УДК 656

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ОГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК КОМПОНЕНТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕГМЕНТА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ОТРАСЛИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЭТОГО СЕГМЕНТА

Домнина А.И.1, Иванова Д.С.1, Торопова А.И.1
1ФГБОУ ВО «Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», студент факультета управления и социально технических сервисов, направление подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Технология и экономика»)

Аннотация
Сформулированы предпосылки методической и организационной работы как компонента подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента. Рассматривается модель «тройная спираль» в условиях железнодорожного вуза. Представлены современные принципы и программы подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента.

Ключевые слова: железнодорожные программы, модель «тройная спираль», повышение квалификации, подготовка кадров, транспортно-экспедиционная отрасль, транспортное обслуживание ОАО «РЖД»


RUSSIAN EXPERIENCE OF METHODOLOGICAL AND OPERATIONAL WORK AS A TRAINING COMPONENT FOR THE RAILWAY SEGMENT OF THE TRANSPORT AND FORWARDING SECTOR AND INCREASING THE QUALIFICATION OF EMPLOYEES OF THIS SEGMENT

Domnina A.I.1, Ivanova D.S.1, Toropova A.I.1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, student of the Faculty of Management and Socio-Technical Services, direction of training "Pedagogical Education" (profile "Technology and Economics")

Abstract
Preconditions of methodical and organizational work as a component of personnel training for the railway segment of the transport and forwarding industry and improvement of professional skill of employees of this segment are formulated. The "triple helix" model is considered in the conditions of a railway university. Presented are the modern principles and training programs for the railway segment of the transport and forwarding industry and the upgrading of the skills of employees of this segment.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Домнина А.И., Иванова Д.С., Торопова А.И. Российский опыт методической и оганизационной работы как компонента подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81185 (дата обращения: 20.04.2017).

Эффективное функционирование транспортных компаний, в целом, и железнодорожных, в частности, во многом зависит от квалификации и компетентности работающего в них персонала. Одним из ключевых компонентов подготовки кадров для железнодорожной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента в России, являются образовательные программы. Вместе с тем, развитие транспортно-экспедиционного обслуживания в России не возможно без применения на практике только актуальных профессиональных знаний, а также необходимых способностей и умений, обеспечивающих востребованность и конкурентоспособность обученного контингента в соответствующем сегменте рынка труда. То есть программы подготовки кадров и повышения квалификации должны соответствовать реальным потребностям железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и конкретных железнодорожных компаний, работающих в нем. Следовательно, очень важно тщательно прорабатывать методические и организационные вопросы подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента. С этой целью необходимо комплексно (системно) изучать и использовать соответствующую теорию и практику методической и организационной работы как компонента подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента.

Прежде всего, в современных экономических условиях подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышению квалификации работников этого сегмента, содействуют отраслевые образовательные организации.

Например, в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» в последние годы при обучении студентов специальности «Логистика и управление цепями поставок» реализуется модель «тройная спираль» (TripleHelix) [1].Эта организационная модель является средством инновационного обучения. В модели «тройная спираль» вуз рассматривается как центральный элемент, взаимодействующий с бизнесом и государством (табл.1).

Таблица 1. Элементы модели «тройная спираль» и их функции

Название элемента

Функции элемента в модели

Вуз как научно-образовательный комплекс Проводит обучение студентов профиля подготовки «Логистика и управление цепями поставок» направления «Менеджмент». Выполняет гранты по исследованию транспортно-логистического рынка Новосибирска, области, региона и страны. Выполняется инновационная работа подразделениями вуза – Центром развития инновационных компетенций и Бизнес-инкубатором в транспортной сфере [2].
Бизнес Инициирует целевую подготовку в вузовской системе персонала среднего звена и (или) совместно с вузом проводит такую подготовку. Руководители и специалисты железнодорожных компаний (по запросу вуза) встречаются со студентами в рамках мероприятий, посвященных трудоустройству студентов. Представители бизнеса проводят для студентов тематические мастер-классы. По заказам бизнеса разрабатываются программы повышения квалификации персонала, выполняющего транспортно-экспедиционную работу.
Федеральные, региональные и муниципальные органы власти Реализуется кооперация Федерального агентства железнодорожного транспорта и других органов власти с вузовской системой подготовки транспортных кадров, что ориентировано на достижение государственных целей и задач в сфере железнодорожного транспорта

Из элементного состава «тройной спирали» (табл.1) видно, что железнодорожный вуз осуществляет образовательную, инновационную и коммерческую деятельность, что является необходимым условием, с одной стороны, для получения синергетического социально-экономического эффекта как самим вузом, так и его партнерами в модели (бизнесом и государством), а с другой – для комплексного развития железнодорожной отрасли.

Другим отраслевым вузом, активно работающим над вопросом управления компетентностью персонала, осуществляющего транспортно-экспедиционную работу, является «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ). С целью ритмичного сбыта транспортных услуг ОАО «РЖД» на базе Института управленческих и информационных технологий (ИУИТ) МИИТ разработана программа «Технология выявления и устранения непроизводительных потерь в структурных подразделениях Центра фирменного транспортного облуживания (ЦФТО)». В 2016 году на базе ИУИТ МИИТ в рамках деятельности центра маркетинга и транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте объявлен набор на магистерскую программу «Логистика на транспорте» [3]

Кроме этого, одним из авторов статьи на основе изучения и анализа имеющихся образовательных программ и рекомендаций, ориентированных на подготовку специалистов-железнодорожников, а также собственного научно-педагогического опыты работы, была разработана программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» (табл.2), утвержденная в Нижегородском филиале МИИТ.

Таблица 2. Краткое содержание авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»

Номер модуля

Название модуля

Рассматриваемые вопросы в модуле

1 Организация и технология транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Коммерческая работа в железнодорожном сегменте; организационные основы транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; сравнение вариантов транспортно-экспедиционного обслуживания с участием железнодорожного транспорта
2 Современные транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте Информационно-справочные, коммерческие и технологические транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте
3 Актуальные решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Организационно-экономические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; технико-технологические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте
4 Разработка перспективных компонентов развития транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте Возможности интеграции в транспортно-экспедиционное обслуживание новых участников; технология одного окна

Разработанная программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» также характеризуется комплексом параметров (табл.3).

Таблица 3. Характеристика параметров авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»

Параметр программы

Характеристика параметра

Целевая аудитория Менеджеры транспортных служб; транспортные экспедиторы железнодорожных грузовых станций, терминалов; товарные кассиры; агенты центров фирменного транспортного обслуживания; специалисты контакт-центров, маркетологи компаний-операторов подвижного состава; специалисты по грузовой и коммерческой работе.
Объем 72 часа
Формы обучения Очно-заочная, с использованием дистанционных технологий
Средства:
-                  теоретического обучения Лекции, тематический видеоматериал
-                  практического обучения Кейс-задания, задачи
-                  контроля знаний Тесты, вопросы на зачет
Программное обеспечение Комплекс программ для железнодорожных перевозок и таможенного оформления; Электронный справочник «Бизнес. Отрасль перевозки».
Документ по окончании обучения Удостоверение о повышении квалификации

Комплексное использование предлагаемых образовательных модулей (табл.2) и средств обучения и контроля знаний (табл.3) создает реальные возможности для качественного формирования специальных компетенций, необходимых для профессиональной работы современного экспедитора.

Продвижение разработанной программы осуществлялось в Горьковском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», филиале ПАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге, Нижегородском агентстве АО «Федеральная грузовая компания» и Нижегородском филиале АО «РЖД-Логистика».

С организационной точки зрения, положительно в подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли зарекомендовали себя тематические круглые столы и научно-практические конференции, проводимые железнодорожными вузами.

В современных экономических условиях подготовка кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышение квалификации работников этого сегмента основаны на следующих организационных принципах:

-          своевременность подготовки и повышения квалификации;

-          ориентация образовательных программ (модулей) на компетенции и уровень квалификации, требуемые конкретному работодателю;

-          оптимальная продолжительность и эффективность адаптации студента (выпускника) на рабочем месте в конкретной железнодорожной компании;

-          совмещенность повышения квалификации с выполнением работником своих функциональных должностных обязанностей – специалист обучается на своем рабочем месте или с помощью дистанционных образовательных технологий.

Следует отметить, что управлением компетентностью транспортно-экспедиционного персонала занимаются и в самом железнодорожном бизнесе.

Например, большая методическая и организационная работа, направленная на эффективное обучение и повышение квалификации персонала по современным программам, проводится Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД». За последние годы ЦФТО было создано более десятка различных образовательных курсов и авторских разработок[4] Некоторые из этих программ рассмотрены ниже (табл.4).

Таблица 4. Примеры программ повышения квалификации, разработанные ЦФТО

Год

Название программы

Цель программы

Целевая аудитория

2013 «Эффективный менеджмент транспортной отрасли: грузовые перевозки» (разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») Формирование группы «агентов изменений» для внедрения клиентоориентированного сервиса в грузовых перевозках, организации грузовой работы и взаимодействия с потребителями услуг по принципу одного окна Менеджеры по работе с клиентами и специалисты центров маркетинга и продвижения услуг, а также руководители технологических отделов ЦФТО
2014 «Бизнес-моделирование технологических процессов транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») Формирование систематизированных знаний и стандартных подходов к описанию новых транспортно-логических услуг и созданию соответствующих регламентов взаимодействия с производственным блоком, а также формирование единых технологических решений, связанных с развитием и совершенствованием автоматизированной системы «ЭТРАН» Руководители и специалисты технологических отделов ЦФТО
2015 «Современные методы продажи услуг в сфере грузовых перевозок» (разработана совместно с ИУИТ МИИТ) Обучение решению проблем повышения уровня обслуживания грузовладельцев. Агенты фирменного транспортного обслуживания

Представленная (в табл.4) информация свидетельствует о том, что программы повышения квалификации железнодорожного персонала, осуществляющего транспортно-экспедиционную работу, разрабатываются ЦФТО ежегодно.

Образовательные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ОАО «РЖД», дополняет разработанная и реализованная в 2015 году на базе Корпоративного университета ОАО «РЖД» принципиально новая программа подготовки руководителей и специалистов отделов мониторинга и маркетинга рынка грузовых перевозок, осуществляющих прогнозирование объемов предъявления груза к перевозке («Современные методы эффективной аналитики и прогнозирования») [5] Данная программа направлена на целевую подготовку руководителей и специалистов конкретных подразделений железнодорожных компаний.

Таким образом, из приведенной информации видно, что при подготовке в современных рыночных условиях кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли железнодорожные вузы в своих организационных подходах и образовательных программах стремятся учитывать реальные запросы (проблемы) бизнес-сообщества. Вместе с тем, железнодорожные компании изменяют свое отношение к повышению квалификации персонала с традиционного на восприятие данного образовательного процесса в качестве одного из приоритетных для компании проектов. Кроме этого, чем больше различных программ подготовки кадров и повышения квалификации персонала предлагает вуз, тем больше у него возможностей для создания «интегрированных» учебных курсов, способных в перспективе оказаться востребованными на рынке образовательных услуг.


Библиографический список
  1. Комаров К.Л., Зайцева Т.С. Формирование инновационной системы подготовки кадров для терминально-логистических центров // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 2. – С. 67.
  2. Центр развития инновационных компетенций. – URL: http://www.stu.ru/science/index.php?page=1541.
  3. Бизнес-инкубатор в транспортной сфере. – URL: http://www.stu.ru/science/index.php?page=1542.
  4. ЦФТО повышает уровень // РЖД-Партнер. – 2016. – № 1-2. – С.76-77.
  5. ЦФТО повышает уровень // РЖД-Партнер. – 2016. – № 1-2. – С. 76.
  6. Старцев П. Таможня: излучение досмотрового комплекса слабее рентгена [Электронный ресурс]. – URL: http://ruwest.ru/news/63831/


Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация