УДК 336.3

ДЕФИЦИТ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

Павлов Артём Юрьевич1, Барлит Дарья Сергеевна2, Трофимова Валерия Олеговна3
1Южный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент
2Южный федеральный университет, студент
3Южный федеральный университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрена проблема дефицита региональных бюджетов. Изучив современные тенденции в области бюджетного кредитования, был сделан вывод о необходимости принятия дополнительных мер для решения данной проблемы. Авторами рассмотрены существующие способы по преодолению дефицита бюджета и с учетом нынешних социально-экономических условий дана оценка возможности их применения в Российской Федерации.

Ключевые слова: дефицит бюджета, дотации, кредитование, регионы., субвенции


THE DEFICIT OF REGIONAL BUDGETS: WAYS OF SOLUTIONS

Pavlov Artyom Yurievich1, Barlit Daria Sergeevna2, Trofimova Valeria Olegovna3
1Southern Federal University, candidate of economic Sciences, Associate Professor
2Southern Federal University, student
3Southern Federal University, student

Abstract
The article considers the problem of regional budget deficits. After studying modern trends in the field of budget lending, it was concluded that additional measures should be taken to solve this problem. The authors considered the existing ways to overcome the budget deficit and, taking into account the current socio-economic conditions, assessed the possibility of their application in the Russian Federation.

Keywords: budget deficit, crediting, regions, subsidies, subventions


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Павлов А.Ю., Барлит Д.С., Трофимова В.О. Дефицит региональных бюджетов: пути решения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80947 (дата обращения: 02.06.2017).

Экономика государства представляет собой целостный хозяйственный комплекс, единицами которого являются экономики его регионов. Для обеспечения нормального функционирования национальной экономики необходимо в первую очередь позаботиться о решении существующих проблем на региональном уровне. Одним из таких вопросов является дефицит региональных бюджетов.

В условиях нынешнего кризиса бюджеты всех регионов имеют дефицит. В связи с этим регионам оказывается поддержка из федерального бюджета. С 2014 года стала реализовываться стратегия замещения дорогого коммерческого долга регионов бюджетными кредитами по ставке 0,1% годовых. Такие меры были приняты, потому что территории взяв короткие займы (преимущественно в госбанках) для выполнения майских указов Владимира Путина, должны были производить выплаты по этим долгам, которые способны разорить регионы. Для их спасения в 2014 году на бюджетные кредиты было выделено 230 млрд руб., в 2015 и 2016 годах — по 310 млрд руб.[1]

На 1 ноября 2016 года федеральные округа по сумме бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации располагаются в следующем порядке (табл. 1).

 

Таблица 1. Объем государственного долга субъектов РФ

Место

ФО

Сумма бюджетного кредита от других бюджетов бюджетной системы

1

Приволжский федеральный округ

275 200 775,73

2

Центральный федеральный округ

225 959 220,88

3

Сибирский федеральный округ

155 239 711,58

4

Южный федеральный округ

125 934 156,32

5

Северо-Западный федеральный округ

120 873 113,85

6

Дальневосточный федеральный округ

75 218 397,54

7

Северо-Кавказский федеральный округ

56 612 624,39

8

Уральский федеральный округ

43 914 304,94

Источник: Министерство финансов Российской Федерации[2]

Южный федеральный округ, таким образом, занимает 4 место.

Согласно проекту федерального бюджета на 2017–2019 годы и материалов к нему, в следующие три года правительство планирует резко сократить объем дешевых бюджетных кредитов регионам.  За три года регионы получат меньше бюджетных кредитов, чем за один 2016 год. Предполагается, что общая сумма кредитов составит 250 млрд руб.: по 100 млрд в 2017–2018 годах и 50 млрд в 2019 году.

В то же время сокращение бюджетных кредитов будет компенсировано увеличением дотаций, т.е. дополнительными безвозмездными перечислениями на выравнивание бюджетной обеспеченности. Объем дотаций, в отличие от объема кредитов, планируется увеличить относительно их суммы в 2016 году на 100 млрд руб. Таким образом, в 2017 году они будут составлять 614,6 млрд и останутся на таком уровне в 2018 и 2019 годах. [1]

Важной особенностью рассматриваемого проекта является ограничение объема дотаций, которые может получить конкретный регион. Прирост дотаций не может быть выше 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона за 2015 год.

В зону риска по данному ограничению попадают 14 субъектов, у которых на 1 января 2016 года госдолг превысил 100% объема их налоговых и неналоговых доходов. Из ЮФО в этот список входит Астраханская область. Таким субъектам, и Астраханской области в частности, необходимо в содействии с Министерством финансов и ФНС разработать программы оздоровления экономики.

Замена кредитов дотациями, таким образом, не решит проблему дефицита бюджетов регионов. По нашему мнению эта мера не является достаточной и наряду с таким замещением необходимо так же применить ряд других мер по преодолению дефицита бюджета.

Среди существующих способов выделяют: уменьшение расходов; поиск новых источников доходов; заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций; выпуск госзаймов; ужесточение налогообложения и др. [3]

Мы считаем, что в нынешних условиях необходимо аккуратно относится к выбору методов сокращения дефицита, чтобы не усугубить уже существующую ситуацию. Если учесть, что стратегия бюджетных кредитов вводилась для замещения дорогих коммерческих займов, то такая мера как заимствование денег у банков и фирм вряд ли может быть рациональной и эффективной.

Помимо этого, важно учитывать современную политическую и социальную обстановку. Ужесточение налогообложения вообще может быть не всегда возможно в силу финансовых возможностей общества и готовности принятия таких мер. Кроме того, увеличение ставки налогов сказывается и на инвестиционной привлекательности, и на предпринимательской активности. В итоге это может привести к сокращению производства и переходу части экономики в тень, что не допустимо в условиях кризиса и не коррелируется с нынешней политикой импортозамещения.

Тем не менее, определенные меры, связанные налоговой системой необходимы. Например, пересмотр долей налоговых поступлений, которые регионы могут оставлять в своем бюджете. В частности такой шаг, как возможность оставлять в распоряжении регионов часть налога на прибыль, если такие поступления вырастают по сравнению с предыдущим периодом,[4] по нашему мнению, может быть полезен.

Так же, наряду с пересмотром налоговых поступлений, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, необходимо уделить внимание целенаправленности использования средств, получаемых регионами. На наш взгляд, такая форма перечисления средств как дотации может привести к неэффективному их использованию. Для решения данной проблемы, можно применить замену дотаций субвенциями, что даст возможность целевого выделения средств и будет способствовать поддержке развития регионов.

Таким образом, можно сказать, что проблема дефицита бюджетов регионов не остается без внимания правительства. Меры по ее решению разрабатываются и принимаются, однако их эффективность можно будет оценить лишь спустя некоторое время.


Библиографический список
  1. Минфин впервые за несколько лет резко сократит бюджетные кредиты регионам/ РБК [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/economics/01/11/2016/5818a1499a79474f30fafbfe
  2. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:  http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/#ixzz4TAx4YYXM
  3. А.И. Константинова Дефицит бюджета: причины и способы преодоления. [Электронный ресурс] URL:  https://www.scienceforum.ru/2015/1047/10784
  4. Медведев рассказал о новых правилах взимания налога на прибыль для регионов // Международная информационная группа «Интерфакс» [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/business/530728


Все статьи автора «Трофимова Валерия Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: