УДК 614.253

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В КОНТЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Карташова Елена Александровна1, Толмачев Владимир Генрихович2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры внутренних болезней №2
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры лучевой диагностики ФПК и ППС

Аннотация
В статье автор рассматривает вопросы, связанные с эффективностью персонализированной терапии в контексте профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Особое внимание автор уделяет вопросам пропаганды здорового образа жизни в рамках проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения на период до 2025 года.

Ключевые слова: биоэтика, здоровый образ жизни, персонализированная терапия, профилактика, сердечно-сосудистые заболевания, терапевтическое сотрудничество


TOPICAL ISSUES OF PERSONALIZED THERAPY IN THE CONTEXT OF CARDIOVASCULAR DISEASES PROPHYLAXIS

Kartashova Elena Aleksandrovna1, Tolmachev Vladimir Genrikhovich2
1Rostov State Medical University, assistant of Internal diseases Chair № 2
2Rostov State Medical University, assistant of Radiodiagnosis Chair, Professional Training and Retraining Faculty

Abstract
In the article the author studies some topical issues connected with efficiency of personalized therapy in the context of cardio-vascular diseases treatment and prophylaxis. A special attention is given to the matters of healthy lifestyle propaganda within the framework of the project of interdepartmental strategy of healthy lifestyle formation among the population till 2025.

Keywords: bioethics, cardio-vascular diseases, healthy lifestyle, personalized therapy, prophylaxis, therapeutic cooperation


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А., Толмачев В.Г. Актуальные вопросы персонализированной терапии в контекте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/79686 (дата обращения: 03.06.2017).

Выступая в декабре 2016 года с Посланием Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин особо подчеркнул, что смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России, поэтому наши усилия должны быть направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.

Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации. Основные неинфекционные заболевания являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения, они обусловливают не только большие человеческие страдания, но и выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны. Сердечно-сосудистые заболевания являются основным бременем для страны, экономический ущерб от которых превышает 1 трлн руб в год.

Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

ВУЗ является именно тем социальным институтом, в котором происходит не только обучение будущего врача, но и в не меньшей степени его становление как личности, готовой посвятить свою жизни служению на благо других людей.

Образование как важнейший социальный институт издавна состоит из иерархически организованных ступеней и уровней, устроенных по принципу преемственности. Взаимосвязи внутри образовательного пространства осуществляются на разных уровнях: этико-правовом, психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном, научно-методическом, организационном, коммуникативно-информационном уровнях.

Формирование и развитие личности врача проходит становление в специально организованной образовательной среде медицинского вуза, педпроцесс которого ориентирован на сохранение и расширение воспроизводства опыта и форм медицинской деятельности, подготовку и переподготовку специалистов для работы в условиях инновационного общества [1-7].

Принципы биоэтики являются системообразующим компонентом образовательного пространства медицинского вуза, где в процессе формирования врачебного менталитета социокультурным образцам отводится первостепенная роль [8-13].

Эффективность терапевтического сотрудничества во многом зависит от соблюдения врачом принципа дифференцированности коммуникативных подходов к лечению отдельных групп пациентов, разработанных с учетом социокультурных и психофизических особенностей конкретного индивида. В контексте нашего исследования хотелось бы подробнее рассмотреть актуальные вопросы персонализированной терапии в контексте сердечно-сосудистых заболеваний.

В медицине существуют два подхода – лечить болезнь или лечить больного. Согласно первому подходу  всем пациентам с одинаковым диагнозом можно выписывать одно лекарство. Второй подход исповедовал еще Гиппократ, и согласно ему одна и та же болезнь может быть вызвана разными поломками в организме.

Персонализированная медицина – это подход, который основывается не только на наших обширных знаниях о молекулярной природе заболеваний и о том, как работают медпрепараты, а также на нашем понимании индивидуальных биологических различий пациентов. В основе персонализированной медицины лежит наблюдение, что пациенты с одним и тем же диагнозом по-разному реагируют на одинаковое лечение: в то время как один препарат может быть высокоэффективным для одного пациента, он может не дать желаемых результатов при лечении другого пациента с аналогичным диагнозом. Таким образом, персонализированная медицина может повысить эффективность и безопасность лечения. Цель персонализированной медицины – обеспечить, чтобы конкретный пациент получил подходящий именно ему лекарственный препарат.

Общеизвестно, что знание основ возрастной психологии и применение их в работе с пациентом любого возраста – важнейшая составляющая практической работы врача, а высокий уровень правосознания медицинского работника – показатель успешности и востребованности специалиста, залог эффективности его терапевтического сотрудничества. В ходе коммуникации с пациентом, используя вербальные и невербальные методы общения, врач воздействует на своих пациентов, убеждает их в необходимости профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и их лечения.

Акцентируя термин «терапевтическое сотрудничество» в рамках проведения персонализированной терапии, мы подразумеваем достижение взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной ответственности медицинского работника и пациента. Устанавливая с пациентом «терапевтическое сотрудничество», врач должен быть готовым к реализации не только коммуникативных умений и навыков, но и своих знаний возрастной психологии. Нельзя сводить диалог между врачом и пациентом к банальному обмену информацией, их общение должно быть направлено на выработку общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения. Способность эффективно общаться с пациентами присуща в большей степени тем врачам, которые живут в модусе «Бытия» (Э. Фромм) и имеют доминанту «на лицо другого» человека (А.А. Ухтомский).

В педпроцессе вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: пропагандировать соблюдение интенсивно-подвижного и здорового образ жизни, а также соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [19], ведь известно, что несоблюдение норм и принципов здорового образа жизни, а также нетренированность сердечно-сосудистой системы и перегруженность нервной системы человека приводят его к проблемам со здоровьем: гипертонической болезни, атеросклерозу, ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда.

В заключении отметим, что персонализированная медицина – это основной фактор дальнейшего совершенствования медицины, которая сможет повысить безопасность и эффективность терапии, улучшить жизнь, здоровье и качество жизни пациентов.  Эффективность коммуникативной стратегии врача в рамках терапевтического сотрудничества во многом определяется уровнем развития его коммуникативной компетентности, что во многом определит степень удовлетворенности пациентов качеством своего лечения.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности //  Инновации в науке. – 2013. – №  28. – с. 199–203.
  2. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  3. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 31. – С. 57–61.
  4. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. … канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2004. – 112 с.
  5. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  6. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  7. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  8. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  9. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 3. – С. 58–64.
  10. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  11. Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей  пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
  12. Ерохин С.А., Шаповал Г.Н. Врачебный менталитет в воспитательно-гуманистическом измерении медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. –  С. 103-106.
  13. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014.-  № 41-42. – С. 101-106.
  14. Карташова Е.А. Актуальные вопросы профилактики стрессов в студенческой среде медицинского вуза // В сборнике:  ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 120-124.
  15. Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
  16. Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук // ГОУВПО «Ростовский государственный медицинский университет». Ростов-на-Дону,- 2009. – 158 с.
  17. Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности применения триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ростовский государственный медицинский университет. Ростов-на-Дону, 2009.
  18. Карташова Е.А. Эффективность коммуникативной стратегии врача-кардиолога в лечении пациентов разного возраста. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 57-61.
  19. Карташова Е.А. Эффективность персонализированной терапии в рамках терапевтического сотрудничества при лечении пациентов разного возраста // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения, материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 78-80.
  20. Карташова Е.А., Кастанаян А.А., Нажева М.И., Жулитов А.Ю., Железняк Е.И. Эффективность применения тиотриазолина в комплексной терапии ишемической болезни сердца // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2016. – Т. 15. - № 3.-  С. 25-30.
  21. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.  - № 2 (58).  – С. 577-581.
  22. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.- № 2 (58).- С. 689-692.
  23. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 1 (57). – С. 698-704.
  24. Нажева  М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
  25. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
  26. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  27. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  28. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность  в контексте профессиональной социализации студентов российских вузов // 
    Universum: общественные науки.- 2016.- № 6 (24).- С. 4.
  29. Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
  30. Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
  31. Шаповал Г.Н. Компетентностный и биоэтический аспекты аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов-медиков. В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 163-166.
  32. Шаповал Г.Н. Роль коммуникативной компетенции в ходе профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 144–147.
  33. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  34. Шаповал Г.Н., Карташова ЕА. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.


Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: