УДК 352

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Абрамова Ирина Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет»
доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор

Аннотация
Рассматриваются вопросы необходимости и значимости государственного регулирования, особенно в условиях развития рыночной экономики. Автор приходит к выводу о том, что достаточно низкий уровень развития аграрного сектора России требует внимательного отношения со стороны государства и необходимость модернизации данной отрасли.

Ключевые слова: аграрный сектор России, государственное регулирование, модернизация сельского хозяйства, рыночная экономика.


MODERNIZATION PROCESSES IN AN AGRARIAN SECTOR OF RUSSIAN ECONOMICS IN THE LIGHT OF GOVERNMENTAL REGULATION

Abramova Irina Evgenyevna
Rostov-on-Don State Medical University
professor of history and philosophy department

Abstract
The matters concerning necessity and importance of governmental regulation, especially in the conditions of market economy development are studied. The author concludes that a rather low level of an agrarian sector development in Russia demands special attention from the state and the necessity of modernization in this field.

Keywords: agricultural modernization, governmental regulation, market economy, Russian agrarian sector


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамова И.Е. Модернизационные процессы в аграрном секторе экономики России через призму государственного регулирования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/79263 (дата обращения: 01.04.2017).

Вопрос о  необходимости государственного регулирования по сей день остается актуальным. Переход к рыночной экономике привел к резкому сокращению государственного вмешательства в экономические процессы. В  настоящее время правомерность вопроса о необходимости государственной поддержки аграрного сектора, и всей экономики в целом, и значимости правильно разработанной политики уже не ставится под сомнение.

Достаточно низкий уровень развития аграрного сектора России требует внимательного отношения со стороны государства и необходимость модернизации данной отрасли.

В ходе развития такого фактора как глобализация экономики, в результате которого большинство стран и регионов мира интегрируются в единую экономическую систему, проблемы модернизации аграрного сектора приобретают  особую значимость [1].

. Поскольку глобализация способствует консолидации стран мира в борьбе с важнейшими вызовами современности.

Но для успешного развития нашей страны в мировом пространстве необходимы стратегические изменения механизмов государственного регулирования: введение четкости в хозяйственное законодательство, демонополизация хозяйственной деятельности, эффективное стимулирование инвестиций при ужесточении наказаний в области коррупции, рост производительности труда, внедрение инноваций, то есть проведение модернизации всех сторон экономики, в том числе и аграрного сектора.

Одним из условий успешной модернизации сельского хозяйства является необходимость повышения технологической оснащенности сельскохозяйственных предприятий, которая в настоящее время существенно отстает не только от наиболее развитых стран мира, но и от многих государств Восточной и Центральной Европы, некоторых азиатских стран. Именно технологичная отсталость аграрного сектора России выступает ключевым элементом, который серьезно препятствует процессам модернизации.

Еще одним фактором, способствующим модернизации сельского хозяйства, является подготовка специалистов, способных умело управлять, быть квалифицированными, умеющими  использовать как отечественный, так и международный   опыт реформирования сельского хозяйства.

Модернизация сельского хозяйства становится обязательным условием формирования конкурентоспособной экономики. Развитие кооперации в аграрной сфере является важным фактором для его успешного подъема, роста производительности и выхода на новые рынки.

Развитие кооперативного сектора будет способствовать отказу сельхозпроизводителей от услуг посредников – перекупщиков, которые фактически присваивают большую часть прибыли, получаемой от реализации продукции подсобных хозяйств. При этом существенно облегчается процесс реализации произведенной сельхозпродукции через кооперативные структуры сбыта. Развитие кооперации также облегчает кредитование фермерских и сельскохозяйственных предприятий по минимальным процентным ставкам.

Кооперирование фермеров выступает и в качестве эффективного противодействия возможному произволу со стороны региональной и местной власти, защитой от криминальных структур, перед которыми разрозненные фермерские хозяйства во многих случаях оказываются совершенно беззащитными. Таким образом, кооперативные структуры становятся альтернативой прежним колхозам, эффективно действующей в условиях рыночной экономики.

Важным элементом модернизации сельского хозяйства России является широкий спектр социальных проблем, таких как развитие социальной инфраструктуры, повышение уровня жизни сельского населения, модернизация социально-трудовых отношений [2]. От решения данных проблем зависит  успешное развитие аграрного сектора.

В ракурсе перечисленных проблем одной из ключевых задач модернизации аграрной политики страны является модернизация социально-трудовых отношений на селе, от успеха которой зависит и развитие сельского хозяйства. В условиях современного развития, когда все больший размах приобретает процесс урбанизации, идет активный отток сельского населения в города, что приводит к нехватке трудовых ресурсов на селе. Остановить данную тенденцию можно через создание разноплановых условий стимулирующих улучшение жизни на селе. Одним из таких условий  является реальное повышение доходов сельского населения. Нерешенность данной проблемы будет вести к дальнейшему оттоку сельского населения в города, маргинализация сельских территорий. Правительство РФ предпринимает ряд шагов в этом направлении: стимулирует приток в сельские районы медицинских работников, предлагая им выгодные условия решения жилищного вопроса. Однако данные меры пока носят фрагментарный характер, который не позволяет активизировать приток молодых специалистов в сельские районы. Решение данной проблемы должно носить цельный характер: от повышения заработной платы до создания культурных условий развития территорий. По мимо этого модернизация социально-трудовых отношений в сельской местности подразумевает необходимость следующих мероприятий: реальной защиты прав и свобод селянина, вне зависимости от того, является ли он собственником или наемным работником; полного исключения из сельского хозяйства и жизни сельских территорий всех форм неоплачиваемого труда, которые прямо нарушают права и свободы граждан; постепенная ликвидация системы неравенства и эксплуатации, сложившейся в российском сельском хозяйстве в силу малой оплаты труда сельских работников, более худших по сравнению с городом условий жизни, включая и уровень развития социальной инфраструктуры в сельских поселениях.

Только совокупность данных мероприятий может способствовать модернизации всех сторон аграрного сектора.


Библиографический список
  1. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Механизмы реализации государственной аграрной политики как фактор национальной безопасности России монография / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технологической политики и образования, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Азово-Черноморская гос. агроинженерная акад.”. Зерноград, 2011. – 129 с.
  2. Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России / И.Е. Абрамова // Власть. – 2008. – № 10. – С. 76-80.
  3. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Совершенствование системы государственного управления аграрного сектора России в условиях современной модернизации / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 348-351.
  4. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В.  Российская политическая элита в контексте современного политического развития / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 94.
  5. Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Инновационные аспекты развития аграрного сектора России в условиях современных вызовов / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 10. – С. 197-202.
  6. Абрамова И.Е. Приоритеты развития государства и национальные интересы в контексте развития сельских территорий / И.Е. Абрамова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 199-205.
  7. Абрамова И.Е. Государственное регулирование в аграрной сфере современной России как политическая проблема / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. –2008. – № 2. – С. 181-189.
  8. Абрамова И.Е.  Основные задачи аграрной политики в области регулирования социально-трудовых отношений в условиях кризиса: тенденции, перспективы государственного влияния / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2009. – № 1-2. – С. 9-11.
  9. Абрамова И.Е. Государственная региональная и муниципальная политика как фактор стабильного развития России / И.Е. Абрамова // Общество: политика, экономика, право. – 2010. – № 2. – С. 7-10.
  10. Абрамова И.Е., Зейналов И.М. Национальная составляющая политики продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики / И.Е. Абрамова, И.М. Зейналов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 3. – С. 178–181.
  11. Абрамова И.Е. Механизмы формирования и реализации государственной аграрной политики России в современных условиях / И.Е. Абрамова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2007. – № 3. – С. 154-161.
  12. Абрамова И.Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации / И.Е. Абрамова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук / Северо-Кавказская академия государственной службы. -  Ростов-на-Дону, 2009.
  13. Абрамова И.Е. Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации (политологический анализ) / И.Е. Абрамова // Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Северо-Кавказская академия государственной службы. -  Ростов-на-Дону, 2009.
  14. ВВП России [электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВВП_России (дата обращения 17.02.2017).
  15. Миронов С. Сельское хозяйство страны нуждается в модернизации // Новая политика. Интернет-журнал. 11 февраля 2010. – URL: http://www.novopol.ru/-sergey-mironov-selskoe-hozyaystvo-stranyi-nujdaetsya–text81279.html (дата обращения 17.02.2017).
  16. Путин В.В. Выступление на совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте / В.В. Путин // Российская газета. – 22 апреля 2014.


Все статьи автора «Абрамова Ирина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация