УДК 338.24

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Едалова Елена Сергеевна1, Ханина Анна Владимировна1
1Южный федеральный университет, ассистент кафедры менеджмента и инновационных технологий

Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к определению интеллектуального капитала, а также источники его формирования, в том числе инвестиции. Определено, что основным источником инвестирования является федеральный бюджет, а также выявлены возможные причины нежелания частных организаций инвестировать в свой интеллектуальный капитал.

Ключевые слова: инвестиции, интеллектуальный капитал, образование


FEATURES OF INVESTING IN INTELLECTUAL CAPITAL

Edalova Elena Sergeevna1, Khanina Anna Vladimirovna1
1South Federal University, assistant of the Department of Management and innovative technology

Abstract
The article examines the main approaches to the definition of intellectual capital, as well as the sources of its formation, including investment. It is determined that the main source of investment is the federal budget, as well as possible reasons for the unwillingness of private organizations to invest in their intellectual capital.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Едалова Е.С., Ханина А.В. Особенности инвестирования в интеллектуальный капитал // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81460 (дата обращения: 02.06.2017).

В современных условиях информатизации и инновационного развития интеллектуальный капитал предприятия становится главным конкурентным преимуществом среди предприятий различных форм собственности.

Понятие «интеллектуальный капитал» приобрело значимость в середине 20 века, но не смотря на долгий период изучения данного понятия до сих определения представленные в экономической литературе носят в основном общий характер. Существует множество подходов к определению понятия «интеллектуальный капитал».

Первым значимость интеллектуального капитала как фактора экономического развития обозначил Джон Кеннет Гэлбрейт [1], который под интеллектуальным капиталом понимал хорошо организованную систему управления знаниями каждого специалиста компании, а также руководства, при которой стратегию управления компанией определяет не отдельная личность, а совокупность работников. Идеи Джона Кеннета Гэлбрейта в дальнейшем развил Стюарт Т., который определил понятие интеллектуальный капитал как «сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: накопленные знания, интеллектуальный материал, «патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках» [2].

По мнению специалистов в области интеллектуального капитала в его состав входит три составляющие [3]:

  1. Человеческий капитал. Включает в себя объем знаний, умений и навыков, способствующих повышению производительности труда и увеличению доходов работников.
  2. Структурный капитал – это нематериальные активы: технологии, патенты, ноу-хау системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура и корпоративная культура.
  3. Потребительский капитал, характеризующий отношения компании с потребителями ее продукции и поставщиками ресурсов.

Таким образом, в расширенном виде понятие «интеллектуальный капитал» можно охарактеризовать как совокупность знаний, умений, квалификации и накопленного опыта сотрудников и нематериальных активов компании (интеллектуальная собственность, программное обеспечение, товарные знаки, базы данных, система управления и т.д.), увеличивающих совокупность знаний в целях максимизации прибыли и обеспечения конкурентоспособности компании, а также взаимодействие внутренней и внешней среды компании.

Поскольку интеллектуальный капитал со временем подвержен моральному износу, т.е. знания могут устареть, а способности деградировать, а также естественному износу, связанному с возрастными изменениями носителя интеллектуального капитала, возникает необходимость в воспроизводстве интеллектуального капитала. В данном случае основой оценки интеллектуального капитала служат инвестиции. Инвестиции в интеллектуальный капитал является нематериальными инвестициями и носят особо рискованный характер, поскольку инвестиционный период интеллектуального капитала, как правило, является долгосрочным. К интеллектуальным инвестициям можно отнести расходы на получение образования, профессиональную подготовку и переподготовку, расходы на поддержание здоровья, обеспечивающего необходимый уровень трудоспособности. Поэтому в целях воспроизводства интеллектуального капитала необходимо инвестирование в информационное обеспечение, в образование и программы повышения квалификации или переквалификации при условиях изменения содержания труда, а также вложения в мобильность.

В развитых странах с середины 70-х годов ХХ века уровень инвестиций в интеллектуальный капитал значительно превысил инвестирование в машины и оборудование, при этом в нашей стране по-прежнему остается достаточно низкий уровень инвестиций в интеллектуальный капитал.

Согласно данным Всемирного банка инвестиции в интеллектуальный капитал позволяют получить отдачу в 5-6 раз больше, чем от материального производства, при этом 65 % экономического роста связано именно с человеческим и социальным капиталом.

Существует несколько источников для финансирования интеллектуальных инвестиций:

1. Собственные средства организаций.

2. Привлеченные средства, к которым относятся:

- бюджетные средства;

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации;

- местные бюджеты.

Инвестирование в интеллектуальный капитал наиболее выгодно именном государству, поскольку в дальнейшей перспективе данные капиталовложения позволят увеличить рост эффективности всей национальной экономики. Данные выводы подтверждает федеральный закон, принятый в США в 1998 г., включающий в себя законы о капиталовложениях в технологию, о системе высшего образования подготовки кадров в целях обеспечения конкурентоспособности и о технологической безопасности [4], а также закон об инвестициях в рабочую силу в США, принятый в 2000 г., который предусматривает обеспечение граждан необходимой информацией для улучшения профориентации на рынке труда и выбора соответствующего направления профессиональной подготовки. Принятие этих законов направлены на улучшение качества интеллектуального капитала за счет государственных инвестиций [5].

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Исследования, проведенные профессором кафедры образования Пенсильванского университета Робертом Земски совместно с экономистом Лайзой Линч из Школы бизнеса Флетчера при университете Тафта и профессором менеджмента из Уортона Питером Капелли (было проанализировали более трех тысяч ста рабочих мест), показали, что при десятипроцентном повышении уровня образования суммарная производительность возрастает на 8,6%. Для сравнения: при таком же увеличении основных фондов производительность труда повышается всего на 3,4%. Иначе говоря, предельная прибыль от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает прибыль от капиталовложений в технику [6].

Тем не менее, в Российской федерации основным источником финансирования образования является государственный бюджет. Как видно из рисунка 1 основными источниками формирования инвестиций в интеллектуальный капитал стали средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В чем причины низкой инвестиционной активности организаций. Возможно, основной причиной нежелания финансировать средства в интеллектуальный капитал организациями объясняется нежеланием увеличивать заработную плату, так как работник станет более квалифицированным и опасения что работник может покинуть компанию и перейти к конкурентам.

Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

Рассмотрим более подробно выделенные причины нежелания финансировать организациями собственные средства на развитие интеллектуального капитала своих работников, что так же подтверждается данными, указанными на рисунке 2 по объемам инвестиций, направленных на образование по формам собственности организаций, явным лидером где остаются предприятия государственной собственности.

Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования, по формам собственности ( в процентах к итогу)

Тем не менее, стоит заметить, что в современных условиях знания становятся основными стратегическими активами организации. Многие предприятия осознают, что успешная деятельность тесно связана с организационной способностью эффективно управлять собственным развитием. Эта способность может быть реализована через процесс производства нового знания, одним из направлений которого является инвестирование в интеллектуальный капитал [7].

Повышение уровня образования сотрудника неуклонно повлечет за собой рост его заработной платы, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень заработной платы работников в зависимости от уровня образования

Как видно из рисунка 3, чем большим количеством знаний обладает сотрудник, тем выше его заработная плата. В связи с чем, постоянное повышение уровня знаний и квалификации работника повлекут за собой так же рост его заработной платы, что возможно, не устраивает владельцев частных организаций, так как большинство частных предприятий являются небольшими и даже незначительных рост расходов может сильно отразиться на финансовом состоянии организации, чего не скажешь о крупных государственных компаниях.

Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения. В связи с чем, частные организации опасаются вкладывать средства в повышение уровня образования своих работников.

В современном мире всё более активно наблюдается переход в новую экономику – «экономику знаний», одним из основополагающих факторов которой выступает интеллектуальный капитал. И инвестирование в интеллектуальный капитал – одно из самых важных направлений таких изменений и модернизаций. В особенности, вложения в разные виды образования, в его развитие и улучшение становятся ключевыми, как среди самих индивидов, так и среди компаний и государства. Тем не менее, стоит отметить доминирование государства в процессе инвестирования в образование, тогда как частные компании неохотно вкладывают собственные средства в образование сотрудников.


Библиографический список
  1. Khorolskaya O.V. The essence, composition and interconnection of intellectual capital elements // Research Center of corporate management and venture investment Syktyvkar State University Journal. – 2014/ – #4. Mode of access: http://www.vestnik-ku.ru/
  2. Стюарт Т. Интеллектуальный капиталю Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт; пер. с англ. В.А. Ноздриной. – М.: Поколение, 2007. – 368 с.
  3. Фадеева Т.А. Развитие представлений об интеллектуальном капитале и его основные характеристики // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №3.
  4. Патрон А.П. Государственное воздействие и НТП: от постиндустриального общества к обществу информационной экономи // США-Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 9. С. 38-45.
  5. Лебедева Л.Ф. Политика трудоустройства социально уязвимых групп населения в США // США-Канада: экономика, политика, культура. 2001 № 9. С. 44-47.
  6. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. – М.: Поколение, 2002. С. 132.
  7. Жернова Н.А., Терекова О.А., Юрченко О.А. Об оценке эффективности инвестирования в интеллектуальный капитал предприятия // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2007 № 3. С. 97-101.


Все статьи автора «Едалова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: