположение в структуре застройки, конфигурация плана);

-масштабу (габариты плана, этажность, масштаб членений фасада);

- композиции и структуре (объемно-пространственные соотношения, пропорционирование, тектоника, пластика фасадов);

силуэту (высота здания и его объемов, форма крыши, наличие акцентов); отделочным материалам и цветовому решению;

- стилистике (диссонанс, контраст, соответствие, имитация и другие)

Именно общественные здания определяют силуэт города. Если в прошлом его создавали в основном культовые сооружения, то в настоящее время силуэт образуют высотные дома разного назначения, телевизионные башни и др. В высотной жилой застройке города общественные здания начали терять свое значение в создании силуэта города и здесь необходимо искать новые средства выразительности, выделяющие эти здания в застройке. Будучи предназначенными для удовлетворения общественных потребностей людей, общественные здания отражают уровень социального, культурного и технического развития эпохи, в которую были созданы, и это определяет их образную выразительность и особую историческую значимость.

Изменения в подходах к размещению и сочетанию, исторической и современной застройки, характерные для российского градостроительства в целом, нашли свое отражение в преобразованиях архитектурного облика города Тамбова .При этом необходимо отметить характерную для провинции инерционность (запаздывание по времени).Размещение общественных объектов можно разделить на пять периодов : 1636-1720; 1720-1820; 1820-1900; 1900-1960;1960-2017гг.

Центральная часть города Тамбова. Историческое ядро.

Проанализировав схему «Центральная часть города Тамбова. Историческое ядро » видно ,что большая часть общественных зданий находящихся в историческом центре г.Тамбова, являются памятники архитектуры и объекты культурного наследия. Многие из них не являются выявленными памятниками архитектуры в реестре , но имеют необходимость там быть.

Их размещение указывает на основные улицы, основополагающие развития центра города в дальнейшем :
Максима Горького – Араповская, Карла Маркса – Долгая, Ленинградская – Семинарская;
Архангельская — Рабочая; площадь Архангельская — Льва Толстого; Базарная — Базарная; Большая — Советская; Большая Астраханская — Советская; площадь Варваринская — Первомайская; Воздвиженская — Бориса Васильева; Гаврюшенская — Володарского;

Дворцовая — Советская (от ТГМПИ до реки Студенец);Дворянская — Интернациональная;
Христорождественская — Красная; площадь Шацкая — Комсомольская; сквер Шоршоровский — сквер имени дважды Героя Советского Союза В.С. Петрова; площадь Щепная — не существует, район завода «Ревтруд»; площадь Ярмарочная — территория за автовокзалом «Северный» от ул. Короткой до ул. Подгорной и многие другие улицы.

Центральная часть г.Тамбова в границах улиц : Студенецкая , река Цна, Лермонтовская , Пролетарская.

Территория исторической части города в границах: ул. Степана Разина, река Цна, ул. Максима Горького, ул. Носовская.

Основные тенденции размещений общественных объектов на территории исторического центра города Тамбова являются : 1) обращение к ретроспективной стилистике; 2) использование форм неомодернизма; 3) архитектура коттеджей, не связанная с традициями места; 4) декоративные стилизации на темы древнерусской архитектуры. Ведь только в рамках той единой традиции и было возможно создание целостной и гармоничной городской среды, которая и сегодня, уже уходящая, вызывает наше восхищение своей соразмерностью и сообразностью.[6]

Современная же архитектура, которая является продуктом эпохи модернизма, по определению агрессивна к этой среде, отрицает ее. Поэтому, принимая во внимание принципиальную неповторимость историко-архитектурной среды в современных условиях, выделяется в городе «остров стабильности», территории, где вмешательство нового строительства будет сведено к минимуму и ограничится благоустройством, малыми архитектурными формами, ремонтными и реставрационными работами. Инструментом для создания таких зон может стать статус достопримечательного места с установленными режимами использования и регламентами строительной и хозяйственной деятельности.


Библиографический список
  1. Вестник ТГУ , т.8, выпуск 1,2003 г.
  2. Интернет –вестник ВолгГАСУ ,выпуск 3(34) , 2014 г.
  3. Коротич М.А. ,Коротич  М.В. Архитектура как вид искусства : проблемы и перспективы ., 2004г
  4. Учебное пособие / сост. Б. Е. Сотников. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. –208с. Архитектурно-историческая среда
  5. Шевелев, И.Ш. Логика архитектурной гармонии / И.Ш. Шевелев. – М. :  Стройиздат. 1973.
  6. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”


Все статьи автора «Трофимова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: