ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

Чичкин Александр Федорович1, Хрянина Ольга Викторовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент кафедры "Геотехника и дорожное строительство"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент кафедры "Геотехника и дорожное строительство"

Аннотация
Выполнено обследование строительной площадки автозаправочной станции с комплексом автодорожного сервиса. Определены отсутствующие в проекте строительства показатели грунтов. Выявлена возможность въезда для заправки, остановки и стоянки большегрузных автомобилей по грунтовой дороге.

Ключевые слова: коэффициент стандартного уплотнения, лабораторные исследования, плотность грунта, плотность сухого грунта, природная влажность, статистическая обработка


EXAMINATION PERFORMED CONSTRUCTION SITES PETROL STATIONS

Chichkin Alexander Fedorovich1, Hryanina Olga Viktorovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department "Geotechnics and the road construction"
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department "Geotechnics and the road construction"

Abstract
A building site is investigated a petrol station with a road of service complex. Indicators of soil missing from the construction project identified. The possibility of entry for refueling, stopping and parking of heavy vehicles on a dirt road revealed.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чичкин А.Ф., Хрянина О.В. Обследование строительной площадки автозаправочной станции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80952 (дата обращения: 16.03.2024).

По заданию строительной организации выполнено обследование площадки строительства автозаправочной станции (АЗС) с комплексом автодорожного сервиса на 671 километре автодороги «М-5» Урал близ с. Русский Ишим Городищенского района с целью выявления возможности въезда для заправки, остановки и стоянки большегрузных автомобилей по грунтовой дороге. 
Рельеф площадки спокойный с уклоном в северо-восточном направлении в сторону пруда с р. Ишим [1, 2, 3]. Перед началом строительства выполнена планировка площадки – часть грунта с западной стороны срезана, а с восточной произведена подсыпка с уплотнением толщиной до 0,5 м. Уплотнение грунтов велось кулачковым катком массой 16 тонн.

Уплотнение грунтов при производстве земляных работ должно осуществляться по проекту [4]. При использовании типовых проектов необходимая плотность грунта должна устанавливаться опытным путем в зависимости от назначения сооружения и характера грунтов. Необходимая плотность грунтов задается в проекте с обязательным указанием плотности сухого грунта. В проекте строительства АЗС с комплексом автодорожного сервиса такие показатели грунтов отсутствуют [5]. Поэтому воспользуемся данными справочной и технической литературы по сооружениям подобного типа. Для контроля качества уплотнения грунтов площадки строительства АЗС были отобраны образцы грунтов в пяти точках территории [6, 7, 8]. Схема расположения точек отбора образцов показана на схематической выкопировке с генплана площадки строительства АЗС (рис.1). Контроль качества уплотнения выполнен методом режущего кольца в соответствии с ГОСТ 5180-2016. Всего было отобрано девять образцов для определения природной влажности. Результаты испытаний представлены в таблицах.

Рисунок 1 ‒ Ситуационный план:

Таблица 1 ‒ Определение природной плотности


кольца
Масса
кольца, г
Объем кольца V, cм3
Масса кольца с грунтом, г
Природная плотность, г/см3
Среднее значение, г/см3
7
42,25
50,0
147,30
2,12
2,10
19
43,40
147,90
2,09
13
40,80
144,00
2,08
9
41,00
148,60
2,15
16
42,00
147,40
2,11
4
41,40
144,00
2,05
3
43,10
145,30
2,04
14
43,10
149,70
2,13
15
43,30
148,00
2,10

Нормативное значение природной плотности равно   = 2,10 г/см3. Природная влажность грунта определялась методом высушивания в сушильном шкафу в соответствии с ГОСТ 5180-2016.

Таблица 2 ‒ Определение природной влажности грунта 

бюкса
Масса пустого бюкса, г
Масса бюкса с влажным грунтом, г
Масса бюкса с сухим грунтом, г
Природная влажность, %
Среднее значение, %
110
21,10
61,95
53,50
26,10
25,20
126
21,30
52,90
46,90
24,40
129
22,10
58,55
50,50
23,30
139
22,10
57,40
50,00
26,50
141
22,60
64,20
56,30
23,45
149
21,30
55,70
49,00
24,20
150
20,70
51,00
45,50
22,20
377
22,50
56,20
49,20
26,20

Нормативное значение природной влажности равно  = 25,20%.
По полученным нормативным значениям природной плотности и влажности определим фактическое значение плотности сухого грунта площадки АЗС по формуле:

 г/см3

Уплотняемость каждого вида грунта определяется максимальной плотностью и оптимальной влажностью. Максимальная плотность уплотненного грунта – это наибольшее значение плотности сухого грунта, достигаемое при оптимальной влажности и принятых режимах, методах и энергии уплотнения.
Оптимальной влажностью называется влажность, при которой достигается максимальная плотность уплотненного грунта и требуется наименьшая затрата работы для ее достижения.
В соответствии с [9, 10] оптимальная влажность и максимальная плотность для глин, которые и служат основанием площадки строительства АЗС [1, 6, 11], составляет:
- оптимальная влажность – 18,0 ч 25,0%
- оптимальная плотность – 1,55 ч1,75 г/см3
В нашем случае оптимальная влажность равна около 25,0%, следовательно, максимальная плотность должна соответствовать 1,75 г/см3.
Согласно [9] норма уплотнения грунтов для различных сооружений, характеризуемая коэффициентом стандартного уплотнения, равна для насыпей подъездных путей, являющихся основанием для усовершенствованных дорог Ксоm = 0,95. Коэффициент стандартного уплотнения является отношением фактической плотности к максимальной стандартной. Для нашего случая имеем:

Проверим в соответствии с ГОСТ 20522 – 2012 надежность определения характеристик плотности грунта в естественном состоянии. Нормативное значение характеристики равно среднему арифметическому значению. При переходе к расчетному значению учитывается, что среднее значение вследствие неоднородности грунта и ограниченного числа определений может содержать ошибку, которая должна быть исключена. Согласно СП 22.13330.2011 для статической обработки результатов испытаний число образцов должно быть не менее шести. Статистическую обработку опытных данных начинают с проверки на исключение возможности появления грубых ошибок. Исключать необходимо максимальное или минимальное значениеxi, для которого выполняется условие:

,

где  – статистический критерий, зависящий от числа определений,
S – среднеквадратическое отклонение,
xi - частное значение показателя.
Среднеквадратическое отклонение вычисляется по формуле:

где – число определений.
Вычисление расчетного значения плотности грунта в естественном состоянии (проверка на грубую ошибку) сведено в табл. 3.

Таблица 3 ‒ Проверка на исключение грубых ошибок
№ опыта
1
2,12
0,025
6·10-4
2
2,09
-0,010
1·10-4
3
2,08
-0,020
4·10-4
4
2,15
0,055
30·10-4
5
2,11
0,010
1·10-4
6
2,05
-0,050
25·10-4
7
2,04
-0,060
36·10-4
8
2,13
0,040
16·10-4
9
2,10
0,000
0
Итого
18,87
118·10-4

Имеем:

;
 = 2,35;
= 0,036·2,35 = 0,080;
 = 0,060 ˂ 0,080.

Грубых ошибок в определениях нет. Проведенные испытания грунтов и выполненные расчеты показали, что необходимая степень уплотнения грунтов основания строительной площадки автозаправочной станции (АЗС) с комплексом автодорожного сервиса на 671 км трассы М-5 «Урал» достигнута и соответствует нормативным требованиям устройства подъездных путей, являющихся основанием для усовершенствованных дорог.


Библиографический список
  1. Пономарева Т.В., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Инженерно-геологические условия строительства на коренных глинах. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-2 (47). С. 109-116.
  2. Хрянина О.В. Изменение устойчивости геологической среды коренного плата при строительстве. Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. № 6-2. С. 155-160.
  3. Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Геология и инженерно-геологические условия строительства на коренных глинах Поволжья. Вестник магистратуры. 2014. № 11-1 (38). С. 42-44.
  4. Кочеткова М.В., Янгуразов Ю.Р.Разработка технологических решений по обратной засыпке пазух. Современная техника и технологии. 2017. № 2 (66). С. 3-6.
  5. Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Значение инженерно-геологических изысканий в процессе проектирования на современном этапе. Вестник магистратуры. 2014. № 11-1 (38). С. 45-48.
  6. Горынин А.С., Кошкина Н.В., Хрянина О.В. Инженерно-геологическая оценка грунтов мелового периода центра Русской равнины. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-1 (47). С. 76-80.
  7. Кошкина Н.В., Хрянина О.В., Галова Ю.С. Инженерно-геологические свойства отложений ледникового комплекса Пензенского региона. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-1 (47). С. 88-90.
  8. Кошкина Н.В., Хрянина О.В., Астафьев М.В. Оценка условий формирования крупнообломочных грунтов зоны выветривания. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-1 (49). С. 38-42.
  9. Руководство по уплотнению грунтов в промышленном и гражданском строительстве. − М.: Стройиздат, 1985.
  10. Грунты. Методы лабораторного определения максимальной плотности: ГОСТ 22733-2016. – Взамен ГОСТ 22733-2002; введ. 01.01.17.
  11. Гаврилов П.И., Киселев А.А., Снежкина О.В. К вопросу о математическом исследовании инженерных задач. Моделирование и механика конструкций. 2016. № 3. С. 5.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хрянина Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация