УДК 316.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Сабанов Заурбек Михайлович
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления

Аннотация
Статья посвящена основным направлениям экономической деятельности в сфере социальной защиты населения. В ней рассматриваются основные положения, обеспечивающие экономическую эффективность института социальной защиты населения, в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Важным пунктом статьи является раздел описывающий необходимость общественного участия в социально-экономической поддержке населения как контрольными функциями, так и прямыми финансово – экономическими действиями. Процесс включения некоммерческих общественных организаций повышает эффективность социальной защиты населения в обществе с рыночной экономикой, которая диктуется законами рынка, проистекает из его сущности и обуславливают формирование системы социальной защиты как специализированного, многоаспектного общественного института. В настоящей статье обосновываются предположения о том, что социальная защита населения входит в число основных элементов социально-экономической адаптации социально-незащищенных граждан. Этот процесс, основан, прежде всего, на основе эффективной реализации социальной политики и социальных механизмов, предусмотренных действующим законодательством. В данной статье говорится об этих механизмах и их конкретных задачах в плане достижения наибольшей экономической эффективности в деятельности института социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности, социальн-экономическая поддержка, социальная защита населения, социальная интеграция, социально-бытовая адаптация, уровень жизни, экономическая эффективность


BASIC DIRECTIONS, FORMS AND TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF POPULATION

Sabanov Zaurbek Mikhailovich
North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
candidate of sociological Sciences, associate Professor, of the Department of social welfare and management

Abstract
The article is devoted to the main directions of economic activity in the sphere of social protection of the population. It examines the key provisions ensuring the cost-effectiveness of the Institute for social protection of the population, within a market system with a predominance of private property and with some of the regulatory role of the State. An important point of the article is a section that describes the need for public participation in socio-economic support for the population as control functions, and direct financial and economic activities. The incorporation of non-profit community organizations increases the efficiency of social protection of the population in a society with a market economy, which is dictated by the laws of the market stems from his essence and cause the formation of a system of social protection as a specialized, multifaceted public Institute. In the present article shall be justified in the expectation that social protection is one of the main elements of the social-economic adaptation of socially unprotected citizens. This process is based primarily on the basis of the effective implementation of the social policy and social mechanisms stipulated by current legislation. In this article we would like to tell about these mechanisms and their specific tasks to achieve the greatest economic efficiency in the activities of the Institute for social protection of the population in conditions of market economy.

Keywords: economic efficiency, social and home adaptation, social integration, social protection of the population, social-economic support, standard of living, the constraints of life


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сабанов З.М. Основные направления, формы и виды экономической деятельности в сфере социальной защиты населения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81550 (дата обращения: 05.06.2017).

В современном обществе в новых социально-экономических условиях происходит формирование системы социальной защиты населения как особого института, который работает на устранение условий, приводящих к социальной незащищенности граждан. Социальная защита – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одним из основных нормативно-правовым документом, определяющим деятельность социальных служб, по социальной защите, в том числе инвалидов, является Федеральный закон от 01.01. 2015г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ». В нем закреплены основные правовые нормы, регулирующие управление, ресурсное обеспечение, а также предпринимательскую деятельность в сфере социального обслуживания. Установлены нормы и правила для бесплатного и платного социального обслуживания в государственной системе социальных служб.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную информацию о порядке, потенциалах, видах, формах и условиях социального обслуживания. Основными видами социального обслуживания считаются:

1. Материальная помощь, которая предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде средств санитарии, финансовых поступлений, необходимых продуктов питания, одежды, обуви, гигиены, ухода за детьми, различных предметов первой необходимости, топлива, технических средств реабилитации и ухода, специальных транспортных средств, медикаментов.

2. Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется через предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в стабильном или временном нестационарном социальном обеспечении.

3. Социальное обслуживание в условиях стационарного учреждения, оказывающего социальные услуги гражданам, частично или целиком утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в особых условиях жизнедеятельности, в постоянном постороннем уходе соответственно их состоянию здоровья и возрасту.

4. Предоставление гражданам в специализированных учреждениях социального обслуживания временного приюта. Данный вид социального обслуживания осуществляется для безнадзорных несовершеннолетних; детей-сирот; граждан, потерпевших от психического и физического насилия; детей, оставшихся без полного или частичного попечения родителей; детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях; граждан без определенного места жительства и определенных профессиональных занятий; потерпевших от стихийных бедствий, вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного социального приюта.

5. Организация стационарного пребывания в учреждениях социального обслуживания для сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению граждан пожилого возраста и инвалидов, а также других нуждающихся лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в трудных жизненных условиях. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.

6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обслуживания жизнедеятельности, психолого-педагогической поддержки, социально-правового обслуживания.

7. Реабилитационные услуги в социальной, профессиональной, психологической областях оказываются гражданам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним гражданам девиантного поведения, другим, нуждающимся в них лицам [1].

Одной из форм организации общественности для оказания экономической помощи социально-незащищенным гражданам являются некоммерческие неправительственные общественные организации (НКО). Смыслом существования некоммерческой организации является общественное участие – в общественной жизни, государственном (и муниципальном) управлении, профессиональных и досуговых сферах. НКО с одной стороны удовлетворяют запрос общественности на самоорганизацию, те или иные виды деятельности и услуг, взаимной помощи, с другой – являются связующим звеном между обществом и государством, обществом и различными секторными структурами – бизнеса, профессиональных сфер и тд., проводником информации, делегатом общественности в органах власти и в социальных структурах. А с третьей стороны НКО являются катализаторами и организаторами процессов и структур, создаваемых в интересах целевых групп.  Они привлекают внимание, ставят задачи, вовлекают социальных партнеров и их ресурсы. Работа НКО гибко оптимизирует социальную организацию общества, гуманизируя управление и, перераспределяя ресурсы общества и государственной системы в соответствии с запросами локальных групп, нуждающихся в поддержке или готовых оказывать таковую. То есть НКО содействуют созданию социального капитала и способствуют наиболее оперативному и эффективному его вложению.

Таким образом, деятельность НКО, направленная на помощь клиентам социальных служб, и организующая общественное участие в решении их проблем, является еще и общественно полезной в самом широком смысле. Благодаря ей люди, нуждающиеся в помощи, не только получают ее как пассивные иждивенцы, но и сами оказывают услуги обществу и государству, реабилитируя себя как активных и социально эффективных граждан.  Благодаря общественному участию не только выявляются и решаются проблемы, но усиливаются сами НКО – субъекты выражения мнения пациентов, помощи пациентам, реабилитации пациентов, субъекты общественного участия.

Одновременно можно выделить две стратегии действий НКО:

  1. Выделяется дефицитный участок оказания социальной помощи и предлагается какая-то тема.
  2. Определяется узкоспецифичная группа людей и потребности в помощи именно этой группы.

Так, например объективная невозможность охватить все стороны жизни инвалида системой государственной поддержки, недостаточность средств в государственной системе здравоохранения и социальной помощи, невозможность для государственных служб на нынешнем их уровне развития охватить все слои пациентов гибкой системой индивидуальных программ реабилитации, а также наличие значительного внешнего для государственной системы реабилитационного ресурса – возможностей самого пациента, его близких, добровольческих общественных структур, говорят в пользу необходимости создания общественно- государственной системы реабилитации. Такой, в которой в реабилитационном процессе в полной мере будут использованы разнообразные материальные и нематериальные ресурсы пациента, его семейного и референтного окружения, специалистов общественников, пациентского сообщества, широкого волонтерского движения и общества вообще. Катализаторами создания, организаторами, координаторами и даже методистами общественного сегмента реабилитации могут стать общественные организации – устойчивые структуры, действующие в соответствии с общественным запросом, глубоко погруженные в тематику проблем и запросов конкретных социальных групп, высоко мотивированные на помощь [2].

Основными направлениями партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных НКО, по обоюдному соглашению экспертов НКО и представителей различных ветвей государственной власти, могут быть следующие:

В социально-экономической сфере: привлечение негосударственных НКО к разработке и выполнению программ социально-экономического развития; поддержка негосударственных НКО, содействующих развитию отечественного производства; создание условий для реализации предпринимательских инициатив негосударственных НКО в целях обеспечения их уставной деятельности; совершенствование механизмов участия негосударственных НКО в реализации социальной политики; установление и развитие партнерства между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами; развитие благотворительности и мобилизация финансовых и материальных средств для социальной поддержки нуждающихся.

«Интерес органов власти к НКО, отмечают некоторые ученые, обеспечивается конструктивной позицией НКО, концептуальной завершенностью их предложений, готовностью НКО исполнять условия проекта. НКО должны обязательно сотрудничать с ветвями власти и помогать им в проведении социальной политики на благо реабилитируемым людям.  Целью партнерства органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных НКО являются совместные согласованные и скоординированные действия, способствующие социально-экономическому развитию» [3].

Среди основных задач данного партнерства можно выделить: повышение уровня и качества жизни граждан; развитие демократических институтов и усиление процесса демократизации общества; укрепление доверия граждан к органам власти и сохранение социальной стабильности в регионе; активное участие общественных некоммерческих организаций в разработке и воплощение в жизнь политики администраций регионов; формирование готовности к дружественным межнациональным отношениям, укрепление национально-культурных прогрессивных традиций и т.д.

Таким образом, смыслом существования некоммерческой организации является общественное участие – в общественной жизни, государственном (и муниципальном) управлении, профессиональных и досуговых сферах.  НКО с одной стороны удовлетворяют запрос общественности на самоорганизацию, те или иные виды деятельности и услуг, взаимной помощи, с другой – являются связующим звеном между обществом и государством, обществом и различными секторными структурами – бизнеса, профессиональных сфер и тд., проводником информации, делегатом общественности в органах власти и в социальных структурах. А с третьей стороны НКО являются катализаторами и организаторами процессов и структур, создаваемых в интересах целевых групп.  Они привлекают внимание, ставят задачи, вовлекают социальных партнеров и их ресурсы. Работа НКО гибко оптимизирует социальную организацию общества, гуманизируя управление и перераспределяя ресурсы общества и государственной системы в соответствии с запросами локальных групп, нуждающихся в поддержке или готовых оказывать таковую. То есть НКО содействуют созданию социального капитала и способствуют наиболее оперативному и эффективному его вложению[4, с. 59].

Основным нормативно-правовым документом регулирующим адресную социальную помощь инвалидам, одиноко проживающим гражданам доходы которых ниже величины прожиточного минимума является закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В данном Законе впервые даны правовые определения таких понятий, как «государственная социальная помощь», «социальное пособие», «субсидия», «компенсация» (ст. 1).

Согласно статье 5 данного Закона, государственная социальная помощь оказывается на уровне местного, регионального и федерального бюджета, а также может быть предоставлена в единовременном порядке или на длительный срок (более трех месяцев). Вопросы установления продолжительности оказания социальной помощи нуждающейся семье решают органы МС, исходя из определенных обстоятельств, являющихся причиной бедности. Вследствие этого именно на местах представители социальной защиты обязаны установить правомерность обращения нуждающихся граждан за государственной социальной поддержкой и степень их нуждаемости.

При недостаточности финансовых средств пособие в первоочередном порядке назначается и выплачивается семьям, имеющим значительный дефицит семейного дохода по отношению к прожиточному минимуму. Регионы имеют право самостоятельно определять величину государственной социальной помощи в зависимости от потенциальных возможностей бюджета и финансового положения нуждающихся граждан [5, с. 19]. В соответствии со статей 12 Закона государственная социальная помощь может осуществляться как в финансовой форме, так и в естественном материальном виде. При этом Закон предусматривает снабжение органов местного самоуправления соответствующими бюджетными средствами для реализации передаваемых им расходных полномочий.

В части 2 статьи 12 Закона уточняется, что оказание государственной социальной помощи проводится органами местного самоуправления (МС), в рамках передаваемых им органами государственной власти для этих целей полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их реализации. Такая разъясняющая поправка сделана исходя из того, что органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти. Это, как правило, определяет специфику денежных обязательств местных органов власти по оказанию государственной социальной помощи нуждающимся гражданам.

Финансовые взаимоотношения между органами государственной власти и органами (МС), при наличии у органов МС определенных государственных полномочий, установлены Федеральным законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он является основой законодательства (ст. 2) о государственной социальной помощи социально незащищенным гражданам. В части 2 ст. 4 данного закона предусмотрено, что при наделении органов МС определенными государственными полномочиями и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются финансовые и материальные ресурсы, необходимые для более эффективной реализации этих полномочий. Указанная норма гарантирует право, предоставленное Конституцией Российской Федерации (ст. 132, ч. 2), в соответствии с которым: «Органы местного самоуправления законом могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их реализации финансовых и материальных средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» [2]. Порядок предоставления социальной поддержки определен статей 125, а определения прожиточного минимума – статья 94 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.

Таким образом, в настоящее время система социальной защиты населения располагает определенной нормативно-правовой базой, позволяющей эффективно осуществлять свою экономическую деятельность. Вместе с тем существующие законы в недостаточной степени нацелены на введение альтернативных источников финансировании. Это касается, например таких структурных подразделений, как некоммерческие общественные организации. Основное направление осталось прежним: государственная поддержка и помощь. Система общественного участия в социальной поддержке раскрывает возможности общественности включаться в процесс социальной помощи – как контрольными функциями, так и прямыми финансово-экономическими полномочиями.


Библиографический список
  1. Новиков Р.А., Бабаев С.С. Тенденция развития социального обслуживания в современном обществе //Успехи современной науки. 2016. Т. 2. №5. С. 140-141.
  2. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения //Социальное и пенсионное право. 2007. № 2.
  3. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. М.: Гелиос, 2008, 715 с.
  4. Охлопков В.Е., Петрова С.Ф. Институциональные основы и кадровые аспекты становления инновационной инфраструктуры в нашей стране //Успехи современной науки. 2015. №3. С. 98 -107
  5. Миронова, Т.К. К вопросу об определении понятия социальная защита (правовой аспект) // Трудовое право. 2008. №3.


Все статьи автора «Сабанов Заурбек Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: