УДК 721

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР 21 ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

Копий Андрей Григорьевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
магистр архитектуры, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна

Аннотация
Статья рассматривает вопрос места и значимости промышленного интерьера в современной типологии дизайн-проектирования.

Ключевые слова: архитектура, дизайн, индустриальный интерьер, интерьер, лофт, промышленная архитектура, промышленный интерьер, стили


21ST CENTURY INDUSTRIAL INTERIOR: EVOLUTION OR DEGRADATION?

Kopiy Andrei Grigorievich
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Master in Architecture, Associate Professor of Applied Arts and Design Department

Abstract
The paper reviews the problem of place and completeness of industrial interior in contemporary design projection typology.

Keywords: architecture, design, industrial architecture, industriual interior, interior, styles


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Копий А.Г. Промышленный интерьер 21 века: эволюция или деградация? // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81743 (дата обращения: 29.04.2017).

Наиболее существенные изменения в подходах к созданию производственного пространства происходили начиная с конца 19 века и продолжают происходить. На протяжении этого периода главный приоритет при проектировании – функциональность – оставался неизменным. Производство как важнейший фактор воплощения научно-технических достижений, в свою очередь, претерпело ряд существенных изменений: во многих производственных процессах сократилось число необходимых для работы людей, заметно возросла автоматизация.

На многих производствах изменился внешний облик оборудования (в том числе, станков), составляющего основу объёмно-пространственного насыщения промышленных интерьеров.

Если в 20 веке архитекторы и дизайнеры, говоря о промышленном интерьере, подразумевали преимущественно колористическое решение, то в 21-м – к этому приоритету добавилось постепенно повышающееся внимание к вопросам эргономики рабочего пространства. Обобщая промышленные помещения до нескольких наиболее крупных функций, можно выделить научно-исследовательскую и проектную (лаборатории), производственную (цеха) и хранение (склады). В современном промышленном интерьере именно лаборатории ближе всего к гражданским объектам.

Необходимо отметить, что на месторасположение, на выбор конструктивных и, в том числе, отделочных материалов влиял показатель вредности производства, а также характеристика производственных процессов (например, опасность возгорания, применение жидких веществ, взрывоопасность и т. п.).

Производства с применением крупногабаритного технологического оборудования, как правило, подразумевают сложный процесс, требующий значительной площади помещений [1]. Также характер этого процесса может влиять на габаритные размеры и форму здания [2].

Если говорить о промышленном интерьере, как о типологической единице, то по-настоящему художественно-выразительных объектов немного. В то же время более значительным выглядит влияние промышленной эстетики на стили интерьеров гражданских зданий.

Стили в интерьере значительно условнее и менее определены, чем в архитектуре. Одна из главных причин – многофункциональность многих пространств, заставляющая в современном проектировании чаще всего идти по пути эклектики. Неопределённости добавляет также отсутствие в последние несколько десятилетий одного-двух наиболее растространённых стилей как в архитектуре, так и в интерьере.

Одним из наиболее распространённых во второй половине 20 века – первых десятилетиях 21 века – остаётся стиль лофт (или как иногда его называют «индустриальный стиль»), берущий начало в эстетике бывших промышленных зданий, реконструированных и переоборудованных под гражданские цели. Причины популярности стиля лофт заключаются в выразительных признаках: использование материалов, не характерных для большинства «гражданских» стилей (кирпича в интерьере, мателлических предметов и порверхностей, некоторая брутальность форм и т.п.), отсутствие декора и конструктивная естественность форм. В продолжении тезиса о естественности, именно эта характеристика стала особенно цениться во многих визуальных сферах деятельности в начале 21 века, став промежуточным итогом долгих десятилетий экспериментов и нахождения экстремальных точек развития.

Промышленная эстетика превратилась отчасти в «язык времени», стала более значимым явлением, чем сам промышленный интерьер. Постмодернистское эклектичное «переосмысление» архитектуры, формы, стремление к многофункциональности, гибкости нередко заставляет проектировщиков создавать лаконичные пространства, отвечающие функционалистской философии и, в то же время, способные во многих случаях к смене назначения.

В виду того, что в своей массе то, что принято считать «промышленным интерьером» чрезвычайно функционально (возможно в той же степени, что и объекты специального назначения – инфраструктурные или объекты ГО и ЧС) почти лишено художественной индивидуальности (в отличие от интерьеров гражданского назначения), проектирование может обходиться силами инженеров, без участия дизайнеров и даже архитекторов.

Переосмысляя вопрос развития промышленного интерьера, какие выводы можно сделать: прорывов в рассматриваемой сфере нет, интерьер промышленных зданий занимает постоянную нишу с периодическим повялением в небольшом количестве художественно-выразительных объектов. Таким образом, типологическая единица находится в естественно-эволюционном состоянии.


Библиографический список
  1. Дятков, С. В. Архитектура промышленных зданий. Учебное пособие для строит. вузов / С. В. Дятков. – М. : Высш. Школа, 1976. – 464 с. : ил.
  2. Копий, А. Г. Влияние большепролётных конструкций на объёмно-планировочное решение зданий (тезисы) / А. Г. Копий // Великие реки – 2006 : Тез. докл.. Межд. науч.-пром. форума. Т. 2. Н. Новгород, ННГАСУ, 2005. – C. 19.


Все статьи автора «Копий Андрей Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация