ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бекоева Марина Ивановна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Аннотация
В статье анализируются тенденции совершенствования непрерывного профессионального образования, отражены ведущие принципы и этапы становления и развития педагогического образования с учетом нормативно-правовой базы региональной системы образования, механизмов координации и взаимодействия всех звеньев профессионального образования, рынка труда, центра занятости населения и других структурных подразделений, реализующих программы дополнительного образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Непрерывное образование, обучения на протяжении всей жизни, профессиональное образование, профессиональный рост, региональный опыт


MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Bekoeva Marina Ivanovna
North Ossetian State University named K.L. Khetagurov
candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology

Abstract
The article analyzes trends in the improvement of continuing vocational education, reflects the leading principles and stages of the formation and development of pedagogical education, taking into account the regulatory and legal framework of the regional education system, the mechanisms for coordination and interaction of all parts of vocational education, the labor market, the employment center of the population and other structural units implementing Supplementary education programs.

Keywords: competitiveness, continuous education, lifelong learning, professional growth, regional experience, vocational education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бекоева М.И. Основные тенденции развития непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80924 (дата обращения: 18.04.2024).

Непрерывное образование – это совокупность государственных, коммерческих и основанных на иной форме собственности образовательных организаций, обеспечивающих конструктивное и содержательное единство, преемственность и согласованность всех звеньев образования, повышение квалификации и переподготовку каждого трудоспособного человека с учетом настоящих и перспективных социальных и экономических потребностей и личных образовательных возможностей и профессиональных интересов. Непрерывное образование в современном обществе носит уже массовый характер. В определенном смысле происходит «обращение к первоначальному этапу развития человечества» (непрерывное образование снова стало уделом всех), но уже в новом образе.

Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в устном народном творчестве, выражающих мудрость предков: русского народа: «Век живи – век учись», «Учиться никогда не поздно», английского: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», «Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь, тому учись»; китайского: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься»; осетинского: «Конец мученью – только ученье», «Кто не любит читать, того всю жизнь будут поучать», «Не любишь учиться – полюбишь подчиняться» и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты обозначенной проблемы, позволяет утверждать, что ведущие направления в непрерывном развитии педагогического образования, определенные «Концепцией модернизации современного образования на период до 2020 года», могут быть реализованы при условии непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов, руководителей образовательных организаций. В настоящее время (Я.С. Аксарина, С.А. Амбалова [1], М.И. Бекоева [1], С.В. Власенко, А.И. Жилина [3], Г.И. Чемоданова и др.) возросла потребность в педагогическом работнике, способном совершенствовать содержание своей профессиональной деятельности посредством непрерывного освоения инновационных технологий, творческого применения научных достижений и широкого научно-педагогического опыта. Все перечисленные условия являются необходимыми структурными компонентами профессиональной квалификации современного педагогического работника.

Проблема создания условий для свободного доступа к образованию на протяжении всей жизни человека является не только педагогической, но и общей социальной проблемой, эффективное решение которой в последнее время приобретает приоритетное значение. Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегическим целям Европы стать максимально конкурентоспособным обществом в целом мире, базирующемся на компетенциях. Непрерывное образование и приобретение необходимых компетенций рассматриваются в качестве ответов на стремительно растущую конкуренцию и использование новых образовательных технологий.

Высшее образование сегодня выступает в качестве ведущего компонента устойчивого развития государства (Н.А. Дмитриев, Б.А. Тахохов), в котором центральное место отводится университетскому образованию, а формирование универсальной образовательной модели является его главной задачей [2; 7]. Современная модель высшего образования, основанная на приоритете фундаментализации и гуманитаризации обучения (Н.А. Дмитриев), а также на принципах мобильности и интеграции всех европейских стандартов качества в высшем образовании, тесно связана с идеей «образования через всю жизнь» (Lifelong Learning – в течение всей жизни), которая дополняет базовое образование и охватывает все его фазы [2]. В основе данной модели лежит предоставленная возможность каждому гражданину выбирать из числа образовательных программ, форм обучения, видов деятельности, регионов и стран, необходимая для совершенствования общекультурных и общепрофессиональных компетенций и их оптимального использования. Такой подход в системе образования способствует повышению конкурентоспособности человека, его профессиональному и личностному росту, формированию устойчивой профессиональной мобильности на рынке труда. В масштабах страны массовое одобрение этой концепции, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве интеллектуального и человеческого капитала, и тем самым поддерживает развитие экономики в целом.

Концепция Lifelong Learning, как отмечают многие ученые (Т.Ю. Ломакина, Д. Тхи Нгуен, Е.С Сженов [6], Б.А. Тахохов [7] и др.), предполагает, что система образования должна охватывать людей независимо от сферы деятельности, их возраста и национальной принадлежности, и при этом предоставлять им возможность и условия для развития любых допустимых учебных предпочтений и интересов. Основное условие для реализации Lifelong Learning – развитие совместимой многоступенчатой системы кредитов, которая позволяет сопоставлять дипломы и удостоверения, полученные в общеобразовательной школе, в сфере профессионального образования и других образовательных организациях. Система образования и переподготовки Lifelong Learning сопровождает человека на протяжении всей жизни, определяет социальную динамику, обеспечивает капитализацию человеческого ресурса. Создание и применение новых знаний, пишут Т.К. Мусалимов и Ж. Топатаева, становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого числа людей. Несмотря на достаточно длительную эволюцию понятия «обучение в течение всей жизни» (дословный перевод «Lifelong learning» – «обучение длиною в жизнь»), до сих пор не существует его общепризнанного определения [5].

Ратификация новой государственной политики в сфере высшего образования, по мнению исследователей проблемы непрерывного профессионального образования (Н.А. Колганова и др.) требует анализа и согласования категорий «непрерывное образование» и «образование через всю жизнь» []. При согласовании этих двух сложных категорий следует учитывать современное понимание и содержание сложного многоаспектного понятия «высшее образование» как социально-педагогической практики, способа формирования и трансляции культурных норм и ценностей, индивидуальной деятельности человека по присваиванию им образа мира. Оказываясь в непредвиденных ситуациях, встречаясь на своем пути с разными людьми и завязывая с ними некоторые отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужую, разрешая встающие перед ним разнообразные проблемы, человек регулярно обучается. Он приобретает новые установки, взгляды, ценности, приоритеты, открывает для себя новые проблемы, знакомится с разными точками зрения, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в совокупности и составляет сущность непрерывного обучения.

С учетом возрастных особенностей личности ученые (Н.В. Веневцева, А.М. Князева, Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, Н.М. Семынина) выделяют три основных стадий непрерывного обучения [5]:

Первая стадия – обучающиеся в возрасте от 6 до 24 лет. Как правило, от начальной школы до высших учебных заведений они обучаются в специальных образовательных организациях. Но этим процесс обучения не ограничивается, так как помимо институционального обучения, человек учится и в собственной семье, посещает учреждения дополнительного обучения, участвует в общественных организациях, общается с друзьями и сверстниками, развивается в определенной культурной среде и т.д. Все это и есть неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы социального, духовного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития человека.

Вторая стадия – это люди в возрасте от 25 до 60 лет, для которых базовое образование к этому времени, как правило, закончилось, но обучаться все же не прекращают. Они могут активно и систематически заниматься профессиональным совершенствованием, как на базе образовательной организации, так и неформально, получать дополнительное профессиональное образование, заниматься научно-исследовательской деятельностью, расширять круг знакомств, путешествовать, приобретать новые умения и осваивать новые увлечения.

Третья стадия – это пожилые люди старше 60 лет. На данный период жизни человек получает обычно реальную возможность полностью посвятить себя своим увлечениям и интересам – это может быть социальная работа, легкий посильный труд в государственных структурах, изделия ручной работы, путешествия и занятия, доставляющие больше удовольствие, чем хлопоты. В этом возрасте пожилым людям важно чувствовать свою полезность окружающим, осмысленность своей жизни, именно поэтому так необходима социальная поддержка, которую общество может оказать непрекращающемуся развитию и обучению старшего поколения.

В современной европейской гуманитарной цивилизации непрерывное образование анализируется как всеобщая категория в рамках развития, которая может быть представлена с трех позиций: с человеческой позиции – как образование длиною в жизнь; с образовательной позиции – как открытое доступное образование, обеспечивающее педагогическое, методическое, психологическое и социокультурное сопровождение учебной деятельности; с профессиональной позиции – как наличие осознанных целей и потребностей в образовательной деятельности для профессионального становления личности. Как отмечают Т.К. Мусалимов, Ж. Топатаева, «концепция образования в течение всей жизни основывается на том, что смена области профессиональной деятельности возможна только под внешним воздействием: увольнение, закрытие предприятия, невостребованность специальности и т.п. Она не в состоянии рассмотреть иные причины получения дополнительного профессионального образования. Между тем реалии переходной экономики показывают, что достаточно большое количество людей вынуждено трудоустраиваться не по своей специальности» [8].

В современном обществе, в условиях глобализации образования «на всю жизнь», возникает острая необходимость в дополнительном профессиональном образовании, которая и трансформируется в потребность в непрерывном педагогическом образовании. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) большинством ученых (М.И. Бекоева, С.А Амбалова.) определяется как «важный компонент системы непрерывного образования, позволяющий реализовать принцип «образование через всю жизнь», дающий возможность гибко и своевременно получать необходимые профессиональные компетенции, средство обеспечения текущих и перспективных государственных потребностей в профессиональных специалистах необходимой квалификации; важнейший инструмент, позволяющий повышать возможности профессиональной деятельности граждан и, следовательно, способствовать росту производительности труда и экономики страны в целом» [1]. Любое учреждение заинтересовано в квалифицированных специалистах, поэтому профессиональное развитие работников является необходимым и важным условием для ее благополучного функционирования и совершенствования. Кроме того, ДПО научно-педагогических и административно-управленческих работников является необходимым условием эффективности функционирования вуза и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке его деятельности. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [6].

Для обеспечения процесса непрерывного образования в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова реализуются следующие средства и приемы обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с требованиями раздела 7 ГОС, раздела 7 ФГОС и приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 №1953 заключены договора на подключение и предоставлен доступ к Электронным библиотечным системам (ЭБС) и собственным базам данных.

Для реализации основных и дополнительных образовательных программ Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова располагает необходимым объемом аудиторного фонда. В университете, для обеспечения обучения на высоком уровне, используется более 900 компьютеров в компьютерных классах, библиотеке, читальных залах, лабораториях и кафедрах. Для проведения плановых занятий и самостоятельной работы в университете имеется 44 компьютерных класса, имеющих высокоскоростной доступ в сеть Интернет, что обеспечивает всем обучающимся университета доступ к мировым информационным ресурсам. При проведении лекционных, семинарских, лабораторных занятий активно используются современные интерактивные образовательные технологии. Университетские лаборатории и лекционные аудитории оснащены современными мультимедийными средствами обучения. Все перечисленные условия и образовательные ресурсы способствуют успешной реализации непрерывного образовательного процесса в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова.

Правовую основу использования современных образовательных технологий составили: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 1.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; а также локальные нормативные акты СОГУ.

Основная часть системы непрерывного педагогического образования представлена, прежде всего, стандартными учебными планами и образовательными программами, кроме этого разрабатываются курсы, содержащие национально-региональный компонент, связанные с освоением культурных, национальных, этнических традиций, с воспитанием чувства патриотизма и любви к «малой» и «большой» Родине. Это такие программы, как: «Краеведение», «Традиции и культура осетин», «Педагогическая риторика», «Культура речи (русский и осетинский языки)», «История Осетии» и т.д. Кроме этого, отвечая на образовательные запросы обучающихся и требования работодателей, вводятся спецкурсы, формирующие профессиональную мобильность студентов, и, как следствие, обеспечивающие социальную защищенность будущих педагогов («Деловой иностранный язык», «Практическая психология», «Развивающее обучение», «Основы медицинских знаний», «Психология рекламы», «Математические методы в педагогическом исследовании» и др.).

Таким образом, на сегодняшний день важнейшими задачами структурных подразделений Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, обеспечивающих непрерывное педагогическое образование, являются: повышение доступности образовательных ресурсов для обучающихся; максимальное удовлетворение спроса на образовательные услуги (довузовская подготовка, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, послевузовская подготовка); расширение сферы основной деятельности университета, стимулирование спроса на образовательные услуги, расширение рынка образовательных услуг; обеспечение участия преподавателей и обучающихся в региональных и мировых образовательных программах, включая обмен и полноценное использование доступного образовательного контента; интеграция дистанционных образовательных технологий с традиционными формами обучения с целью повышения их эффективности; укрепление экономического потенциала СОГУ, минимизация затрат на организацию и реализацию учебного процесса; преодоление территориальных барьеров для обучения в СОГУ и обеспечение доступности обучения для всех слоев населения, как на территории РСО-Алания, так и за ее пределами; систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов).


Библиографический список
  1. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Перспективные направления обеспечения непрерывного образования //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №2. С. 188-191.
  2. Дмитриев Н.А. Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного профессионального образования //Известия ТГУ. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 467-473.
  3. Жилина А.И. Модель управления непрерывным педагогическим образованием в современных условиях развития образования в России //Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 74-78.
  4. Колганова Н.А. Непрерывное образование в контексте экономических теорий образования //Проблемы современной экономики. 2010. №3. С. 405-407.
  5. Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Веневцева Н.В., Князева А.М., Семынина Н.М. Роль педагогического мастерства в формировании профессионализма педагога //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. №1. С. 59-62.
  6. Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы //Высшее образование в России. 2011. №2. С. 93-98.
  7. Тахохов Б. Формирование поликультурной компетентности студентов //Современный научный вестник. 2016. Т. 3. №1. С. 3-11.
  8. Топатаева Ж., Мусалимов Т.К. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в организации интерактивных методов обучения //Современный научный вестник. 2016. Т. 3. №1. С. 3-11.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация