УДК 94

СКИФСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Юдин Тимофей Михайлович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Постников Александр Александрович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, адъюнкт

Аннотация
В данной статье кратко рассмотрено вероятное влияние арийских (индоиранских) народов, в том числе скифов, на развитие и становление государственности в Древнем Китае. На примере погребальных обрядов правителей показано, что у древних китайцев и скифов были во многом общие религиозные представления о загробной жизни. В представляемой статье уточнены некоторые вопросы, затронутые в предыдущих публикациях.

Ключевые слова: Древний Китай, жертвоприношение, погребальный обряд, правитель, скифский суперэтнос


SCYTHIAN MARK IN THE HISTORY OF ANCIENT CHINA

Yudin Timothy Mikhailovich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Postnikov Alexander Alexandrovich3
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct

Abstract
This article briefly describes the likely impact of the Aryan (Indo-Iranian) peoples, including the Scythians, on the development and formation of state in Ancient China. On the example of the burial rituals of the rulers shows that the ancient Chinese and the Scythians were largely shared religious beliefs about the afterlife. In the present article clarifies some of the issues raised in previous publications.

Keywords: Ancient China, funeral rites, kurgan, ruler, Scythian superethnos, the sacrifice


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Скифский след в истории древнего Китая // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80580 (дата обращения: 03.06.2017).

Карта расселение народов, входящих в скифский суперэтнос [1, 2], представлена согласно рисунку 1.

Рисунок 1 – Карта расселения народов скифского суперэтноса (VI – IV века до Р.Х.), названных в разных регионах скифами, сарматами, массагетами, саками, да-юэчжи (Та-Юэ-Чи), хунну и т.д. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/maps1.htm

За Уралом памятники скифской культуры находят в Сибири, северном и восточном Казахстане, в Синцзян-Уйгурском автономном округе на западе современного Китая (в регионе, который согласно исторической традиции называется Восточным Туркестаном). Столица современного Синцзяна – город Урумчи.

На территориях в самом сердце нынешнего Китая, например, в Ордосе – пустынном плато в излучине реки Хуанхэ, также находятся различные артефакты явно скифского происхождения, выполненные в так называемом скифском «зверином стиле» (рисунок 2).

Рисунок 2 – Бронзовая застежка с изображением схватки лошадей и протянутыми над ними ветвями. Ордос [3, с. 154]

Местоположение на территории Китайской Народной Республики плато Ордос (выделено окружностью красного цвета) представлено на карте рисунка 3.

Рисунок 3 – Плато Ордос на территории современной КНР

Ученые считают, что на западе Китая в I тысячелетии до Р.Х. проживал народ европеоидной расы, вошедший в историю под названием тохары (китайцы называли их Та (Да)-Юэ-Чи, то есть большие юэчжи согласно современной исторической терминологии). Большие юэчжи считаются истинными тохарами, а есть еще согласно принятой многими историками гипотезы псевдо-тохары (материал о них размещен в публикации [2]).

Первое упоминание о европеоидах на северо-западных границах Китая (вероятнее всего больших юэчжи, а, возможно, усуней – еще одного скифского народа) имеется у китайского политика и мыслителя Гуан Чжуна в его работе «Гуаньцзы». Согласно китайскому автору в 645 году до Р.Х. юэчжи проживали южнее и восточнее современного Синьцзяна – в китайской провинции Ганьсу. В дальнейшем там проживали усуни, которые также были европеоидным народом. В Синьцзяне юэчжи-тохары продолжали успешно проживать и после Рождества Христова (рисунки 4, 5) [2].

Рисунок 4 – Настенная роспись «Тохарские князья» из пещеры Шестнадцати меченосцев (№ 8) V – VI века по Р.Х., буддийский пещерный комплекс Кизил, бассейн реки Тарим, Синьцзян, Китай

На фресках изображены светловолосые мужчины-европеоиды. Тохары основали во II – I веках до Р.Х. города Хотан, Кашгар, Турфан и создали собственную письменность. Когда – неизвестно. Но найденные в ХХ веке тохарские надписи выполнены вполне профессионально людьми, обладающими устойчивыми навыками письма. Согласно [4]: «Тохарские языки стали известны благодаря находкам в Восточном (Китайском) Туркестане текстов, написанных на пальмовых листьях, бумагеи деревянных табличках особым типом центральноазиатского наклонного письма брахми».

Рисунок 5 – Настенная роспись с изображением буддийских монахов из пещеры Тысячи Будд, V – IХ века по Р.Х., буддийский пещерный комплекс Кизил, бассейн реки Тарим, Синьцзян, Китай. Левый монах – рыжеволосый и голубоглазый европеоид, правый – монголоид

Принято считать, что тохары говорили и писали на одном из иранских языков. Наиболее ранние из найденных надписей относятся к V веку по Р.Х. (рисунок 6). Это вовсе не означает того, что тохарская письменность не существовала в более древние времена.

Рисунок 6 – Деревянная табличка с тохарским текстом, Синцзян-Уйгурский автономный округ Китая, город Куча, V век по Р.Х.

Повторимся еще раз. Сколько времени до самых древних найденных тохарских текстов существовала сама тохарская письменность как таковая – никто ответить пока не может. Согласно [5, с. 206]: «Тохаров» пытаются связать с миграциями известных археологических культур: то афанасьевской, то андроновской, в последнее время – чемурекской культуры. Называя вещи своими именами, это … попытка привязать совершенно неизвестное к тому, что известно чуть получше».

Отметим, что именно арийцы (индоиранцы, по принятой в наше время терминологии) очень многими историками считаются прямыми предками скифов.

Во II тысячелетии до Р.Х. практически именно на этих территориях (рисунок 7) находилась так называемая андроновская культурная общность, захоронения и артефакты которой находили и продолжают находить археологи. Е.Е. Кузьмина, доктор исторических наук и ведущий специалист по индоиранской проблематике, считает, как и подавляющее большинство современных исследователей, что андроновские люди – это и есть предки индоиранцев [6, 7].

Рисунок 7 – Ареал распространения андроновской культурной общности (археологической культуры) в Евразии 

В ее работе [8] приведена цельная система доказательств этой гипотезы. Вот всего лишь один из аргументов Кузьминой, не самый важный, но поданный автором в достаточно эмоциональной форме. Согласно [8, с. 37]: «Из всех культур Старого Света III – II тыс. до н. э. такой видовой состав стада есть только в андроновской, значит, анализ хозяйства подтверждает правомерность отождествления андроновцев и индоиранцев!»

Сердцевинные территории, первоначально заселенные скифами в Казахстане (рисунок 8), точно накладываются на ареал распространения андроновской культурной общности.

 

Рисунок 8 – Территории, заселенные скифскими народами в I тысячелетии до Р.Х. (на I век до Р.Х.)

Уточним некоторые сведения об истинных тохарах. Согласно [9, с. 15-20] тохары (большие юэчжи) проживали на территории современной китайской провинции Ганьсу (рисунок 9) восточнее бассейна реки Тарим длительной время (с VII по II век до Р.Х.) по соседству с усунями.

Рисунок 9 – Скифские народы в Китае (700 год до Р.Х.)

Поясним, что на карте рисунка 9 народы, обозначенные как жунские племена, являются европеоидными и относятся к скифскому суперэтносу. Большие юэчжи кочевали, занимаясь скотоводством. И оттуда ушли в Синьцзян после неудачной войны против хунну (гуннов) во II веке до Р.Х. Из Синьцзяна, после повторного разгрома их армии войсками хунну в середине II века до Р.Х., тохары-юэчжи устремились далее на запад – в Среднюю Азию. Из [9] следует, что тохары в Синьцзяне появились не раннее II века до Р.Х.

Карта рисунка 8 показывает, какие территории, в наше время считающиеся иконно китайским, в I тысячелетии до Р.Х. были заселены скифскими народами. О роли тохар-юэчжи в мировой истории мы расскажем в последующих публикациях.

Китайцы не замалчивают многочисленные находки, связанные с культурами европеоидных народов, проживавших на китайской территории в древности. Но и особо их не рекламируют. Это связано с особенностями многотысячелетнего китайского менталитета, согласно которым Китай – центр Вселенной, а Поднебесная империя является колыбелью цивилизации. Со всех сторон Поднебесная окружена исключительно варварскими народами.

Наличие в Китае древних высокоразвитых культур других народов больно бьет по китайскому национальному самосознанию. Ведь согласно [10] китайской традиции отсчет истории начинается с легендарного предка всех китайцев Хуанди (рисунок 10), жившего в районе гор Куэньлунь, горной системы в Китае, расположенной далеко на запад от реки Хуанхэ.

Рисунок 10 – Традиционное в Китае изображение Хуанди

В жестокой борьбе против своих многочисленных врагов Хуанди удалось покорить владетельных вождей и стать императором. Он установил мир на землях древнего Китая, принес богатые жертвы богам, а затем назначил чиновников, позаботился о развитии земледелия, основал даосизм (китайское религиозно-философское учение), внимательно относился к результатам гаданий, а также изобрел топор, весло, туфли и т.д. и т.п. В китайскую мифологию и историю Хуанди вошел под прозвищем «Желтый император». Временем его жизни в Китае считают период около 2600 года до Р.Х.

А почему «Желтый император» Хуанди (в китайской мифологии его еще называют «Золотым императором») именно желтый? Попробуем дать ответ на этот вопрос. Хуанди согласно его традиционным китайским изображениям – это мужчина с обильной растительностью на лице, черного цвета или седой. Желтым он, основавший империю на самом западе Китая, был назван, видимо, потому, что волосы Хуанди на самом деле были соломенного или рыжего цвета. Так как «Желтый император» принадлежал к европеоидной расе и скорее всего, был скифом или принадлежал к народу, который являлся предком скифов. Других европеоидов, проживавших на западных границах Китая, современная историческая наука пока не знает.

В китайской традиции с древних времен имеется явная тенденция, направленная на увеличение вглубь веков прошлого своей страны. Так что, Хуанди вполне мог жить не в такой уж глубокой древности, как ему приписывает китайская историческая мифология, а гораздо ближе по времени к дате Р.Х. Конечно, этого всего лишь версия. Одна из многих.

Напомним, что в так называемую «скифскую тройку» входят:

- специфический тип вооружения, предназначенный для ведения боя главным образом в конном строю, очень схож на всем пространстве Великой евразийской степи;

- своеобразная конская амуниция, многие элементы которой (удила, ремешки для носа и щек, седла и т.п.), найденные в могильниках урочища Пазарык на Алтае, абсолютно похожи на такие же предметы, найденные, практически, во всех регионах евразийской степи;

- особый «звериный стиль» в предметах быта и искусства прослеживается в курганных могильниках от Дуная до Хуанхэ;

- характерная скифская одежда, включающая в себя штаны, рубаху, халат или кафтан, кожаные сапоги, островерхий головной убор.

От других народов скифы отличались способом захоронения своих умерших, они практиковали ингумацию (трупоположение) – так археологи называют способ захоронения умерших в земле. Скифы хоронили своих мертвых в земляной могиле. Богатство захоронения скифа соответствовало его общественному положению. Способ захоронения всегда отражает воззрения народа о загробном мире, то есть, в общем, его веру в богов, религию – значит, религия у различных скифских народов Великой степи была единой или очень схожей.

Если скиф был небогатым и незнатным, то в могилу рядом с ним клали, как правило, его оружие, горшки с едой и напитками. Над самим погребением насыпали небольшой курган. Гробницы скифской знати и царей представляли собой могилу, выкопанную в земле. Стенки могилы укреплялись четырехугольным деревянным срубом или же в некоторых случаях сруб устанавливался прямо на землю. Тело умершего помещали в сруб, вокруг которого насыпали сначала каменную, а затем земляную округлую насыпь, которая образовывала высокий курган. Тело умершего знатного скифа натирали различными ароматическими травами и покрывали воском. В мир иной его сопровождали убитые непосредственно перед захоронением наложницы, слуги и боевые кони. В общем, похороны сопровождались, как правило, многочисленными человеческими жертвоприношениями. В могилу также укладывались оружие, дорогая утварь, одежды, напитки и пища, дорогие украшения.

Погребальные обряды скифов были крайне жестоки, но перенесенные на китайскую почву привели к поистине массовым человеческим жертвоприношениям. Напомним, что первый китайский «Желтый император» Хуанди, мифический основатель китайской государственности, возможно, принадлежал к европеоидной расе. В эпоху государства Шан (1600 – 1027 года до Р.Х.) при смерти китайских ванов (царей) с ними в усыпальницу помещали сотни умерщвленных людей. В эти времена связи китайцев и скифов могли иметь вполне конкретные формы. Кстати, именно в эпоху Шан китайцы освоили коневодство и у них появились боевые колесницы с облегченными колесами со спицами, очень похожие на колесницы андроновцев [7].

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (уезд Турфан) были найдены и исследованы скифские курганные захоронения VI – IV веков до Р.Х. [11]. С двадцатых годов VII века до Р.Х. в китайских источниках начинают упоминать народ ди. Китайцы делили этот народ на «белых» или западных ди и восточных «красных» ди. «Красные» ди обитали в среднем течении реки Хуанхэ. Некоторые китайские ученые считают ди скифами [12]. А все ли известно про скифско-китайские контакты?

На рисунке 11 изображен правитель царства Цинь по имени Ин Чжен ставший со временем Цинь Шихуанди (Первым императором Цинь).

Рисунок 11 – Традиционное в Китае изображение Ин Чжена

В 210 году до Р.Х. он в ходе многочисленных войн прекратил более чем двухсотлетнюю междоусобицу в Китае. Так же, как Хуанди, император Ин Чжен имел на лице густую растительность, что явно свидетельствовало о том, что среди предков императора были люди европеоидной расы. Объединитель Китая был по тем временам гуманистом. В загробный мир он собирался отправиться только с терракотовыми приближенными (рисунок 12).

Рисунок 12 – Терракотовое войско Цинь Шихуанди

Но без человеческих жертв не обошлось. Эр Шихуанди, преемник Цинь Шихуанди, умертвил и отправил в могилу вместе с телом умершего предшественника сотни людей [13].

Гробница Цинь Шихуанди представляет собой огромный курган семидесятипятиметровой высоты с почти квадратным основанием (рисунок 13, а). Длина его сторон около 350 м. Квадратное основание погребального кургана императора не является чисто китайским ноу-хау. Все – как у скифов (рисунок 13, б).

а

б

а – гробница Цинь Шихуанди; б – Большой Салбыкский «царский» курган в Салбыкской степи современной Хакасии (самый большой курган скифского времени в Сибири), IV век до Р.Х. Реконструкция [14]

Рисунок 13 – Китайский и скифский курганы в виде усеченной пирамиды с квадратным основанием

Большой Салбыкский курган изображен без земляного покрытия. Он сложен из земляных и глиняных плотно спрессованных «кирпичей», что позволило кургану сохранить первоначальную форму в течение тысячелетий. Размеры сторон основания 70×70 м.

В императорской гробнице в виде огромного кургана, в погребальном обряде с многочисленными жертвоприношениями, в том числе и человеческими, явно ощущаются своеобразные и жестокие черты скифских похоронных обрядов. То есть у древних китайцев и скифов были во многом общие религиозные представления о загробной жизни. И похоронные обряды китайской знати были явно заимствованы у ближних соседей Китая – скифов.

Хотя Л.С. Васильев считает [10], что пышные гробницы ванов (царей) государства Шан с многочисленными человеческими жертвоприношениями, боевые колесницы с впряженными в них лошадьми, втульчато-полостное оружие, украшения в «зверином стиле», а также шанский календарь, крайне схожий с древневавилонским, есть результат влияния ближневосточных культур на китайскую. Скорее всего, скифское и ближневосточное влияние на китайскую культуру было комплексным. Но где Вавилон и где Китай. Скифы обитали значительно ближе к китайцам и были крайне воинственны и боеспособны.

Отметим, что подлинная, то есть хоть чем-то доказуемая, а не мифологическая история Китая начинается в эпоху государства Шан около 1600 года до Р.Х. Так что обычай хоронить шанских ванов в пышных гробницах с многочисленными человеческими жертвоприношениями, календарь, кони, колесницы, оружие и прочее могли попасть в Китай только через земли тохар. Будь все эти обычаи и артефакты хоть трижды древневавилонским. А для диких предков скандинавов и германцев европейские скифы (азы – народ скифского происхождения) и их вождь Один, бежавшие от врагов (вероятнее всего, римлян) в Швецию, вообще стали небожителями [7].


Библиографический список
  1. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Евразийский суперэтнос // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18063  (дата обращения: 27.02.2017).
  2. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Скифы азиатские // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19845  (дата обращения: 14.02.2017).
  3. Артамонов, М. И. Сокровища саков [Текст] / М. И. Артамонов С.В. – М.: Издательство «Искусство», 1973. – 280 с.
  4. Л.М. Сверчков. История изучения и лингвистический анализ тохарских языков [Электронный ресурс]. URL: http://suyun.info/userfiles/bulletin/2016-10/Tocharian_language_3_20161126_10_1_2_3_BEHPS_2016_10_4.pdf
  5. Буровский, А.М. Арийцы: первая энциклопедия «Высшей Расы» [Текст] / А.М. Буровский – М.: Яуза-пресс, 2013. – 464 с.
  6. Кузьмина, Е. Е. Откуда пришли индоарии? [Текст] / Е. Е. Кузьмина – М.: Восточная литература, 1994. – 464 с.
  7. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Пархоменко А.В. О древних евразийских народах: прародина индоевропейцев // История и археология. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/11/2409  (дата обращения: 26.01.2017).
  8. Кузьмина, Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня [Текст] / Е.Е. Кузьмина – Фрунзе: Издательство «Илим», 1986. – 135 с.
  9. Боровкова, Л.А. Кушанское царство (по древним китайским источникам) [Текст] / Л.А. Боровкова – М.: Институт востоковедения РАН, 2005. – 315 с.
  10. Васильев, Л.С. Древний Китай. Т.1 Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.) [Текст] / Л.С. Васильев – М.: «Восточная литература». 1995. – 380 с.
  11. Варенов, А.В. Княжеские курганы скифо-сакского времени на могильнике Цзяохэ (Яр-Хото) в Синьцзяне [Текст] / А.В. Варенов // Новосибирск: Вестник НГУ. Том 9, выпуск 7: Археология и этнография. 2010. – С. 68 – 79
  12. Сайт «Большая онлайн библиотека e-READING.CLUB» М.В. Крюков, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1041636/Kryukov_-_Drevnie_kitaycy_problemy_etnogeneza.html
  13. Сайт «Электронная библиотека ЛИТМИР». Олег Ивик. История человеческих жертвоприношений [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.info/br/?b=144333&p=1
  14. Черненко Е.А. 3D графическая реконструкция и визуализация памятника археологии [Текст] / Е.А. Черненко // Информационное общество. – М.:, ИРИО – РИА, 2015. – Вып. 2-3 – С. 80 – 85


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: