УДК 005.94

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Ширванов Руслан Алексеевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
аспирант кафедры «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В статье рассмотрено понятие и виды знаний в контексте интеллектуального капитала организаций. Дано понятие интеллектуального капитала, определены его структурные составляющие.

Ключевые слова: знание, интеллектуальный капитал, клиентский капитал, организационный капитал, потребительский капитал, человеческий капитал


THE CONCEPT AND STRUCTURE OF AN ORGANIZATION'S INTELLECTUAL CAPITAL

Shirvanov Ruslan Alexeyevich
Finance University under the Government of the Russian Federation
graduate of chair «Personnel Management and Psychology»

Abstract
The article deals with the concept and types of knowledge in the context of the intellectual capital of organizations. The concept of intellectual capital is given, its structural components are defined.

Keywords: client (consumer) capital, human capital, intellectual capital, knowledge, organizational capital


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ширванов Р.А. Понятие и структура интеллектуального капитала организации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80918 (дата обращения: 02.06.2017).

Становление экономики знаний в качестве нового типа экономики, главной характеристикой которой является процесс увеличения знаний, требует принципиальных изменений в подходах к проблемам сотрудничества, партнерства заинтересованных сторон, конкуренции и, особенно, роли персонала в процессах развития организации.

Знание становится объектом исследования экономической науки во второй половине ХХ века, когда роль знания как фактора экономического роста значительно выросла и когда под знанием начинают понимать продукт (результат) познавательной деятельности на основе данных и информации, который имеет практическое применение и обладает свойствами умножения, распространения, тиражирования, воспроизводимости в явной и неявной, теоретической и практической, абстрактной и конкретной формах [6].

Управление знаниями, как формализация практического опыта и доступ к знаниям и экспертным данным, обеспечивает организациям новые возможности, позволяющие совершенствование деятельности и представляющие возможность внедрения инноваций. В этих условиях организация может достигнуть устойчивого успеха при целенаправленном непрерывном создании ее интеллектуального капитала [1; 5; 7].

Понимание феномена интеллектуальный капитал невозможно без рассмотрения классификаций знания.

По степени обновления выделяют знания долгосрочные (обновление в среднем 1 раз в 10 лет, к примеру, обновление абстрактных теоретических знаний), среднесрочные (в среднем 1 раз в 3–5 лет – обновление конкретных теоретических знаний), краткосрочные (обновление 1 раз через 1–2 года – предметных знаний) [10].

По уровню формализации знания подразделяются на формализованные (явные) и неформализованные (неявные, скрытые) виды.

В научной литературе принято выделять «организационное знание», определяющее способность организации к изменениям, приводящих к ее развитию и которые развиваются в связи с развитием знаний каждого сотрудника [39]. В организационное знание включают комплекс принципов, фактов, навыков, правил, методов, которые обеспечивают кадровый потенциал и деловую активность организации. Организационное знание состоит из трех категорий знаний: стратегических («знать что» – know-what), теоретических («знать почему» – know. why) и практических («знать как» – know-how) [14].

Многие авторы знания понимают значительно шире, чем просто информацию. В данное понятие входят убеждения и моральные ценности, суждения, идеи и изобретения, теории, понятия, отношения, мнения, правила, профессиональные познания и навыки, прошлый опыт [3].

Сумма знаний, которые принадлежат предприятию и капитализация которых обуславливает возможность повышения рыночной стоимости организации и получения предприятием сверхприбыли, определяет понятие интеллектуальный капитал [8]. Следовательно, интеллектуальным капиталом замещается дорогостоящее оборудование, а знаниями снижается необходимость организации в сырьевых ресурсах, финансовом капитале, труде, пространстве, времени и других аналогичных ресурсах.

Таким образом, интеллектуальный капитал можно представить в виде совокупности трех видов (человеческого, организационного и клиентского) капитала. Следовательно, человеческий капитал можно определить как сочетание творческих способностей, знаний и социальных связей, формируемых личностью в стадии профессионального развития, применение и адаптация которых в окружающем экономическом пространстве содействует увеличению интеллектуального капитала организации и развитию ее кадрового потенциала.

Впервые об «интеллектуальном капитале» экономическое сообщество услышало в 1958 году от Н. Кронфилда и А. Рока, а Дж. К. Гелбрейтом эта идея была представлена в 1969 г. в научном сообществе.

Эффективное применение интеллектуального капитала в контексте использования применения инновационных методик обучения, организации корпоративных социальных сетей и мероприятий для возможности развития сотрудников, в свою очередь, также приводит к накоплению человеческого капитала [2, с. 376]. Человеческий капитал также включает в себя  способности и компетенции сотрудников организации [9].

Организационный капитал, на формирование которого оказывает значительное влиянием корпоративная культура и включающий в себя инновационный и процессный капитал, следует рассматривать как систему реализации интеллектуального потенциала организации во внешней и внутренней среде ее функционирования путем уникальной организационной и программно-технической структуры, интеллектуальной собственности и внутреннего психологического климата в коллективе [2, с. 376].

Клиентский (потребительский) капитал, проявляющийся во взаимоотношениях организации с ее клиентами, определяется как проявление интеллектуальной составляющей деятельности компании (организации), выраженной в исторически сформировавшемся в глазах общества социально-политическом образе, с одной стороны, а, с другой стороны, представленной стабильными связями с потребителями, в совокупности влияющими на бренд компании. Клиентский (потребительский) капитал, в свою очередь, становится гарантом перспективности и ценности потребительского капитала [2]. Следовательно, клиентский капитал – это представленная во взаимоотношениях с клиентами ценность организации. В совокупности организационный и клиентский капитал составляет структурный капитал.

Необходимо взаимодействие человеческого, организационного и потребительского капитала, чтобы происходило взаимовлияние одних нематериальных активов на другие.

Необходимо заметить, что именно интеллектуальный капитал организации будет являться одним из важных его активов. Поэтому его формирование и развитие востребовано как в любом коммерческой, так и образовательной организации.

Таким образом, интеллектуальный капитал следует рассматривать как одну из составляющих капитала организации, представляющую собой совокупный объем знаний, принадлежащих организации и представленных в виде человеческого, организационного и клиентского капиталов, взаимодействие которых в инновационно развивающейся экономике обуславливает возможность получения сверхприбыли и повышения рыночной стоимости организации.


Библиографический список
  1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Ширванов Р.А. Специфика отбора молодых специалистов // Новые педагогические технологии. 2014. № XVI. С. 98-101.
  2. Гаврилов Д.В. Определение сущности, классификация и принципы формирования интеллектуального капитала в рамках инновационной деятельности организации // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 15. С. 376-379.
  3. Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями /Пер. с англ. Е.М. Пестеровой. – М.: Добрая книга, 2005. – 192 с.
  4. Дугарова Д.Ц., Чупрова Д.В. Управление знаниями как организационная основа формирования отношений управления в образовательном процессе ВУЗа // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2013. – № 6 (53). – С. 83-90.
  5. Иванова И.А. Роль человеческого капитала в реализации эффективного управления инновационным развитием сферы строительства // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С. 522-526.
  6. Карнаух И.В. Формирование системы управления знаниями на предприятии: дис. … к.э.н. Волгоград, 2011. – 205 с. Москвин С.Н. Управление стратегическими организационными изменениями в условиях экономики, основанной на знаниях [Электронный ресурс] – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 99 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=443101
  7. Полевая М.В., Анненкова Н.В. Особенности развития компетенций специалистов индустрии туризма в рамках профессиональной подготовки кадров // Транспортное дело России. – 2009. – №9. – С. 154-155.
  8. Скурихина Т.Г., Федосеев А.Ю. Инновационное отражение интеллектуализации при формировании конкурентоспособности фирмы. Барнаул: Изд-во Барнаульского университета, 2004. – 140 с.
  9. Shirvanov R. Knowledge management concept and objectives // Nauka i studia. 2016. Т. 2. С. 30-33.


Все статьи автора «Ширванов Руслан Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: