УДК 372.881.111.1

ДИСКУССИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мензатова Себиля Серверовна
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
ассистент

Аннотация
В статье описываются различные дискуссионные формы работы. Автор в статье делится опытом использования методики «Balloon debate» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых профилей в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: иностранный язык


DISCUSSION AS THE MEAN OF FORMATION COMMUNICATIVE COMPETENCE AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Menzatova Sebilya Serverovna
Novosibirsk State Pedagogical University
Assistant

Abstract
The article describes different types of discussion. The author shows the results of using the technique of "balloon debate" in the formation of foreign language communicative competence among non-linguistic students at Novosibirsk State Pedagogical University.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мензатова С.С. Дискуссионные формы работы как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/81208 (дата обращения: 11.05.2017).

Компетентностный подход стал  неотъемлемой частью современного образования, как в школах, так и в вузах, целью данного подхода является не только овладение учащимися учебным материалом, но и их умение применять знания на практике, выходить с помощью этих знаний из проблемных ситуаций в реальной жизни. Огромную роль в реализации данного подхода играют такие активные методы обучения, как дебаты, обсуждения, дискуссии, беседы.

Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов различных профессиональных направлений, поскольку в современном мире, характеризуемом растущей конкуренцией на рынке труда, знание иностранного языка может сыграть решающую роль в достижении успеха.

Целью исследования является анализ использования дискуссионных форм работы для формирования компетенций на уроках иностранного языка.

В статье проанализированы отличительные особенности дискуссионных форм работы и представлен личный опыт использования техники «Balloon debate» со студентами неязыковых специальностей.

«Дискуссия», как форма общения может быть выражена в форме беседы, дебатов, диспута, обмена мнениями, полемики, спора.  [5]

В педагогическом плане —  это способ организации процесса обучения группы, в форме обзора, исследования, обсуждения вопросов, спорных моментов.

Тема любой дискуссии должна быть актуальна для учащихся,  правильно выбранные темы вызывают неподдельный интерес и желание отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Обсуждение актуальной проблемной ситуации сопровождается интеллектуальным возбуждением, познавательной активностью, желанием понять проблему и мнения других людей и высказывать своё мнение. Формулировка проблемы, анализ ее, поиск решений, которые происходят в дискуссии, приводят к формулированию выводов, и их обсуждению. [1, c.13]

Процесс коммуникации и демонстрация учащимися знаний в образовательной дискуссии направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

В общем, дискуссия — это форма обучения, которая развивает мышление и речь студентов, так же личная заинтересованность в теме обсуждения повышает мотивацию студентов.

Далее хотелось бы привести перечень некоторых дискуссионных форм работы и дать им краткое описание:

- Конференция — дискуссия, в которой участники выступают со своими исследованиями (сообщениями), а затем отвечают на вопросы аудитории;

- Круглый стол — это форма  беседа, в которой  участвует небольшая группа студентов, в ходе которой происходит обмен мнениями как между ними;

- Дебаты — это дискуссия, имеющая четкий регламент и форму проведения. В дебатах участвую 2 команды, каждая из которых отстаивает свою точку зрения, которая противоположна точке зрения соперников. Сначала представитель каждой из команд выступает, выражая мнение команды, после чего команды задают перекрестные вопросы.  Целью дебатов является убеждение аудитории принять сторону твоей команды. [2]

Одной из разновидностей традиционных дебатов является «Balloon debate». [4 c. 34]

Догадаться о сути этой дискуссии можно из названия «Balloon» переводится, как «Воздушный шар». Мною были опробованы два варианта данной дискуссии. В первом варианте участники дискуссии выбирают из списка одну профессию (инженер, врач, повар, учитель, строитель, агроном и т.д.)  и представляют, что они путешествуют на большом воздушном шаре, но в какой-то момент он начинает падать, чтобы выжить участникам надо решить, кто из них выпрыгнет из корзины. Каждый из участников представляет свои аргументы, почему именно он должен остаться на шаре, после предъявления аргументов аудитория может задать вопросы участникам дискуссии, ответы на которые помогут сделать выбор. Во втором варианте дискуссии студенты были разделены на группы, путешественников выбирали сами участники группы, заданием было выбрать знаменитого представителя их будущей профессии (математика, педагога, психолога, физика и т.д.), основная подготовка данного вида дискуссии проводится студентами самостоятельно, в виде домашнего задания. В аудитории группы делятся своими подготовленными аргументами, задают вопросы остальным командам, после первого круга аргументов и вопросов решение принимается путем голосования всех групп, кто должен остаться на шаре, этапы повторяются, пока не победит одна из групп, в финальном голосовании между двумя группами выбирают все участники дискуссии.

Задачи урока:

- Демонстрация владение лексикой и грамматикой по уже изученным темам;

- Умение пользоваться разными источниками для нахождения информации;

- Умение соблюдать этику и этикет общения;

- Овладение коммуникативными тактиками и стратегиями;

- Демонстрация навыков активного слушания;

-  Развитие ораторского мастерства;

- Развитие знаний о знаменитых людях будущей профессии, их достижениях и открытиях;

- Развитие уверенности в себе, преодоление страха ошибок при устном высказывании.

Преподаватель исполняет роль менеджера, помощника, таймкипера. На подготовительном этапе преподаватель помогает в поиске источников информации, при проведении дискуссии помогает в формулировании вопросов, следит за выполнением регламента.

На момент проведения дискуссии студенты должны быть подготовлены к обсуждению, они должны уметь использовать специальные дискуссионные обороты, которые по цели высказывания может разделить на: 1) agreeing; 2) disagreeing; 3)saying and partly agree; 4) reacting to opinion; 5) opinion; 6)clarification. Такая форма занятия может использоваться при контроле уже пройденного материала, как заключительное занятие после окончания темы.

Делая вывод, хочется отметить, что данная форма организации занятия помогает достичь, как учебных целей, так и воспитательных. Происходит активизация ранее изученного материала, в течение дискуссии и подготовки к ней, задействуются все виды речевой деятельности, формируется коммуникативная компетенция, повышается интерес и мотивация к изучению иностранного языка.  Студентам нравится подобная «разгрузка» от обычных занятий с одной стороны, а с другой, они имеют возможность выразить себя, как личность, показать в своих аргументах, что они считают важным и значимым.


Библиографический список
  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
  2. Колмогорова С. Интерактивные формы и методы работы // Пед. техника. – 2007. – N 2. – С. 18-25.
  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
  4. Russell Tarr «A History Teaching Toolbox». – Garamond, 2016. – 149c.
  5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. – Том 1. / Под ред. В.Г. Панова. –М, 1993. – 607с.


Все статьи автора «Мензатова Себиля Серверовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация