УДК 347.1

ПОНЯТИЕ “ЧЕСТЬ ГРАЖДАНИНА” В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Яблокова Оксана Олеговна
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Юридический институт им. М.М. Сперанского, студент-магистр

Аннотация
В данной статье исследуется происхождение понятия «чести» в историческом и социальном значениях, выявляются его теоретические аспекты, исследуются мнения ученых-юристов. На основе проведенного исследования автором предлагается внести дополнения в гражданское законодательство.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яблокова О.О. Понятие "честь гражданина" в гражданском праве // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/80365 (дата обращения: 02.06.2017).

Пункт 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на защиту «своей чести и доброго имени». Право на защиту чести закреплено в статье 152 ГК РФ.

До начала нарушения чести гражданина, гражданским правом эти личные неимущественные отношения охраняются путем общей обязанности воздержаться от их нарушений. Нарушенные нормы гражданского права регулирую возникшие отношения с момента их нарушения.

Правила поведения обладателя субъективного права на честь устанавливаются нормами закона. Следовательно, эти нормы обладают не только регулирующей и охранительной функциями, а содержат и воспитательное значение, так как граждане выполняют эти нормы добровольно, а также в силу убеждения и сознания долга перед обществом.

С юридической точки зрения с материальным долгом можно рассчитаться быстрее, чем с моральным, так как моральный долг может выплачиваться на протяжении длительного времени.

По нашему мнению, гражданин, отдавая моральный долг другим обогащает свою душу и передает его в будущем своим детям.

В словаре толкового русского языка С.И. Ожегова понятие долга определен следующим образом: «Честь – это 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

Например, долг офицера – служить отечеству, так как у чести есть долг.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Например, честь мундира – официальный авторитет.

3. Целомудрие, непорочность (девичья). Например, девичья честь.

4. Почет, уважение. Например, честь по труду.

Понятие чести существовало еще до резолюции 1917 года. В то время словосочетание «честь имею» было весьма обиходным, что означало вежливое обращение к вышестоящему лицу. «По чести сказать» – говори откровенно; «Честью просить» – это значит просить вежливо, без угроз и принуждения; «С честью выйти» – уметь найти достойный выход из положения; «Делать честь кому (чему) – нибудь, то есть совершать действия по уму и сердцу и т.д.

Безусловно, раскрывая и определяя содержания понятия чести, ученые-юристы и философы дают различные формулировки.

Так, С.И. Вильнянский определил честь, как оценку обществом нравственных и интеллектуальных качеств человека. А.А. Ерошенко – как категорию, отражающую достоинство индивида в сознании других людей, его общественную оценку1. В.А. Рясенцев – как определенную социальную оценку гражданина, которая может касаться его трудовой деятельности, выполнения им общественного долга, отношения к другим лицам в быту и т.д., объективное общественное отношение к нему, образующее его моральную и деловую репутацию2.

По мнению А.Л. Анисимова, честь – положительная репутация человека.

Честь является категорией нравственности и права. Уважение начинается с самоуважения, а следовательно, уважать гражданина может только гражданин сам себя уважающий. Уважение к самому себе относится и гордость.

Манера поведения гражданина может определяться его обязательностью, а следовательно ответственностью перед самим собой.

К обязательности можно отнести три положительных качества: честность, доброта и отзывчивость, которые необходимы гражданину в обществе.

Гражданская честность – это категория качественная и количественная, так как у каждого гражданина свой закон честности. По нашему мнению, честный человек – это всегда яркий защитник справедливости.

Существуют ситуации, когда гражданину нужны способы защиты нарушения его чести. Например, когда порочащие сведения содержат информацию об аморальном поведении гражданина не соответствующие действительности. В данных ситуациях, их распространение не только умаляет честь гражданина, но и искажает его личную жизнь.

Поэтому, суд должен вынести решение об опровержении сведений, тем самым защитить гражданина от постороннего вмешательства в его личную жизнь и информационного искаженного его поведения.

Благородным может быть не каждый гражданин, так как благородство – это внутренняя красота. Она находит свое существование в отдельном гражданине и доступна немногим.

Благородство проявляется в поступках гражданина и его мышлении.

Гражданину-доброжелателю присуще такие качества как доброта и сострадание. Если милосердие можно отнести к активной доброте, то добродушие – это внешняя сторона доброты, которая может не соответствовать содержанию.

Итак, базисным значением чести является статичная положительная моральная оценка деятельности индивида общественным мнением, которое в дальнейшем трансформируется в определенном отношении к нему со стороны общества, которое называется нравственным отношением. Чувство чести способствует формированию у человека позитивных качеств, таких как доброта, честность, сострадание и другие. Что в данном случае характеризует честь как совокупность ценных нравственных качеств человека.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных суждений, усматривается, что понятие чести имеет два аспекта – внешний или, как его иначе называют – объективный и внутренний (субъективный).

Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного индивида, а отражает общественные ценности социума, социальных групп.

Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценки личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.

Следовательно, внешняя (объективная) сторона чести заключается в позитивном признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих.

Кроме того, честь является и этическим благом, так как направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и доставляет этим ей моральное удовлетворение.

Внутренняя (субъективная) сторона чести выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности (оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями)1.

Немало случаев, когда гражданам выдаются разного рода документы, в которых содержаться сведения. Не соответствующие действительности. Нередко, суд установив, что порочащие сведения гражданина содержаться в документе, например: справки, характеристики, протоколы, свидетельства, заключения и т.д., выносит решение о замене данного документа. Но проблема может возникнуть в тех случаях, когда по документам, не соответствующим действительности на которые гражданин не обратил внимание или не знал о каких-либо фактах, обстоятельствах или был введен в заблуждение тем, кто выдавал ему данный документ, уже произвел по данному документу определенные действия и тогда в суде гражданину трудно будет отстаивать и защищать свою честь или честь своих близких родственников.

В связи с отсутствием определения понятия «чести» каждый трактует его по своему. Для одних – это долг; для других – уважение; для третьих – благородство и т.д.

Поэтому, необходимо на законодательном уровне сформулировать и закрепить способ защиты чести гражданина.

Анализируя права на честь, гражданин должен быть уверен в том, что его деятельность и поведение будут правильно оцениваться судом, то есть объективно.

В связи  с изложенным, нами предлагается дополнить абзац 1 части 1 статьи 152 Гражданского кодекса РФ следующей редакцией:

«Под честью следует понимать объективную положительную оценку правил поведения и деятельности гражданина, где усматриваются моральные качества: долг, уважение, обязательность, благородство, доброжелательность, милосердие, честность, порядочность, сострадание, отзывчивость, целомудрие и другие нравственные качества, которые имеют воспитательное значение в обществе.


1 Гаврилов, Е. Право на честь и достоинство / Е. Гаврилов // ЭЖ – Юрист. – 2014. –  № 40. – С. 2.

2 Гранина, Д. Понятие чести / Д. Гранина // Современное право. – 2014. – № 14. – С.12.

1 Пырыгина, Н.Н. Новеллы главы 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: между ретроспективами и перспективами / Н.Н. Пырыгина // Государство и право. Юридические науки. – 2014. – № 2 (39). – С. 148.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2014. – № 11.
  2. Гаврилов, Е. Право на честь и достоинство / Е. Гаврилов // ЭЖ – Юрист. – 2014. – № 40. – С. 1 – 3.
  3. Гранина, Д. Понятие чести / Д. Гранина // Современное право. – 2014. – № 14. – С.12 – 13.
  4. Пырыгина, Н.Н. Новеллы главы 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: между ретроспективами и перспективами / Н.Н. Пырыгина // Государство и право. Юридические науки. – 2014. – № 2 (39). – С. 145 – 154.
  5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2013.


Все статьи автора «Яблокова Оксана Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: