УДК 330.51

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гехаева Иман Султанбековна1, Умаров Адам Хожахмадович2
1ФГБОУ «Чеченский Государственный Университет», Институт экономики и финансов, студент
2ФГБОУ «Чеченский Государственный Университет», Институт экономики и финансов, ассистент кафедры "Финансы и Кредит"

Аннотация
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами. Обосновано необходимость повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. Разработка, согласование и внедрение всех этих мер потребуют достаточно длительного времени и могут оказать положительное влияние на систему межбюджетных отношений лишь в среднесрочной перспективе. Для того чтобы пополнить доходную часть бюджета многие страны прибегают к увеличению налоговых нагрузок. Конечным результатом реализации дорожной карты должны стать разработка и принятие соответствующих поправок в бюджетное и налоговое законодательство. Обоснована необходимость сокращения общего количества субсидий за счет консолидации по программному принципу.

Ключевые слова: «дорожная карта», бюджет, доходы, межбюджетные отношения, мероприятия., налоги, совершенствование


JUSTIFICATION FOR BUDGET INCREASE THE STABILITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Gekhaeva Iman Sultanbekovna1, Umarov Adam Khozhahmadovich2
1Chechen State University, Institute of Economics and Finance, student
2Chechen State University, Institute of Economics and Finance, assistant of department "Finance and Credit"

Abstract
This article examines the current challenges to effective and responsible management of regional and municipal finances. The necessity of increasing the stability of the budgets of the Russian Federation. Development, approval and implementation of all these measures will require quite a long time and can have a positive impact on inter-budgetary relations system only in the medium term. In order to replenish the budget revenues, many countries resorted to increased tax burdens. The end result of the implementation of the road map must be the development and adoption of appropriate amendments to the budget and tax legislation. The necessity of reducing the total amount of subsidies from the consolidation program guidelines.

Keywords: budget, earnings, events, improvement, inter-budgetary relations, road map, taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гехаева И.С., Умаров А.Х. Обоснование необходимости повышения устойчивости бюджетов в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81145 (дата обращения: 18.04.2017).

В настоящее время в Российской Федерации проведена большая работа по выстраиванию системы межбюджетных отношений, основанной на принципах бюджетного федерализма.

По оценке экспертов, общий объем потребности в средствах, необходимых для реализации майских указов, в 2013 году составил 2,3 триллиона рублей, в 2014 году – 2,6 триллиона, а в 2015 году он на уровне 2,9 триллиона. При этом, несмотря на помощь из федерального бюджета, общий объем недостающих средств оценивается регионами в 2015 году в 1,2 триллиона рублей.

В связи с этим, очень важно при реализации дорожной карты разработать конкретные меры по закреплению за регионами дополнительных источников налоговых и неналоговых доходов. К таким мерам относится вступившие в силу с 1 января 2015 года изменения налогового и бюджетного законодательства, предусматривающие:

1) индексацию размера государственной пошлины в среднем в 1,57 раза и установление норматива зачисления в бюджеты субъектов 50% государственной пошлины в случае подачи документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) зачисление в доходы бюджетов субъектов 100% суммы акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации. [1, с.5].

Следующим шагом должно стать сокращение общего количества субсидий за счет консолидации по программному принципу, а также их распределение преимущественно законом о бюджете. В рамках дорожной карты предстоит провести работу по инвентаризации субсидий. Дорожная карта также предполагает дальнейшее совершенствование методики расчета и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. [2, с.25].

Нельзя допускать, чтобы после перераспределения средств по такому показателю, как среднедушевой доход, регионы скатывались с ведущих позиций на уровень ниже среднероссийского. Очевидно, что разработка, согласование и внедрение всех этих мер потребуют достаточно длительного времени и могут оказать положительное влияние на систему межбюджетных отношений лишь в среднесрочной перспективе.

Между тем ситуация в данной сфере настолько остра, что требует принятия срочных, экстренных мер. Поэтому в план мероприятий был включен комплекс мер, обеспечивающий сбалансированность бюджетов регионов уже в этом году. [3, с.54]. Несмотря на оптимистичные прогнозные показатели по данным таблицы на 2015 год, многие эксперты, да и само правительство считает, что федеральный бюджет столкнется в 2015 году со значительным дефицитом. Связано это в первую очередь резким падением цен на энергоносители на мировых рынках, а во-вторых – введением санкций мировым сообществом против целого ряда отраслей, а также крупных финансовых институтов страны.

Для того чтобы пополнить доходную часть бюджета многие страны прибегают к увеличению налоговых нагрузок. Однако это не всегда влияет положительно на пополнение бюджета финансовыми средствами. Согласно теории Лаффера, после определенного повышения налогового бремени доходы в бюджет начинают снижаться. Связано это с тем, что население и бизнес после чрезмерных налоговых нагрузок стараются всеми правдами и неправдами уйти от высоких налогов. Предел налоговых нагрузок не одинаков для всех стран и связан с ментальностью того или иного общества и особенностями ведения бизнеса и культуры в той или иной стране.

Таким образом, при решении проблемы дефицита бюджета проведение налоговой политики в стране должно быть крайне взвешенным и не должно быть направлено только на увеличение всех налоговых нагрузок, на общество. В стране существует еще одна существенная проблема, касающаяся формирования доходной части региональных бюджетов.

Так, поправками в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено увеличение на 50 миллиардов рублей объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов. Предусматривается сохранение объема бюджетных кредитов на достаточно высоком уровне: 150 миллиардов в 2015 году, 140 миллиардов в 2016 году и 226 миллиардов в 2017 году. Однако объем возврата задолженности по бюджетным кредитам в эти годы практически соответствует указанным цифрам. Плата за пользование бюджетными кредитами в 2014 – 2015 годах установлена в размере 0,1% годовых. Необходимо распространить эту ставку и на ранее выданные кредиты [4, с.5].

Кроме того, необходимо исключить дополнительные трудновыполнимые условия предоставления бюджетных кредитов, которые правительство установило на основе рекомендаций трехсторонней комиссии. [5, с.225]. Тем не менее, на основании вышесказанного можно сделать вывод, о необходимости формирования новой региональной бюджетной политики с учетом сегодняшних реалий.

На основании вышеперечисленных факторов, препятствующих развитию бюджетной системы страны, и рисков снижения доходов формирующих федеральный и консолидированный бюджет страны в целом, можно сформулировать следующие основные направления повышения эффективности бюджетной системы страны:

1) необходимо пересмотреть налоговое законодательство в пользу региональных и местных бюджетов;

2) повышать финансирование науки и образования, не только за счет бюджетных средств, но в первую очередь путем привлечения крупных компаний и корпораций;

3) отказаться от явно непропорциональных отношений между кредитными финансовыми организациями и реальным сектором экономики, сделать кредитные ресурсы доступными для промышленности и сельского хозяйства.

Также было бы целесообразным провести частичную реструктуризацию задолженности по предоставленным ранее бюджетным кредитам, в первую очередь на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. [5, с. 321]. Для регионов одним из болезненных вопросов является их закредитованность и невозможность решить эти проблемы самостоятельно. Резюмируя можно отметить, стабилизация социально-экономической ситуации в стране зависит от формирования качественной системы выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов бюджетов всех уровней и разработки рационального механизма распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. Конечным результатом реализации дорожной карты должны стать разработка и принятие соответствующих поправок в бюджетное и налоговое законодательство, а также корректировка государственной программы «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Самостоятельность бюджета может быть обеспечена только при условии, что уполномоченный орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, а также несет полную ответственность в установленном законом порядке.


Библиографический список
  1. Баклаева Н.М. Проблемы согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного федерализма в России. // Финансы и кредит. 2016. № 10. С.46-60.
  2. Колесникова В.В., Горяшина Д.Е., Жабыко Л.Л. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 167–172.
  3. Мишина Э.Б. Экономика. 2015 год.
  4. Самойлова А.И. Бюджет. 2016 год.
  5. Самойлова А.И. Государственный бюджет. 2014 год.


Все статьи автора «Гехаева Иман Султанбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация