УДК 327.7, 008.2, 504.05

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМИ РИСКАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГЛОБАЛЬНОЙ [АНТИ]ВАЛЮТЫ ЭКОЙН

Сухаревский Владимир Владимирович
Компания Ланмотор
Москва, кандидат физико-математических наук, ведущий специалист

Аннотация
Предлагается ввести новую глобальную [анти]валюту экойн (e-coin), которая будет отражать меру воздействия человека на экосистему, стабилизировать потребление и рост численности человечества.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сухаревский В.В. Модель управления глобальными рисками человечества при помощи глобальной [анти]валюты экойн // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82545 (дата обращения: 02.06.2017).

Источником глобальных рисков устойчивого развития человечества является, в основном, модель экономики неограниченного потребления, используемая сегодня.

Такой подход в корне неправилен, если принимать во внимание ограниченную меру воздействия человека на Землю, которая может считаться безопасной [1].

С каждым годом проблема обостряется, население и энергопотребление растут. Надежды на неограниченные энергетические ресурсы, которые обеспечат достижения фундаментальной физики, призрачны. Устойчивой работы установок термоядерного синтеза достигнуть не удалось. КПД сжигания углеводородов не увеличился за последние 100 лет. Успехи генной инженерии тоже пока не дали возможность накормить всех дешевыми безопасными продуктами.

Большинство производителей товаров ориентируются на небольшой срок службы изделий. Это касается как примитивной бытовой техники, так и, например, технически сложных и энергозатратных в производстве автомобилей. Это сознательная политика производителей, направленная на увеличение производства и потребления, ведущая к необоснованным вредным выбросам.

Решением этих проблем может быть только ограничение потребления каждого индивидуума. При этом необходимо не только сохранять и по возможности уменьшать воздействие человека на природу, но и соблюсти принцип справедливости и равноправности граждан Земли.

Предлагаемая модель направлена на снижение рисков:

- риск изменения климата Земли,

- риск глобального энергетического кризиса,

- риск перенаселенности,

- риск нарушения международного права и вооруженных конфликтов,

- риск крайней нищеты части населения.

Предлагается ввести новую глобальную [анти]валюту экойн (e-coin), которая будет отражать меру воздействия человека на экосистему, стабилизировать потребление и рост численности человечества.

Считать экойн обычной валютой нельзя, так как она выдается, а не зарабатывается, и не является мерилом труда. Также, в противоположность деньгам в современной экономике потребления, предназначение экойн – это не бесконечный рост, а жесткое ограничение потребления.

Оценка экойн каждого товара или услуги производится исходя из суммарных выбросов вредных веществ при производстве данного товара или услуги. Учитывается как непосредственный выброс – сжигание топлива, так и косвенные: человеко-часы, электроэнергия, экойны, содержащиеся в комплектующих и сырье.

Один экойн может быть выбран, например, как 1 грамм вредных выбросов. На сегодняшний день на одного гражданина Земли приходится в месяц около 5 кг вредных выбросов, поэтому приблизительно каждому будет начислено 5000 экойн в месяц.

Сырьевые компании уплачивают экойн-налог в размере оценки вредных выбросов от добычи данного сырья, а производственные компании уплачивают экойн-налог в размере оценки вредных выбросов при производстве товара или услуги.

Потребители товаров и услуг (граждане и организации) оплачивают со своих экойн-счетов стоимость приобретаемых товаров и услуг по их цене в экойн.

Новая система управления позволит жителям беднейших стран получать доходы, продавая неиспользованные экойн в развитые страны. При этом условие невыдачи экойн вновь рожденным гражданам Земли существенно стимулирует ограничить рождаемость в беднейших странах, что положительно скажется на стабилизации количества жителей планеты.

Основные положения модели

1. Основной мерой воздействия человека на экосистему Земли признается прямой выброс или косвенное увеличение в атмосфере оксидов углерода, оксидов азота, оксидов серы, твердых пылевых частиц (далее – вредные выбросы), которые оцениваются в новой [анти]валюте экойн.

Прочее загрязнение окружающей среды подлежит денежной компенсации в виде налогов. Такое упрощение модели необходимо для большей прозрачности оценки и ускорения ввода в использование. В перспективе, все виды негативных воздействий необходимо будет привязать к экойн. Платежное средство экойн назовем антивалютой в силу того, что она носит выраженный ограничивающий характер, позволяющий сдерживать рост экологически опасных отраслей экономики и стимулировать научные исследования в области «чистых» технологий.

2. Экойн привязан к объему вредных выбросов на одного гражданина Земли в единицу времени.

Один экойн может быть выбран, например, как 1 грамм вредных выбросов. На сегодняшний день на одного гражданина Земли приходится в месяц около 5 кг вредных выбросов, поэтому приблизительно каждому будет начислено 5000 экойн в месяц.

Сырьевые компании уплачивают экойн-налог в размере оценки вредных выбросов при добыче данного сырья, а производственные компании уплачивают экойн-налог в размере оценки вредных выбросов при производстве товара или услуги.

Потребители товаров и услуг (граждане и организации) оплачивают со своих экойн-счетов стоимость приобретаемых товаров и услуг по их цене в экойн.

3. Каждый товар и услуга должны быть оценены по экойн Глобальным или Национальными центрами контроля и оценки экойн.

Оценка экойн каждого товара или услуги производится исходя из суммарных выбросов вредных веществ при производстве данного товара или услуги. Учитывается как непосредственный выброс – сжигание топлива, так и косвенные: человеко-часы, электроэнергия, экойны, содержащиеся в комплектующих и сырье.

4. Гражданам и органам госуправления Национальными банками экойн ежемесячно начисляются экойн на специальные счета.

Начислением экойн занимаются Национальные банки экойн, получающие соответствующие квоты от Всемирного банка экойн. Эти банки имеют полномочия принудительно выкупать излишки экойн у организаций по текущему курсу.

5. При покупке товара кроме денег необходимо тратить экойн.

Это ключевое условие модели. Что очень важно, граждане, расходующие на собственные нужды ограниченный объем экойн, четко понимают, какие товары являются загрязнителями, и могут делать осознанный выбор. Такая глобальная вовлеченность людей в защиту планеты в корне изменит цивилизацию в лучшую сторону.

6. Объем ежемесячных начислений (квота) гражданину или органу госуправления зависит от климатических условий места регистрации, исходя из необходимости отопления/кондиционирования и поглощения данной местностью вредных веществ из атмосферы.

Место жительства гражданина имеет немаловажную роль, т.к. для обеспечения условий нормального проживания в северных широтах необходимо отопление, в тропиках и на экваторе – кондиционирование. Во многих районах не хватает пресной воды и т.д. Все эти факторы повышают вредные выбросы, и должны быть учтены путем введения поправочного коэффициента для каждой территории. Таким образом, более сложные условия проживания увеличивают квоту на граждан. Кроме того, территории с большим количеством лесов или водной поверхностью поглощают вредные вещества, что также должно повышать квоту. Зонированием Земли и установкой коэффициентов занимается Глобальный центр контроля и оценки экойн.

7. Квота экойн на органы госуправления и граждан устанавливается Верховным научным советом по экологии.

Квоты могут быть обжалованы в судебном порядке в Национальные и Верховный экологические суды. Суды не подчиняются Верховному научному совету, действуют на основании Экологической Конституции, международного и национального законодательства. В качестве экспертов могут привлекать независимые экспертные организации.

8. Начиная с даты ввода экойн, новорожденные граждане не получают отдельной квоты экойн.

Таким образом, соблюдается «статус кво» в отношении вредных выбросов. Численность человечества не должна увеличиваться, пока мы не снизим вредные выбросы. Выданная единожды квота дается не только гражданину, но и его прямому потомству. До совершеннолетия, пока детей обеспечивают родители, экойн поступает на счета родителей. По достижении совершеннолетия гражданину выделяется отдельный счет экойн и квота, с одновременным уменьшением на ту же величину квот родителей. Размер квоты определяют родители, но не менее 25% от изначальной квоты одного из родителей (максимальной, если квоты разные). При вводе модели управления экойн, можно увеличить квоты для граждан в 1.5 – 2 раза относительно расчетных вредных выбросов на сегодняшний день, чтобы обеспечить «мягкое» принятие модели. Тогда ввод модели фактически растянется на несколько поколений.

9. Свободная конвертация экойн в деньги возможна по курсу, установленному Всемирным банком экойн.

При этом надо учитывать, что объем экойн в мире ограничен, поэтому возможна ситуация нехватки или излишков экойн в каких-либо отдельных странах, и соответственные локально завышенные или заниженные курсы.

10. Организации платят налоги в экойн на вредные выбросы при своем производстве в Национальные банки экойн.

Круговорот экойн в рамках национального государства подразумевает получение экойн на счета организаций при продаже своих товаров и услуг (или сырья). Далее эти экойн уплачиваются в виде налога в Национальные банки экойн. Налог рассчитывается исходя из фактически произведенного организацией вредного выброса. Кроме того, часть экойн должна остаться на счету организации для закупки сырья и услуг у других организаций. В такой ситуации, у организации может происходить накопление экойн. Поэтому Национальные банки экойн имеют право при необходимости выкупать излишки экойн по курсу Всемирного банка. Излишек определяется как разница между общим запасом и необходимым количеством экойн для закупок сырья, материалов и т.д. См. рис. 1.

Рис.1 Схема движения экойн в национальной торговле

11. Трансграничная торговля происходит через счета Национальных банков экойн во Всемирном банке экойн.

При международной торговле все транзакции обязательно проходят через экойн-счета национальных государств во Всемирном банке экойн (Рис.2).


Рис.2 Схема движения экойн при трансграничной торговле

Это важный момент контроля, необходимый для блокирования сомнительных сделок, введения экономических санкций и т.д. 

Правила

Поскольку основным критерием правильной работы системы управления являются измеримые физические величины выбросов при производстве товаров и использовании сырья, а все процессы оборота экойн автоматизированы на уровне банков и розничных магазинов, правила «зашиты» в саму предлагаемую систему.

Для защиты всей системы должен быть предусмотрен правовой иммунитет для всех выборных сотрудников всех органов и финансовая автономия органов.

Механизмы контроля

Самый главный механизм контроля – полная открытость и доступность методов экспертной оценки товаров и услуг, а также начисления экойн. Вся информация в обязательном порядке публикуется на сайтах Глобальных и Национальных центров контроля и оценки экойн. Кроме того, существует обратная связь от граждан и организаций через Национальные экологические суды и выборы.

Порядок назначения ключевых лиц

Члены Национальных научных советов по экологии, судьи Национальных экологических судов, эксперты Национальных центров контроля и оценки экойн 1 раз в 5 лет выбираются всенародным голосованием на национальных уровнях, количеством пропорционально доли населения данной страны в населении Земли. Претенденты должны иметь ученую степень по естественнонаучным отраслям. Допускается представление стран учеными – гражданами других стран.

Члены Верховного научного совета, судьи Верховного суда, эксперты Глобального центра контроля и оценки экойн выбираются случайно, путем жеребьевки из числа избранных в национальные органы.

Урегулирование проблем и рисков

Основной проблемой на начальном этапе внедрения модели будет являться оценка всех возможных товаров и типов товаров по экойн, а риском – отказ отдельных государств присоединиться к модели. Оценку товаров и услуг можно провести сначала заниженную, по типам, и уточнять в течение последующих лет. С отказом отдельных государств от присоединения можно бороться методами санкций Всемирного банка экойн.

Структура органов управления и контроля

  1. Верховный научный совет по экологии. Верховный совещательный и контрольный орган, состоящий из ведущих мировых ученых естественнонаучных областей из всех стран мира. Рассматривает отчеты Глобального центра контроля и оценки экойн, оценивает его работу. Также утверждает научные методики экспертной оценки товаров и услуг по экойн, возможности изменения эмиссии экойн, поправочные коэффициенты экойн в зависимости от условий местности и поглощения местностями вредных веществ, распределяет квоты экойн различным государствам. Действует на основании Конституции экойн и Положения о Верховном научном совете.

    Верховный научный совет обладает полнотой власти в области распределения квот, определения методик оценки товаров и услуг по экойн. Это очень большая ответственность. Ограничением для совета является полная прозрачность действий и пристальное внимание научного и мирового сообщества. Опротестовать решения Верховного совета можно в Верховном экологическом суде.

  2. Глобальный центр контроля и оценки экойн. Экспертно-контрольная мировая организация, осуществляющая экспертную оценку выбросов крупнейших мировых загрязнителей, экспертную оценку основных товаров и услуг по экойн, формирует статистическую отчетность для мирового сообщества, контролирует движение экойн через Национальные банки экойн. Подчиняется только Верховному научному совету по экологии.

    Глобальный центр контроля и оценки является главным источником экспертной информации для Верховного научного совета и Верховного экологического суда. Занимается также контролем работы Всемирного банка экойн и Национальных центров контроля и оценки. Публикует все результаты своей деятельности в открытом доступе.

  3. Национальные научные советы по экологии. Национальные совещательные органы, подчиняющиеся Верховному научному совету. Работа аналогично Верховному научному совету, но на национальном уровне.

    Распределяют квоты по местностям внутри государства, формируют отчеты для Верховного научного совета. Кадровый резерв для Верховного научного совета.

  4. Национальные центры контроля и оценки экойн. Экспертно-контрольные национальные организации, подчиненные Глобальному центру контроля и оценки экойн, осуществляющие экспертную оценку национальных загрязнителей, экспертную оценку местных товаров и услуг по экойн, сертификацию деятельности организаций, а также формируют национальную статистическую отчетность государств.

    Формируют экспертную информацию для Национальных научных советов и судов.

    Получают отчетность организаций о движении экойн, осуществляют проверки деятельности, накладывают штрафы за нарушения.

  5. Всемирный банк экойн. Осуществляет эмиссию и санацию экойн, распределяет квоты различным государствам, при необходимости продажу и покупку экойн. Устанавливает курс экойн к мировым валютам. Осуществляет контроль трансграничной торговли, осуществляемой по экойн только через счета Национальных банков экойн во Всемирном банке экойн. Подчиняется Верховному научному совету.

    Всемирный банк осуществляет мониторинг движения экойн в мире и отдельных странах и должен не допустить ситуации нехватки/переизбытка экойн. Для этого он может выкупать, продавать, эмитировать и санировать экойн с разрешения Верховного научного совета.

  6. Национальные банки экойн. Банковские организации, осуществляющие оборот экойн – выдачу гражданам и органам госуправления, сбор в качестве налогов, куплю-продажу у организаций и граждан в отдельных государствах. Начисление на счета экойн граждан и органов госуправления в обычных банках производится со счетов национальных банков экойн.

    Функцию Национальных банков экойн можно передать обычным банкам, с введением контроля со стороны Всемирного банка и Национальных центров контроля и оценки.

  7. Верховный экологический суд. Высшая судебная инстанция при урегулировании споров, связанных с экойн. Руководствуется Экологической Конституцией, международными соглашениями и при необходимости, национальным законодательством.

    Может отменять решения Национальных экологических судов, Верховных и национальных научных советов. Верховный научный совет может накладывать вето на решение Верховного экологического суда. Тогда решение вопроса выносится на общемировой референдум.

  8. Национальные экологические суды. Судебная инстанция национального уровня. Принимает обращения и жалобы граждан и организаций. Рассматривает жалобы на экспертную оценку товаров и услуг по экойн Национальными центрами контроля и оценки экойн. Руководствуется Экологической Конституцией и национальным законодательством.

    Могут отменять решения Национальных научных советов, Национальных центров контроля и оценки. В случае опротестования решения этого суда заинтересованными лицами, дело передается в Верховный суд. См. рис.3.


Рис.3. Схема независимой экологической судебной системы

Финансирование органов управления и контроля

Все государства, ратифицировавшие модель экойн, вносят на денежные и экойн счета Всемирного банка взносы на содержание органов управления и контроля, пропорционально своей доле в населении Земли.

Бюджеты органов управления и контроля всех уровней в деньгах и экойн утверждается Верховным научным советом.

Обеспечение прозрачности управления

Все документы, регламентирующие оборот экойн, решения научных советов, отчетность всех организаций по экойн в обязательном порядке публикуется в открытом доступе. Засекречивание сведений не допускается, т.к. граждане должны иметь полное представление о расходе экойн на государственный аппарат.

Выбор ключевых фигур и экспертов национального уровня производится явным всенародным голосованием, исключающим возможность подтасовок. Списки проголосовавших также публикуются в открытом доступе в Интернете.

Верховный научный совет по экологии и Верховный экологический суд комплектуются случайным образом из соответствующих специалистов, выбранных на национальном уровне. Таким образом, устраняется возможность образования групп влияния, коррупции и т.д.

Сменяемость – выборы раз в 5 лет, и ограниченность срока нахождения на одной должности (10 лет), обеспечивает отсутствие застоя мысли.

Выборные должностные лица имеют иммунитет ко всем судам и правоохранительным органам государств и подсудны только Верховному экологическому суду.

Предполагается максимально жесткая ответственность выборных должностных лиц за нарушения любого законодательства.

Функционирование бизнеса

Потребительские товары должны иметь явное указание затрат экойн на упаковке и в штрихкоде, а также цветовую маркировку класса по экойн (красный, желтый, зеленый).

Производитель товаров будет крайне заинтересован в улучшении экологии производства, т.к. рынок продаж сильно зависит от количества экойн у покупателей.

Введение ограничивающей потребление дополнительной валюты (антивалюты) экойн ограничивает рост экономики. Но не всей экономики, а только ее неэкологичной части.

Например, вырубка деревьев означает косвенное повышение уровня углекислого газа, и должна быть обложена налогом экойн, а сжигание той же древесины – дополнительным налогом от непосредственного выброса вредных веществ.

Производители товаров и услуг, поставщики сырья ежегодно отчитываются перед Национальными центрами оценки и контроля экойн в движении экойн.

Компании, получающие энергию альтернативными способами или занимающиеся высадкой деревьев на месте вырубленных, а также прочими способами уменьшающие загрязнения, должны получать от государства субсидии в экойн. В число таких организаций могут входить занимающиеся уменьшением природной эмиссии вредных веществ (уменьшение пустынь, осушение болот, нейтрализация вулканов и т.д.)

Помощь беднейшим странам и ограничение рождаемости

Новая система управления позволит жителям беднейших стран получать доходы, продавая неиспользованные экойн в развитые страны. При этом условие невыдачи экойн вновь рожденным гражданам Земли существенно стимулирует ограничить рождаемость в беднейших странах, что положительно скажется на стабилизации количества жителей планеты.

Правовые вопросы.

Юридической основой модели является Экологическая Конституция, которая должна быть принята всеми странами.

Экологическая конституция.

Статья 1. Каждый гражданин Земли вместе со своим потомством обладает равным с другими гражданами и их потомством правами на негативное воздействие на окружающую среду, с учетом места проживания.

Статья 2. Право на воздействие реализуется путем начисление гражданину и его потомству [анти]валюты экойн

Статья 3. Все граждане, организации и страны должны минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 4. Непосредственная угроза жизни и здоровью гражданина должна быть устранена, даже если он не имеет достаточного количества экойн.

Статья 5. В случае споров, не разрешенных органами управления, последней инстанцией является общемировой референдум.

Для ввода в действие Конституции в отдельных государствах заключаются международные соглашения. Национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с ними. Предполагается, что присоединение государств к модели будет происходить путем референдума.

Положение о Верховном научном совете.

Статья 1. Верховный научный совет (далее – Совет) состоит из выбранных населением Земли ведущих ученых и является высшим органом управления и контроля в области экологии и экойн.

Статья 2. Совет действует в интересах всех граждан Земли, независимо от их пола, возраста, вероисповедания и любых других качеств.

Статья 3. Решения Совета могут быть оспорены Верховным экологическим судом. В случае несогласия Совета с решением Верховного экологического суда, спорный вопрос выносится на всемирный экологический референдум прямого явного голосования.

Статья 4. Количество членов Совета нечетное, все решения выносятся простым большинством голосов. Голосовать можно только «за» или «против».

Статья 5. Все голосования членов Совета явные, вся информация о деятельности Совета является открытой и публикуется.

Статья 6. Члены Совета выбираются случайным образом из выбранных прямым явным голосованием членов Национальных научных советов. Срок действия полномочий – 5 лет, работа в одной организации более 2 сроков не допускается.

Наследование экойн

Наследование квоты экойн в случае смерти гражданина производится равными долями между всеми его прямыми потомками (понятие рода). В случае отсутствия прямых потомков, наследуют ближайшие родственники, а в случае отсутствия родственников – национальное государство (для нужд госуправления и распределения в детские дома).

Перспективное развитие модели

В будущем, по мере автоматизации производств и отмирания капиталистической модели экономики, экойн станет основной валютой, необходимой человеку для жизни на Земле.

Кроме того, как уже упоминалось, оценивать по экойн будут все виды загрязнений: почвы, вод, тепловое загрязнение, шумовое загрязнение в городах и т.д.

Важнейшие критерии для глобальных моделей управления

1. Базовые ценности и справедливость

В рамках модели каждый гражданин Земли имеет равные права, с небольшой корректировкой, зависящей от местности проживания. Модель ограничивает сверхпотребление отдельных граждан, которое фактически осуществляется за счет ухудшения условий жизни всего человечества.

Производство конкурентоспособной продукции напрямую зависит от его «чистоты», причем независимо от географического расположения на планете. Товар или услуга оценивается по экойн независимо от места производства на Земле, только исходя из фактических (расчетных) выбросов вредных веществ. Поэтому уменьшается мотивация переносить «грязные» производства в страны с более дешевой рабочей силой, но есть смысл сделать производства «чистыми».

Наличие обязательной цены товара в экойн, которые можно получить, только имея банковский счет и регистрацию места жительства, повышает безопасность транзакций и контроль нелегального оборота денежных средств.

Общая направленность модели – возможность устойчивого развития человечества и ограничение хищнического капитализма.

2. Потенциал принятия решений

Работающая модель управления работает автоматически и требует только ввода информации по новым товарам. Фактически, запуск модели – единственное необходимое решение, которое принимают люди.

3. Эффективность

Автоматизм модели управления подразумевает высокую эффективность при сравнительно небольшом аппарате управления и контроля.

4. Ресурсы и финансирование

При сегодняшнем уровне автоматизации банковских и торговых процессов, внедрение в общемировых масштабах предлагаемой модели потребует сравнительно небольших затрат, с учетом того, что часть затрат на законодательном уровне будет переложена на коммерческие банки и организации.

5. Общая безопасность

Модель исходит из неотъемлемых прав каждого гражданина Земли, и не затрагивает религиозные, национальные и прочие нематериальные идентификации групп.

Модель должна быть принята в развитых странах с высоким уровнем потребления и высоким уровнем экологической осознанности. Слаборазвитые страны с радостью присоединятся к модели, т.к. получат дополнительный источник дохода и переложат проблемы избыточной рождаемости на глобальные структуры.

Из-за высокой эффективности санкций в рамках модели, нарушения международного права и прав человека будут происходить всё реже, а производство оружия будет сокращаться.

6. Адаптивность

Адаптация модели к экономическим реалиям может производиться достаточно легко при помощи изменения эмиссии экойн, изменения курса экойн к основным валютам, изменения привязки к выбросам вредных веществ. Любая возникающая напряженность может быть снята.

7. Ответственность и прозрачность

Успешность выполнения задач модели определяется не столько решениями отдельных должностных лиц и/или органов, сколько вовлеченностью всех граждан Земли в процесс регулирования воздействия человечества на экосистему. Количественная мера возможных загрязнений в виде начисляемых экойн дает четкое представление каждому, что Земля – это общий дом, в котором надо соблюдать чистоту, и определяет меру этой чистоты, отделяющей человечество от катастрофы.

Таким образом, все ответственны за чистоту на планете.

Прозрачность достигается научным подходом к оценке меры загрязнения при производстве и добыче, публикацией всех отчетов и методик оценки. Засекречивание методик не допускается.


Библиографический список
  1. Laszlo Szombatfalvy. The Greatest Challenges of Our Time // Ekerlids, 2010. URL: https://api.globalchallenges.org/static/files/the-greatest-challenges-of-our-time.pdf (дата обращения: 01.12.2016)


Все статьи автора «Сухаревский Владимир Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: