УДК 37.013.46

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Камерилова Галина Севельевна1, Варламов Алексей Сергеевич2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, доктор педагогических наук, профессор
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, магистр

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основания информационного подхода и особенности его реализации в системе образования. Уточняются понятия: «информация» и «знание», сущность проблемы отбора содержания образования. Раскрываются возможности электронной образовательной среды вуза, ИКТ, уровней интерактивности.

Ключевые слова: знание, ИКТ, интерактивность, информационный подход, информация, электронная образовательная среда


INFORMATION APPROACH AS A LEADING VECTOR OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF DOMESTIC EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

Kamerilova Galina Savelyevna1, Varlamov Alexey Sergeevich2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences, professor
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, magistr of sciences

Abstract
The theoretical bases of the information approach and the features of its implementation in the education system are considered in the article. The notions: "information" and "knowledge", the essence of the problem of selection of the content of education are specified. Opportunities of the electronic educational environment of the university, ICT, levels of interactivity are revealed.

Keywords: electronic educational environment, ICT, information, information approach, interactivity, knowledge


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Камерилова Г.С., Варламов А.С. Информационный подход как ведущий вектор модернизации системы отечественного образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81581 (дата обращения: 02.06.2017).

Активно идущие в образовании процессы модернизации в значительной мере связаны с информатизацией общественного развития, при которой доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современной микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена (И.В.Роберт). В концепции информатизации сферы образования в Российской Федерации отмечается, что главная цель информатизации образования заключается в подготовке обучаемых к эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Данное обстоятельство актуализирует проблему теоретического осмысления и практической реализации информационного подхода в системе образования.

Прежде всего, следует уяснить смысл методологической категории «подход», на определение понятия которого существуют разные точки зрения (Р.Ф.Абдеев, В.А.Штофф и др.). Обобщенный анализ авторских позиций раскрывает сущность научного понятия подхода, выражающуюся через комплекс парадигматических (картина мира), синтагматических (способы, методы познания) и прагматических (ценности, цели, формы использования) структур и механизмов в познании и практике. Он характеризует, по мнению авторов, либо конкурирующие между собой, либо сменяющие  друг друга стратегии в науке, политике, организации жизнедеятельности[1,6]. Вместе с тем, следует отметить, что подходы могут не только конкурировать, но и, дополняя друг друга, сосуществовать сопряжено. Так, в современном образовании на принципах комплементарности функционируют компетентностный и культурологический подходы, личностно-ориентированный и деятельностный. Важно, что подход означает специальное исследование объекта под определенным углом зрения, в нашем случае – это вектор информатизации, поскольку именно информационный подход в мировоззренческой парадигме ХХIвека играет фундаментальная роль. Поэтому растет его роль и значение в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Н.П.Абаскалова, С.В.Абрамова, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, П.В.Станкевич, О.Н.Русак).

Информационный подход представляет собой абстрактно-обобщенное описание и изучение информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных систем, информационных связей и отношений на языке теории информации (В.И.Штанько). Исходя из этого, основной категорией информационного подхода является категория «информация», включающая массив сведений, находящихся в постоянном движении и использовании педагогическими системами. Именно специально подготовленная информация лежит в основе содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, успешность усвоения, которого обеспечит требуемое действующими стандартами качество подготовки обучающихся.

Становится очевидным, что поиск информации в сети Интернет из-за доступности, и удобства извлечения все более заменяет использование традиционных носителей.

Обосновывая необходимость реализации информационного подхода в образовании, И.А.Колесникова акцентирует внимание на различие в смыслах понятий: «информация» и «знание». Знание в психолого-педагогических представлениях означает особую систему его психического представления и речевого выражения, поэтому, как считает автор, чтобы стать личностным знанием информация должна подвергнуться осмыслению[4]. В этой связи информация, чтобы стать знанием обучающегося должна приобрести для него смысл.

В научной литературе разрабатываются понятия о количестве и качестве учебной информации. Количество информации определяется через семантическую (смысловую) и прагматическую (ценностную и целевую) характеристики конкретной образовательной системы: насколько данный объем информации обеспечивает достижение образовательной цели (А.Д.Урсул). Данная задача решается каждым преподавателем пока на эмпирическом уровне путем следующих процедур: а) фильтрации информации путем преимущественно субъективного отбора  необходимых сведений базового и углубленного содержания образования; б) генерализации информации на основе отбора и обобщения наиболее существенных материалов; в) переход с преимущественно эмпирического способа подачи содержания на абстрактно-концептуальный; г) редактирование и представление информации в разной форме (текст, таблица, схема). Понятно, что при этом обращается внимание на научную достоверность учебного материала, максимальную полноту и точность, современность, уровень систематизированности, необходимой лаконичности, субъективной ценности[7].

Созданная в Нижегородском педагогическом университете им.К.Минина (НГПУ) электронная образовательная среда, направленна на включение обучающихся в электронное обучение на базе широкого использования ИКТ. Главным направлением работы является система управления на основе LMS Moodle: http://moodle.mininuniver.ru. Для современного этапа реализации информационного подхода отмечается увеличение интеграционных процессов в объединении различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ. Это выражается, в частности, в создании авторских электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам подготовки, созданных в компетентностном формате[2,3]. Они включают систему взаимодополняющих компонентов целостного сценария освоения курса, направленного на формирование творческой личности будущего педагога, обладающего высокой информационно – коммуникационной компетентностью, как в плане профильной научной, так и методической подготовки. При их разработке активно использовалась гипертекстовая технология, обеспечивающая вариативность обучения и создания индивидуального образовательного маршрута, упрощение навигации. Применение в гиперссылках текста, графики, мультимедиа придает образовательной среде и содержанию образования яркую наглядность, эмоциональность, способствует глубокой внутренней мотивации обучения, осознанности и прочности самостоятельного усвоения содержания. В структуру ЭУМК, кроме теоретического и практического учебного материала, выстроенного в лекционной и семинарско-практической формах, включаются диагностические элементы текущего, промежуточного, итогового форм контроля, содержащего как выполнение тестовых заданий, так и творческих работ: компьютерные презентации («Глобальное потепление климата: миф или реальность», «Урбанизированная среда мегаполиса: проблемы детской безопасности»), показательное деловое портфолио студии веб-дизайна «Стратегия развития инновационной парадигмы оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности».

Информационный подход расширил понимание важной для личностно-профессионального становления педагога сферы межсубъектного взаимодействия. В научной литературе обращается внимание на развитие инновационной парадигмы информационного взаимодействия (И.В.Роберт), при котором активными являются три участника: обучающийся, обучающий и интерактивный источник учебной информации[5]. Коммуникативная сторона информационного подхода делает акцент на интерактивный диалог, осуществляемый с помощью ИКТ, которые направлены на синхронное и асинхронное учебное взаимодействие. Видеоконференции, форумы, электронная почта, блоги, вебинары являются обязательной принадлежностью электронной образовательной среды НГПУ. Хорошо себя зарекомендовали систематически проводимые вебинары. Организованные на основе web-технологий в режиме on-line, они охватывают широкую заинтересованную аудиторию обучающихся, независимо от места их проживания. Единение «виртуального» сообщества достигается общими интересами и целями, готовностью к постижению смысла рассматриваемой проблемы, возможностью постановки вопросов, свободным выражением собственного мнения. Вебинары, благодаря многообразию форм, решают разные задачи и применяются как при изложении нового сложного материала в учебном процессе-on-line-лекции («Использование SWOT-анализа при оценке безопасности образовательной среды»); обсуждения актуальных проблем- on-line-конференции («Человек и его здоровье»), виртуальные презентации («Экологический дизайн урбанизированной среды как средство гармонизации взаимоотношений человека и природы»). В процессе усвоения различных умений и способов деятельности (первая помощь, экологический мониторинг) применяются видеотренинги; на контрольно-оценочном этапе обучения – видеособеседования. Педагогическая ценность вебинаров, состоит не только в доступности приобщения любого желающего к взаимодействию в режиме on-line, интерактивном диалоге, решении разнообразных учебных задач, использовании презентаций и мультимедиа, текстовый чат, демонстрации экрана компьютера ведущего участникам; использование обычного браузера (Google Chrome, Firefox, Opera, Safari). Весьма важным является приглашение на роль ведущих бакалавров, магистрантов, аспирантов, которые выступают с результатами своей исследовательской деятельности («Интересное научное исследование»), демонстрируют на актуальном содержании перспективные методические разработки.

Об успешности реализации информационного подхода в образовательную практику в обучение безопасности жизнедеятельности свидетельствует положительная динамика уровня интерактивности обучающихся.


Библиографический список
  1. Абдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации.-М:ВЛАДОС,1994.-336с.
  2. Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности/ Г.С.Камерилова, М.А.Веряскина, А.С.Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 13.10.2015).
  3. Камерилова Г.С. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании /Г.С.Камерилова, И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева, Э.Н. Баталова// Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12) http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4.
  4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии.-СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.-288с.
  5. Роберт И.В.Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования/И.В.Роберт, Т.А.Аронова и др.-М.:ИИО РАО,2009.-96с.
  6. Яковлева О.Н. Инфрмационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации. – Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.Образование. Педагогические науки.-№1(134),2009.


Все статьи автора «Варламов Алексей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: