УДК 61:004

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Рахимов Озодбек Гуломович1, Усмонов Имомали Шариф Турдали угли2
1Ташкентский педиатрический медицинский институт, ассистент кафедры Биологическая физика и медицинская информатика
2Ташкентский педиатрический медицинский институт, студент

Аннотация
В этой статье, рассматривается перспективы применения информационных технологий в медицине и здравоохранения в Узбекистане, а именно: обучении медицинской и биологической информатики студентам медицинских вузов Узбекистана. Поскольку, предмет медицинская информатика является новым, и естественно есть ряд вопросов, которые немедленно должны найти свои решения. Обсуждаются вопросы развития медицинской и биологической информатики в Узбекистане и обучение этого предмета в вузах Узбекистана на основе совершенствования информационных технологии.

Ключевые слова: биоинформатика, информационные технологии, медицинская информатика


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MEDICAL INFORMATICS IN UZBEKISTAN

Rakhimov Ozodbek Gulomovich1, Usmonov Imomali Sharif ogli2
1Tashkent Pediatric Medical Institute, assistent of department Biological physics and medical informatics
2Tashkent Pediatric Medical Institute, student

Abstract
In this article we show that the perspectives of the use of information technologies in medicine and public health in Uzbekistan, such as: the teaching of medical and biological informatics for students of medical universities in Uzbekistan. Since, the subject of medical informatics is new, and naturally there are a number of issues that should immediately find their solutions. Issues of development of medical and biological informatics in Uzbekistan and teaching of this subject in universities of Uzbekistan are discussed on the basis of improving information technology.

Keywords: bioinformatics, information technologies, medical informatics


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рахимов О.Г., Усмонов И.Ш.Т.у. Перспективы развития медицинской информатики в Узбекистане // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80535 (дата обращения: 02.06.2017).

Введение. Информационные процессы и компьютеризация присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею. Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны не только в Узбекистане, но и во всем мире.

Наше общество характеризуется как информационное пространство,  которое сосредоточит общность и интересы людей с различными профессиональными и жизненными навыками. Сейчас ученики школы очень рано сталкивается с компьютером и быстро осваивает компьютерную технику и это становится уже обычное, повседневной деятельности людей. С возрастом у человека в эпохе компьютеризации возникает все больше потребностей и задач, которые он может разрешать только с помощью компьютера. Сегодня все аспекты мирового общество характеризуется качественно новым уровнем развития, основанным на использовании информационно-коммуникационных технологий. В качестве основного элемента информатизации выступают информационные системы и ресурсы, которые отличаются от общетехнических приложений и становятся предметом повседневной необходимости.

Информационное обеспечение деятельности любого медицинского учреждения – сложный и трудоемкий процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и социальных задач. Это, прежде всего, формирование и структурирование информационного пространства медицинского учреждения с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях оптимизации деятельности организации.

Благодаря правительству Узбекистана образование и здравоохранения стали как общенациональной  политикой Узбекистана. На сегодняшний момент в Узбекистане учебные и медицинские заведения оснащаются самым современным оборудованием для модернизации и резкого подъема уровня образования и здравоохранения. Несмотря на это, нехватка учебников и учебных материалов по биомедицинской информатике, препятствует в развитии этой области.

Актуальность. Информатизация – это организационно-технический, технологический, социально-экономический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей с использованием информационных ресурсов, технологий и систем. Связи с этим, с Указом Президента Республики Узбекистан вышли ряд законы и постановления о дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий в здравоохранения. Информационное обеспечение деятельности любого медицинского учреждения – сложный и трудоемкий процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и социальных задач. Это, прежде всего, формирование и структурирование информационного пространства медицинского учреждения с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях оптимизации деятельности организации.

В настоящее время в вузах Узбекистана, почти не существует конкретной учебной программы биомедицинской информатики. В этом смысле, медицинская информатика является самым молодым предметом в Узбекистане, и свое время нуждается разработки учебников и учебных материалов. Недостатка учебных материалов в местном языке является самой большой проблемой при преподавании этого предмета. К сожалению, есть и другие существенные проблемы, это уровень информатизации и использования информационных технологий в медицинских учреждениях и вузах, то есть они отличается друг от друга, нет единообразной платформы программного обеспечения, нехватка финансовых средств и др. Основным недостатком является учебно-материальная база для студентов и преподавателей в этой области.

Цель и задачи. В настоящее время быстрыми темпами увеличивающиеся объёмы информации при решении диагностических и терапевтических задач вызывают необходимость создания информационных систем в учреждениях здравоохранения. И это непосредственно касается процессу обучения студентов медицинских вузов. Информационные технологии дают следующие преимущества медицинским учреждениям:

1) работа врача становится более эффективной и удобной;

2) экономит значительные денежные средства и время пациентов и врачей;

3) качество медицинских услуг повышается на разы;

4) улучшается доступность и скорость предоставления медицинской информации;

5) повышают эффективность медицинских служб;

6) совершенствуют обмен информации внутри учреждении;

Эти задачи являются основными задачами медицинской информатики. Таким образом, медицинскую информатику, можно называть предметом обучающей приемы создания, обработки, хранения и защиты медицинской информации с помощью компьютерной техники и технологии.

Новизна. Как мы знаем, основным объектом преподавания предмета или курса является учебная программа. Учебные программы создаются на основе учебных  материалов. Учебные материалы состоится из учебников и учебных пособий, которые охватывает весь теоретический и практический материал данного предмета.

Министерство образования Узбекистана видит следующие пути вхождения в мировой образовательный  уровень:

– совершенствование базовой подготовки студентов медицинских вузов по этому направлению;

– переподготовка преподавателей;

– информатизация процесса диагностики и терапии;

– оснащение медицинских учреждении и учебных заведении техническими средствами информати­зации;

– разработка учебников и учебно-методических материалов в области медицинской информатики.

Заключение. Выбранная проблема очень актуальна в реформах высшего образования Узбекистана, повышения уровня наглядности и интерактивности информации, улучшения качества учебных материалов.  Анализируя все вышеизложенные, придем к общим выводам.

a)       Определение содержания учебника по медицинской информатики.

b)       Немедленно разрабатывать учебно-методические материалы, учебники и пособие.

c)       Медицинская информатика должна постоянно обновляться, т.е. параллельно  с клиническими процессами, должна усовершенствовать свою техническую базу.

Для разрешения этих задач, необходимо обратить внимание на следующие пункты.

-       Разработать единую рабочую  учебную программу (программу обучения сотрудников). Нужно использовать опыт и достижения ведущих университетов мира, т.е. их научную литературу;

-       Перевести учебную литературу ведущих университетов в области медицинской информатики на профессиональном уровне;

-       Создать учебные методические пособия, научную литературу и учебники по данному предмету;

-       В следующих этапах, отправлять педагогов для повышения квалификации в ведущие высшие учебные заведения мира как США. Япония, Корея, Россия и страны Европы.


Библиографический список
  1. Гулиев Я.И., Белышев Д.В., Кочуров Е.В. Медицинская информационная система «Интерин PROMIS Alpha» – новые горизонты. // Врач и информационные технологии, №6, 2016.
  2. Демидов А.В. Информационные технологии для мобильного здравоохранения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения, № 1, 2013.
  3. Концепция развития информатизации в Республике Узбекистан, 2005.
  4. Кореньков В. В., Достижения информационных технологий и их влияние на человека// «Вестник Международной академии наук. Русская секция», №2, 2012.
  5. Кузнецов П.П., Шелехов П.В. Мобильная медицина: интеграция данных с приложений и устройств mHealth  и IoT // Информационно измерительное и управляющие системы, № 10, 2015.
  6. Лактионова Л.В., Матюхина О.М., Фигурин И.М. Информационное обеспечение деятельности медицинского учреждения // Клиническая практика №1, 2013.


Все статьи автора «Рахимов Озодбек Гуломович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: