УДК 08

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Юсупова Елизавета Райбековна
Уральский государственный экономический университет
СИНХ. магистрант

Аннотация
Экономической основой стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2020 годы является долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, определяющий плановое развитие экономики Свердловской области. Рассмотрены основные усилия государственной политики.

Ключевые слова:


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юсупова Е.Р. Основные направления улучшения пищевой промышленности Свердловской области // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82058 (дата обращения: 02.06.2017).

На основе законодательных актов РФ, являющимися Нормативно-правовой основой разработки планов развития социально-экономического направления Свердловской области до 2020 года являются Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закон Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области».

Экономической основой данной стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2020 годы является долгосрочный прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, определяющий плановое развитие экономики Свердловской области. Основные усилия государственной политики при данной разработки программы сосредоточены на:

– приоритетной поддержке перспективных отраслей, обладающих наибольшим потенциалом стимулирования развития смежных отраслей;

– стимулировании внедрения новых технологий и развитии высокотехнологичных отраслевых сегментов;

– развитии современной транспортной инфраструктуры, способствующей развитию логистики и встраиванию региональной транспортной системы в международные транспортные коридоры;

– поддержке формирования экономики знаний, направленной на поиск и развитие новых точек роста экономики Свердловской области и повышение эффективности человеческого потенциала.

Ожидаемые результаты реализации, выдвинутой по программы Свердловской области, на основе главной цели экономического развития в сфере пищевой промышленности характеризуется следующим набором целевых задач к 2020 году [4,5]:

а. рост валового регионального продукта на душу населения с 389,4 тыс. рублей в 2014 году до 754,1 тыс. рублей в 2030 году;

б. рост объема промышленного производства с 1,5 трлн рублей в 2014 году до 3,1 трлн рублей в 2030 году;

в. Свердловская область обеспечена продукцией собственного производства:

– мясом и мясной продукцией с 56 процентов в 2014 году до 75 процентов в 2030 году;

– молоком и молочной продукцией с 44 процентов в 2014 году до 70 процентов в 2030 году;

– овощами на с 36 процентов в 2014 году до 44 процентов в 2030 году.

В условиях нестабильной внешней ситуации и ограниченности ресурсов для реализации вышеперечисленных задач, выделяются приоритеты экономического развития, позволяющие сконцентрировать усилия на стратегически важных направлениях: «новое качество жизни» (приоритеты социальной сферы), «новая индустриализация» (приоритеты экономической сферы), «территория для жизни и бизнеса» (приоритеты территориальной инфраструктурной сферы).

В последние годы государство неоднократно задумывалось над развитием регионов РФ в сфере легкой промышленности, ее разновидности – пищевой промышленности и аграрного сектора – АПК (агропромышленного комплекса). Государством созданы новые ориентиры политики по повышению конкурентоспособности АПК России.

Наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствуют меры, принимаемые производителями по модернизации производства, улучшению качества и расширению ассортимента продукции, внедрению инновационных технологий, реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г., а также дополнительные меры по государственной поддержке агропромышленного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Снижение выработки колбасных изделий, мясных (мясосодержащих) консервов, сливок, масла сливочного, молока и сливок в твердых формах, плодоовощных консервов, фруктовых и овощных соков, сахара тростникового в твердом состоянии, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, макаронных изделий, жиров и смесей топленых, спредов, чая, поваренный соли, игристых, шампанских и столовых вин, слабоалкогольных напитков и некоторых других видов продукции определялось потребительским спросом.

В системе АПК пищевая промышленность имеет тесную связь с сельским хозяйством как поставщиком сырья и с торговлей. Определенная часть отраслей пищевой промышленности относится к сырьевым районам, другая же часть — к районам потребления.

Целью научно-технического развития сельского хозяйства является повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, перевод аграрного сектора на инновационный путь развития, снижение технологических рисков в продовольственной сфере, а также создание современных производств, которые обеспечат улучшение условий труда для работников, занятых в агропромышленной сфере.

Для недопущения негативного развития российского АПК в будущем и снизить вероятность возникновения внешних рисков и угроз, а также придать новый импульс технико-технологическому развитию предприятий и организаций агропромышленного производства, властями были приняты дополнительные меры по внедрению активной научно-технической политики, направленной на формирование конкурентоспособных отечественных технологий, введение которых в производство приведет к решению поставленных целей.

Комплекс необходимых мер уже изложены в указе президента РФ от 21 июля 2016 г. №350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», которым предусматривается создание и реализация комплекса мер по повышению конкурентной способности национальных производителей на основе введения в промышленность новых достижений науки и техники. На срок до 6 месяцев Правительству России данным указом поручено разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. [3]

Следует отметить, что действующей Госпрограмме по развитию сельского хозяйства на период до 2020 г. есть подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация инновационное развитие». На ее реализацию в 2015 г. было выделено из бюджета 70 млн. руб. бюджетных средств. Для реализации этого направления в целях создания инновационных технологий в агропромышленном производстве было принято постановление Правительства РФ от 7 июля 2015 г. №678 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» в рамках Госпрограммы. [3]

На сегодняшний день Минсельхоз России проводит работу по созданию приоритетных направлений развития агропромышленного производства, на основе научно-технического прогресса и финансовому обеспечению мероприятий Программы.

Участие в реализации Программы после ее утверждения будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22 марта 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На данный момент времени Минсельхоз России занимается подготовительной работой по согласованию состава экспертных рабочих групп, подготовке методических рекомендаций для разработчиков подпрограмм, изучает возможные каналы финансирования данной работы.

Приступая к созданию нового программного документа федерального значения, важно отметить, что за последнее десятилетие было разработано и принято много программ по поддержанию различных направлений агропромышленного комплекса, включая отраслевые и ведомственные. Но основным минусом этих документов, по которому не были достигнуты поставленные в них цели, являются недоработанные механизмы реализации этих программ, и даже в Госпрограмме развития сельского хозяйства на период до 2020 г. около 30% целевых показателей по годам не достигаются.

Основным принципом реализации программы тесно взаимодействует с наукой, образованием, бизнесом и государством, а также на их общей ответственности отвечает за практические результаты. В нашей стране существует множество хороших примеров сотрудничества науки и бизнеса в развитии агропромышленного производства, когда отечественные ученые разрабатывают современные технологии для производства продуктов питания для отдельных социальных групп населения, с различными предпочтительными вкусами и интересами, а отечественные компании на основе этих технологий производят продукцию, которая востребована как на нашем национальном уровне, так и на внешних рынках. Целью сегодняшнего дня является выведение такой кооперации на более высокий уровень, минимизация действий от постановки научных задач до практического внедрения конкретной их разработки.

На данный момент развитие АПК России проходит в новых, более жестких условиях, которые тесно связаны с санкциями, экономическим и финансовым кризисом, бюджетными ограничениями, что повышает уровень рисков дальнейшего устойчивого развития аграрного сектора. И эти новые реалии могут повлиять с негативными последствиями на достижение критериев Доктрины продовольственной безопасности России, основного требования государственной аграрной политики. С учетом этих обстоятельств, создаваемые и утверждаемые программные мероприятия должны быть прагматичными, с четко сформулированными целями, этапами, цифровыми, показателями и сроками исполнения отдельных мероприятий.

С разработкой и реализацией Программы научно-технического развития сельского хозяйства на период 2017-2025 гг. увязаны определенные цели на действительный прорыв в развитии современных ресурсосберегающих технологий и новых видов технологического оборудования, которые способствуют для России получить инновационное лидерство в промышленности и на агропродовольственных рынках нашей страны, а также за рубежом.


Библиографический список
  1. Асаул А.Н., Модернизация экономики на основе технологических инноваций [Текст]  / Асаул А.Н., Карпов Б.М. Модернизация экономики на основе технологических инноваций // Учебник СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 606 с.
  2. Махмудова М.М., Анализ современных тенденций экономической  активности субъектов региональной экономики Уральского федерального округа [Текст] / Махмудова М.М. Анализ современных тенденций экономической активности субъектов региональной экономики Уральского федерального округа // Экономика и предпринимательство.  2015.  №5 (1).  С. 886-891.
  3. Пищевая промышленность №10 «Разумная автоматика» [Текст]: журнал / периодическое издание, 2016 г., ООО «Пищепромиздат» 2005
  4. Официальный сайт «Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в 2015 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  5.  Официальный сайт «Тенденции развития промышленности в России»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.promrtech.ru


Все статьи автора «Юсупова Елизавета Райбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: