УДК 331.1

ВЫКСА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Мочалова А.С.1, Ротанова В.А1, Торопова А.И.1, Шамина Е.М.1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Автор исследования описывает литературно-краеведческие материалы, которые были им изучены и стали основой для создания разделов виртуальной литературной карты города Выксы. В данной статье рассматривается особая тонкая связь художественного произведения и вдохновения писателя. В работе не только выдвигается, но и подтверждается гипотеза о том, что, начиная с 18 века, Выкса становится литературным центром юга Нижегородской губернии, имеющим богатую историю литературы.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А, Торопова А.И., Шамина Е.М. Выкса в художественной и публицистической литературе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/81330 (дата обращения: 16.05.2017).

Как известно, для каждого писателя свой источник вдохновения. Для кого-то музой становится другой человек, природа или событие. Очень часто предметом вдохновения становится какое-либо место, и между этим всем существует довольно сложная взаимосвязь. Д. И. Лихачев уверен, что понять литературу, не зная места, где она создавалась также трудно, как осознать мысль, не понимая языка, на котором она звучит. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению. Выксунский район богат литературной историей, которая связана именами писателей. Литературная история Выксы не раз привлекала внимание краеведов, но работ, которые были бы посвящены исследованию литературного процесса в этом городе, литературных мест нет.

А.В. Сухово-Кобылин, Е.А. Салиас, Н.П. Ключарев, П.П. Лопатин… Этот список имен известных русских писателей и наших земляков можно продолжить. Они жили в разные эпохи, в разной степени знамениты, но у них есть нечто общее. В произведениях этих писателей Выкса была источником вдохновения.

Самым, наверное, известным романистом, посвятившим истории Выксы, ее легендам своё произведение «Работные люди» стал Н.П. Ключарев. Он воссоздает в романе атмосферу жизни Выксы периода становления баташевских заводов, основательно, с детальными подробностями рассказывая о росте и расцвете их дела. Выкса становится у Ключарева героем романа. Он одушевляет город и его центр – завод: «Любующимся взглядом окинул раскрывающийся из окна вид: приземистые туловища домов, дымящиеся корпуса молотовых и плющильных предприятий, складские сараи. Всё это пряталось за исполинским телом плотины, отделившей городские строения от хмуро притаившихся за ее спиной огромные массы воды…». Метафоры «приземистые туловища домов» подчеркивают мощь и размах дела Баташевых. И сами братья тоже становятся героями произведения: «На пляжах Верхнего пруда угасли яркие огни солнечного заката. Певшие весь день наковальни молотовых фабрик приутихли. День подходил к концу. Андрей Родионович встал из-за стола, за которым работал, подошел к окну, широко распахнул его дубовые створки…» [1, c. 173].

Романист 19 века Е.А. Салиас посвятил нашему городу свое произведение «Владимирские мономахи». Он повествует о периоде расцвета баташевских заводов, а точнее о том, как жили в эту пору их единовластные хозяева.      Братья Баташевы стали прототипами главных героев романа. Выксу Салиас называет несколько странно – Высокса. Романист описывает наш город с мельчайшими подробностями.  Барский дом и все, что его окружает: дом заводского управляющего и смотрителей слева, Большую церковь, главную контору справа, – все описано точно, предметно: «…Сразу перед домом, но как бы в гигантском овраге, находилась заводская домна с исполинскими каменными, безостановочно дымящимися трубами. Слева простиралось большое озеро, занимающее около полутора верст и окруженное лесами. Озеро увиливало и заворачивало налево, пряталось за лесом и виделось большим и широким. Недалеко от большого дома возвышалась главная церковь посреди площади, а вокруг нее с лицевой протянулись маленькие домики церковных служителей и главных городских начальников, вольных и крепостных. Здесь были домики главного управителя заводом и трех главных смотрителей. Направо от дома через площадь торчало неуклюжее здание, казавшееся с одной стороны треугольным, а с другой пятиугольным, где была коллегия, то есть главное управление. Над ними посредине высилась черырехугольная башня с часами, гулкий бой которых был слышен далеко, в тихую погоду за версту…». Но больше всего внимания Салиас уделяет Дворцу Баташевых, где и происходят главные события романа: «…Громадный дом, почти дворец, выстроился не сразу. Сначала он был двухэтажным, а только после смерти Саввы Ильича, брат не пожелал жить в тех комнатах, где они вместе провели много лет, живя душа в душу. Аникита Ильич построил для себя мезонин в семь комнат, но через три года увеличил его и расширил его во весь дом, чтобы перевести свою личную канцелярию. Теперь весь верх был занят барином, и люди говоря о нем, говорили «вверх» или «вверху». Они даже выражались: «Ныне «вверху» простудившись» или: «Погоди, верх узнает, даст трепку!». Во втором этаже были все парадные комнаты: три гостиных, китайская комната и итальянская, или портретная. Здесь висел на главном месте портрет Саввы Ильича, а по бокам его императрицы анна и Елисавета…» [2, стр. 6]

Литературную жизнь сегодняшней Выксы невозможно представить без местных газет: «Выксунский рабочий» и «Провинциальная хроника». Каждая из них имеет свою историю. Многим, очевидно, будет интересен тот факт, что самая известная в городе газета начала выходить в 1920 году. Посетители сайта узнают о том, что за 90 лет своей истории «Выксунский рабочий» изменял несколько раз свое название, что среди его главных редакторов был Вадим Петрович Шаныгин, что в 80-е годы тираж газеты составлял 25 тысяч экземпляров, что очень много для этого небольшого города. Газета «Провинциальная хроника» начинает свою историю с 1970 года. Она также во многом определяет культурную жизнь Выксы. Сейчас ее главным редактором является А.С. Пантелеев.

Далеко не каждый выксунец знает, что в нашем городе издается очень интересный журнал «Приокская глубинка», а точнее, краеведческий альманах некоторые материалы которого были использованы   для создания сайта «Литературная карта Выксы». Особенно своей глубиной привлекают статьи краеведа В.В. Балдиной.

Литературная жизнь современной Выксы связана не только с журналистикой, но и с художественной литературой, представленной такими талантливыми поэтами и прозаиками, как Н.Н. Сынкова, Владимир Белов, Анатолий Пантелеев, Алена Баикина, Анатолий Гладышев, молодой поэтессой Марией Вулф. К сожалению, их творчество известно немногим. В данном исследовании хотелось бы более подробно остановиться на творческой судьбе А.С. Пантелеева.  Его литературный путь начался с книги «Осколки», вышедшей в 2005 году.  После публикации третьего сборника «Волком меченая территория» Пантелеев становится членом Союза российских писателей. Он выпустил семь книг. В последний сборник «Мир рож» вошли не только рассказы, но и стихи. Художественную манеру писателя отличает проникновенный лиризм и внимание к детали. Пантелеев известен в нашем городе и как журналист, и как главный редактор газеты «Провинциальная хроника». [3, cтр. 7]

Выкса, начиная с 18 века, становится литературным центром юга Нижегородской губернии. Данная исследовательская работа не является завершенной: ее разделы можно пополнять новыми сведениями по литературной истории Выксы.


Библиографический список
  1. Ключарев Н.П. Работные люди// Волго-вятское книжное издание. Нижний Новгород.: 1985. стр. 173.2.
  2. Салиас Е.А. Владимирские Мономахи// Нижегородская ярмарка Нижний Новгород.: 2005. стр. 6.
  3. Балдина В.В. На Выксе писал пиесу// «Приокская глубинка», №1, 2007. стр. 7.


Все статьи автора «Мочалова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация