УДК 34.096

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА

Екимова Ксения Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
студент, 2 курс, факультет «Упраления и социально-технических сервисов»

Аннотация
Язык как средство общения обслуживает все сферы правовой, деловой и культурной жизни. В данной статье говорится об особенностях культуры речи работников юридического труда, которые подчинены определенным языковым требованиям: использование смысловой точности и ясности, уместности и правильности. Вместе с тем рассматриваются проблемы культуры речи. В результате проведенного исследования, в том числе опроса студентов первого и второго курсов профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность», мы пришли к выводу, что причиной этих проблем является низкая культура мышления и нечеткое или даже недостаточное знание материала.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Екимова К.В. Проблемы культуры речи работников юридического труда // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82065 (дата обращения: 02.06.2017).

Научный руководитель: Балашова Е.С. -

кандидат философских наук, доцент

В наши дни одной из актуальных проблем в юридической профессии является недостаточность или даже отсутствие у некоторых людей речевых навыков. Все это существенно влияет на общение юристов с людьми. Человек, умеющий логично и убедительно говорить, искусно владеющий речью, несомненно, будет чувствовать себя намного увереннее во всех ситуациях повседневной жизни, а также ему не составит особого труда налаживать контакты с другими людьми и добиваться успехов во всех своих начинаниях. Таким образом, культура речи является одним из важнейших элементов юридической профессии.

Не зря говорят, что речь является своего рода визитной карточкой человека, с помощью которой он показывает уровень своего интеллекта, окружение в котором формировалось его мышление, да и самого себя. Один из современных российских лингвистов М.А. Кронгауз как-то сказал: ««То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». Эти слова свидетельствуют о том, что собеседники, услышав нашу речь, делают выводы, кто мы такие, и что мы из себя представляем.

О культуре речи написано немало работ. Она во многом определена намеренной любовью к языку. К сожалению, не все понимают и знают, как надо «обращаться с языком». Поэтому, любой говорящий в какой-то степени обращает внимание не только на то, что он говорит, но и как говорит.

По глубокому убеждению, А.Ф. Кони, юрист должен быть человеком, безупречно владеющий нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального [1, с. 89]. Каждый день на своем пути юрист сталкивается с различными явлениями жизни, и эти явления он должен оценить, принять по ним нужное решение и убедить людей, которые к нему обращаются, в правильности своей точки зрения. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Итак, язык – это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

Существует две формы речи: устная и письменная. Как правило, письменная речь рассчитана на предварительное обдумывание, поскольку требует точности и соблюдение норм литературного языка. Обычно она реализуется в официальных ситуациях.

У работников юридического труда речь является не только носителем информации, но и средством воздействия. Выделяют несколько типов воздействия при помощи речи: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность юриста – это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

На практике было доказано то, что звучание речевого голоса всегда взаимосвязано с общим поведением людей. Кроме того, развитие речевого голоса также неотделимо от индивидуальности личности, а воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом. И последнее, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи.

В самых разнообразных формах может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Это выступление перед аудиторией, чтение вслух, устный отчет и т.д. Такой вид речевой деятельности получил в юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи предполагает усвоение основ ораторского искусства [2, с.23].

В связи с тем, что юридическому работнику приходится сталкиваться с людьми разных профессий и различного культурного уровня, ему необходимо в каждом конкретном случае выбирать тон и слова, которые смогли бы выражать и аргументировать его мысли, идеи.

Основной содержательной единицей речи является слово. Точность и ясность юридической речи в первую очередь зависит от точного словоупотребления. Для того, чтобы в каждом конкретном случае правильно выбрать слово, необходимо знать его значение, смысловые связи с другими словами.

Уже давно прошло то время, когда в газетах печатались достойные, прекрасные речи судебных ораторов К несчастью, в наши дни бесчисленное множество юристов довольно часто нарушают языковые нормы. Можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы культуры речи юридических работников:

  1. Неуместность речевых клише и штампов;
  2. Многословие;
  3. Использование жаргонных слов (жаргонизмов);
  4. Неправильный порядок слов;
  5. Употребление просторечных слов;
  6. Применение «профессионального» сленга, который своими вульгарными выражениями значительно засоряет речь;
  7. Низкий уровень общей культуры;

Также не редко в юридической практике встречается неверное

использование иноязычных слов и узкоспециальных терминов, например,

«моему подзащитному инкриминируется…» и т.д. [3, с. 116].

Злоупотребление иностранными словами, что является, несомненно, минусом. Подавляющее большинство их мы можем не использовать, поскольку есть русские слова того же значения, простые и точные: фиктивный — вымышленный, мнимый, инициатор — зачинщик, инспирировать — внушать, доминирующий — преобладающий, господствующий, симуляция — притворство и т.д.

Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Безграмотно написанное обвинительное заключение и штампованная, сухая, неинтересная, неубедительная речь прокурора или адвоката не благоприятствует выполнению судом его высоких функций. Сделанная судебным оратором речевая ошибка порочит его как представителя органов правосудия. Если ошибка осталась необнаруженной, то юрист оказывается посредником речевого бескультурья. Можно прийти к выводу, что речевая культура не является личным делом каждого юриста. Уважение к языку, чистая, правильная, богатая речь юридического работника-это показатель его уважения к законам.

К речи юриста предъявляются повышенные требования, поэтому она должна отвечать следующим важнейшим качествам:

быть информативной. Именно умение выступающего выбирать, анализировать, излагать факты и информацию, а также делать соответствующие выводы сделает культуру речи юриста наиболее ценной.

быть понятной, доступной для восприятия. Юридический работник должен говорить конкретно, лаконично, и самое главное понятным языком. Иначе собеседник перестанет воспринимать говорящего. Нередко происходят случаи, когда вследствие недостаточно грамотной речи и неточно сформулированного вопроса, клиент, недопонимая, переспрашивает вопрос [4, С.116].

быть точной, чистой и ясной. Все это может быть достигнуто только при знании материала, логичностью изложения, и, конечно же, убедительностью аргументов. Точность слов создается при использовании юридических терминов, например, мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать; дело выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное и др. [5, с.155-156].

В юридической деятельности для точности слов употребляются специальные термины и клише. Например, мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать; дело выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное: применить меры пресечения, а не принять и др.

быть объективной и юридически точной при оценке событий и действий лиц, в них участвовавших. Здесь также стоит отметить еще одно не менее важное качество речи – уместность, которая выражается в соответствии языковых средств обстановке. Например, неуместно говорить людям, у которых случилось горе: «Добрый день.»

быть эмоционально сдержанной. Ни в коем случае, юридический работник не должен давать волю своим чувствам.

Только при условии того, что речь юридического работника будет обладать всеми выше перечисленными качествами, они сможет воздействовать на окружающих, выполняя свою высокую общественную функцию.

Для выявления представлений студентов о значимости культуры речи в их обыденной жизни и профессиональной деятельности, а также для изучения проблемы развития речевой культуры на сегодняшний день, было опрошено 100 студентов профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность» 1 и 2 курсов (гр. ППД-16-1, ППД-15-1, 2) ФГБОУ ВПО им. К. Минина, осуществляющих подготовку по юридическим дисциплинам. Анкета содержала 11 вопросов, целями которых было определение:

– понимание студентами термина «культура речи»;

– отношение обучающихся к проблеме речевой культуры и понимание ее значения для будущей профессии;

– степень владения студентами культурой речи;

– степень удовлетворенности культурой речи;

– отношение к развитию речевой культуры и пути ее совершенствования.

По итогам исследования нами были получены следующие результаты.

В качестве наиболее частых ответов, данных студентами, можно выделить следующие определения культуры речи:

  1. Грамотная речь;
  2. Правильная речь;
  3. Правильный образ говорения;
  4. Речь без слов-паразитов;
  5. Чётко и ясно выражать свои мысли;
  6. Умение говорить культурно

Однако нельзя не отметить и то, что в некоторых словах обучающиеся делали ошибки, такие как: «правЕльная речь», «это када хорошо построена речь», «интеЛигентное излагание мыслей», «умение культурно вырОжать свои мысли». Были и такие студенты, которые не воспринимались серьезность опроса, поскольку понятию культура речи давали следующие определения: «это вещь», «умение отвечать за базар».

При ответе на второй вопрос («Необходима ли Вам культура речи?») большинство анкетируемых ответили: – «Да, для будущей профессиональной деятельности» (55%); «Да, для выполнения функций, связанных с жизнедеятельностью» (43%); «Не вижу в этом необходимости (2%)»

Рис. 1. Необходимость культуры речи.

На следующий вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей речевой культурой?» 49% студентов не довольны ею, 36% обучающихся дали положительный ответ и 15% людей затруднялись ответить.

Рис. 2. Удовлетворенность речевой культурой.

Наиболее популярными причинами неудовлетворенности своей речевой культурой» у студентов были: «неумение четко и ясно выражать свои мысли», «недостаточность словарного запаса», остальными же выделяли такие проблемы, как «неправильное произношение» и «нелогичность высказывания».

Большинство опрошенных (56%) также считают, что речь преподавателя выступает образцом для них. Остальная же половина студентов либо затруднялась дать ответ, либо была с этим не согласна.

Рис. 3. Речь преподавателя как образец для студентов.

Кроме того, по данным опроса выяснилось, что большинство студентов (96 %) говорят, что беседа преподавателя со студентами намного лучше, чем то, когда они просто сидят и слушают. 

Рис. 4. Мнения студентов, что для них лучше.

Выяснилось и то, что проблем с устной речью у обучающихся намного больше (73%), чем с устной.

Рис. 5. Проблемы с устной и письменной речью.

Важно и то, что 86% студентов считают культуру речи необходимой для успеха в юридической деятельности. А потому большая часть обучающихся считают проблему культуры речи актуальной (89%).

Рис. 6. Необходимость культуры речи для юристов.

Рис. 7. Актуальность проблемы культуры речи.

Необходимыми качествами речи студенты считали: логичность (75%) и богатство словарного запаса (79%)

Следует также обратить внимание на предложения студентов по совершенствованию речевой культур. Многие студенты (81 %) считают, что основной формой развития речевой культуры является чтение дополнительной литературы. Другие (54 %) проголосовали за то, чтобы преподаватель тактично исправлял ошибки в речи студентов, 30 % студентов предлагают организовывать кружки для дополнительного общения.

Проанализировав данные анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  1. В некоторой степени большая часть студентов понимают, что подразумевает собой культура речи, а также осознают необходимость ее наличия для решения вопросов, связанных с повседневной жизнью. Однако некоторые студенты не просто безответственно отнеслись к определению понятия речевой культуры, но и сами своими ошибками в словах показали низкий уровень обладания ею. Кроме того, не все связывают культуру речи с будущей профессиональной деятельностью. Для решения этой проблемы в университете необходимо создание педагогических условий, устраняющих данный пробел.
  2. Среди анкетируемых наблюдаются низкие результаты самооценки уровня культуры речи, которые в основном возникают из-за маленького словарного запаса и неумения четко и ясно выражать свои мысли. Выявленные данные подтверждают необходимость совершенствования формирования речевой культуры студентов в ходе их вузовской подготовки.
  3. Многие опрошенные затрудняются отвечать на вопросы. Это объясняется либо их непониманием понятия культуры речи, либо недооценкой данного феномена. Скорее всего, такие студенты нуждаются в индивидуализированном педагогическом взаимодействии для осуществления процесса формирования речевой культуры.
  4. Анкетируемые высказывали разумные предложения о путях совершенствования культуры речи, которые распространяются и на учебную деятельность (чтение дополнительной литературы, тактичное исправление преподавателя ошибок в речи студентов), и на внеучебную сферу университета (организовывать кружки для дополнительного общения).

Таким образом, студентам-юристам важно понимать, что в настоящее время проблема культуры речи является достаточно серьезной и актуальной, поскольку набирает широкое распространение в последнее десятилетие. Большое количество студентов, которые в будущем должны стать профессиональными юристами, практически ежедневно нарушают нормы языка в силу своего неуважения к другим людям и вседозволенности. Потому как наша страна находится на пути развития правового государства, то на первый план теперь выходят знания в сфере юриспруденции. В связи с постоянными изменениями в законодательстве необходимо безостановочно повышать знания, навыки, самосовершенствоваться. Ведь если обучающиеся привыкнут говорить невежливо, неучтиво, непринужденно в повседневной жизни, то и в будущей своей профессии они будут совершать те же самые ошибки. Потому будущие специалисты в области права должны развивать в себе все ценные коммуникативные качества, которые помогут им сделать свою речь правильной, доступной, логичной и, что не менее важно, доказательной. Кроме того, в целях повышения культуры речи можно использовать и такие способы, как чтение юридических форумов, прослушивание специальных радио-и телепередач, чтение научных и публицистических материалов, работа со словарями, анализ текстов. Итак, если начинающие юристы будут уделять большое внимание развитию культуры речи и ораторского искусства, они смогут сделать успешную карьеру, стать «мастерами своего дела».


Библиографический список
  1. Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие. – 3 изд. – М.: Флинта:Наука, 2012. – С. 624.
  2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. – учебное пособие. – Москва: Проспект, 2015. размер, С.320
  3. Боровков А.В. Значение нравственных норм в деятельности прокурорского работника в РФ // Административный, арбитражный, гражданский процесс и конституционное судопроизводство: история развития и современность 2015 г. С. 116;
  4. Рядчин А.А., Боровков А.В. Этические конфликты в речи защитника // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях 2015 г. С. 118;
  5. Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность 2015 г. № 36 С. 157;


Все статьи автора «Екимова Ксения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: