СВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА С САМООЦЕНКОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Круглова Тамара Евгеньевна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студентка 2 курса факультета педагогики и психологии – центр педагогического образования
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В данной статье проводится анализ понятий «темперамент», «самооценка», экспериментально установлена связь темперамента и самооценки студентов вуза.

Ключевые слова: подвижность, самооценка, сила, темперамент, уравновешенность, уровень самооценки


COMMUNICATION OF TYPE OF TEMPERAMENT WITH SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

Kruglova Tamara Evgenievna1, Maslova Tatyana Mikhailovna2
1Priamursky State University named after Sholom-Aleikhem, student of the 2nd year of the faculty of pedagogy and psychology is the center of pedagogical education
2Priamursky State University named after Sholom-Aleikhem, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology

Abstract
This article analyzes the notions of "temperament", "self-esteem", experimentally established the relationship of temperament and self-esteem of university students.

Keywords: level of self-esteem, mobility, self-esteem, steadiness, strength


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Круглова Т.Е., Маслова Т.М. Связь типа темперамента с самооценкой студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79949 (дата обращения: 13.03.2024).

Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь и строит сам себя, мы сами выстраиваем свои отношения с другими людьми, наконец, мы совершаем и исправляем ошибки.

Одним из главных составляющих человека являются самооценка личности, темперамент и ценности, которые во многом определяют, каких жизненных позиций человек придерживается, так же уровень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка влияет не только на жизнедеятельность человека, но и на стиль его поведения. Таким образом, самооценка во многом определяет направленность развития какого-либо субъекта и его динамику развития. Наше исследование направлено на установление связи типа темперамента с уровнем самооценки студентов вуза.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. В любом типе темперамента можно сформировать у человека качества, которые несвойственны какому-либо темпераменту.

Темперамент – это совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности, в быстроте и силе его реакции.

Темперамент – это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что к свойствам темперамента относят, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека, определяющие силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент человека исследовали многие ученые (Э. Кречмер и У. Шелдон, В.Д. Небылицин, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и другие).

Уже в давние времена Гиппократ сформулировал гуморальную теорию о происхождении темперамента и установил, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – флегмы, крови, черной желчи и желтой желчи, которые входят в его состав и преобладание одной из них определяет, какой темперамент будет у человека. Названия каждого из темпераментов по названию жидкостей, сохранились до наших времен [5].

Ученый В.Д. Небылицин к темпераменту относил общую психическую активность, эмоциональность и моторику [1].

Академик И. П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два нервных процесса – торможение и возбуждение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по взаимной уравновешенности, силе и подвижности.

Зарубежные психологи У. Шелдони Э. Кречмер предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Э. Кречмер выделил по данному критерию три основных типа телосложения и поставил им в соответствие три основных типа темперамента: пикник, атлетик, астеник [4].

Самооценка – это оценка личностью самой себя. Каждый человек оценивает свои собственные поступки, убеждения, мотивацию поведения. В самооценке проявляется не только нравственное самосознание, но и совесть человека. Итак, самооценка – это оценка личности себя со стороны других людей, которая принята личностью как масштаб оценки собственного поведения.

Американский ученый К. Роджер полагал, что самооценка возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой и оценочного взаимодействия с другими людьми.

Самооценка, по мнению Л.С. Выготского, начинает складываться в семилетнем возрасте, – это обобщенное, т.е., внеситуативное, устойчивое и дифференцированное отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его общенияс окружающими его людьми и деятельностью [3].

Самооценка – это представление человека о важности не только себя, но и своей личности, его деятельности среди окружающих его людей и оценивание самого себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их закрыто или открыто. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения человеком тех моральных принципов, которые могут вырабатываться обществом, проявляя личное отношение к своим собственным поступкам на основе тех оценок, которые давались поступкам окружающих [2].

В психологической литературе выделяют три основных термина самооценки, каждое из них отражает различные теоретические подходы и имеет свое собственное значение:

1) любовь к самому себе,

2)самоприятие себя,

3) чувство авторитета/достоинства.

Данные понятия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены данные элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность к «оценке».

Любовь к самому себе можно представить как источник чувства самоуважения, основа самооценки человека. Если его самооценка слишком низкая, возникают какие-то самообвинения, также неуверенность к себе. Если же самооценка слишком завышена, а расхождение между притязаниями и реальными возможностями огромно, то его поведение становится неадекватным, его преследуют эмоциональные срывы и чувство беспокойства.

Самопринятие себя является стилем отношения человека к самому себе, его жизненной установкой, которая формируется путем сознательных усилий в процессе онтогенеза. Если говорить о человеческом достоинстве, то можно считать, что это самая абсолютная ценность человека.

Таким образом, зная тип темперамента и уровень самооценки можно найти подход к каждому человеку и лучше построить отношения с ним в коллективе. В нашей работе мы попытались установить связь разных типов темперамента с самооценкой, с целью оптимального использования ресурсов человека для максимального достижения успеха в деятельности.

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в Приамурском Государственном университете имени Шолом-Алейхема, в количестве 30респондентов, обучающиеся на факультете «Педагогики и психологии – центр педагогического образования» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология».

С помощью методики А. Белова «Формула темперамента» мы установили тип темперамента студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Типы темперамента студентов вуза

Тип темперамента

Количество

%

Холерический

8

22,8

Флегматический

14

40,0

Меланхолический

4

11,5

Сангвинический

9

25,7

Результаты исследования, отображенные в таблице 1, показывают, что у испытуемых преобладает флегматический тип темперамента, он диагностирован у 40,0% респондентов, это значит, что они медлительные, не находчивы, имеют склонность к бездеятельности. Они малообщительны, не могут быстро сконцентрировать усилия и собраться, с трудом приспосабливаются к чему-то новому, но для них характерны выдержка, терпеливость, способность долго и упорно работать.

Сангвинический тип темперамент диагностирован у 25,7%, они живые, горячие, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями, подвижные, с частой сменой настроения, впечатлены, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг них.

Холерический тип темперамента диагностирован у 22,8% респондентов, они быстрые, страстные, порывистые, однако совершенно неуравновешенные, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемые.

Меланхолический тип темперамента диагностирован у 11,5%, это значит, что они легкоранимы, мало реагирует на внешние факторы, склонны к постоянному переживанию различных событий.

С помощью методики С.А. Будасси «Я – концепция», мы установили уровень самооценки студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2. – Уровень самооценки студентов вуза

Уровень самооценки

Высокий

Средний

Низкий

Количество

%

Количество

%

Количество

%

5

14,3

16

45,7

14

40,0

Результаты исследования показывают, что у испытуемых преобладает средний уровень самооценки, он диагностирован у 45,7% респондентов, это значит, что они уверенные в себе, могут отбросить половину жизненных трудностей и забыть о них вовсе. Личности со средним уровнем самооценки не участвуют в деятельности, если не могут справиться с ней, но и планку достижений не снижают.

Низкий уровень самооценки диагностирован у 40,0% испытуемых, состояние у такого человека не самым лучшим образом влияет на всю его деятельность, она может быть спровоцирована плохим настроением и другими негативными эмоциями. Заниженная самооценка – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Завышенная самооценка диагностирована у 14,3%от общего количества испытуемых, человек с такой самооценкой является успешным, отражает его реальные достижения и помогает ему в новых делах. Человек с завышенной самооценкой не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с завышенной самооценкой очень мало друзей.

Сопоставив результаты исследований, качественно проанализировав их, мы установили связь между типом темперамента и уровнем самооценки студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 3.

Таблица 3. – Связь типа темперамента с самооценкойстудентов вуза

Тип темперамента

Уровень самооценки

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Холерик

6

17,1

2

5,7

0

0,0

Сангвиник

2

5,7

6

17,1

1

3,0

Флегматик

4

11,4

7

20,0

3

8,6

Меланхолик

0

0,0

1

3,0

3

8,6

Результаты исследования показывают, что у студентов холерическоготипа темпераментадиагностирован высокий (17,1%) и средний (5,7%) уровнисамооценки, у них проявляются отрицательные черты: нетерпимость, несдержанность, повышенная самоуверенность, вспыльчивость, необузданность и т.д. Если говорить о положительных качествах, то можно отметить повышенную настойчивость в деятельности, которая возможно выше, чем у холериков имеющие адекватную самооценку.

У студентов сангинического типа темперамента диагностирован высокий (5,7%), средний (17,1%) и назкий (3,0) уровни самооценки. Если говорить о сангвиниках, которые имеют высокую самооценку, то им больше характерны такие отрицательные качества, как быстрая потеря интереса, изменчивость чувств, интересов, стремлений, а так же быстрая утомляемость. Эти качества можно заметить не только у сангвиников с высокой самооценкой, но и у сангвиников с низкой и адекватной самооценкой, но у них они не так ярко выражены. У такого типа темперамента наблюдается больше положительных качеств, чем отрицательных. Сангвиники склонны к веселью и общению, находчивы, очень энергичны, работоспособны и т.д.

У флегматиков так же выявлены все виды самооценки: высокий (11,4%) – они не самокритичны; средний (20,0%) – будут спокойно относится ко всем притензиям в его адрес, низкий (8,6%) – может закрыться в себе и не контактировать с окружающими людьми.

Устудентов-меланхоликов, диагностированы средний (3,0%) и низкий (8,6%) уровни самооценки. Меланхолик со средним уровнем самооценки может быть не уверен в себе, иногда вести себя спокойно, будет выполнять свою работу медленно и боясь что-то делать не так, а меланхолика с низкой самооценкой, может привести к эмоциональной скованности и зажатости.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком не только своих достоинств, но и недостатков. В основе оптимальной самооценки, которая выражается через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенного человека отличает не только решительность, твердость, но и умение находить и принимать логические решения, а также последовательно их реализовывать.

Уверенный человек относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их снова. Поэтому необходимо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе своего самопознания. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно заниматься самовоспитанием и управлять своим поведением.

Изучение этой проблемы и психологической литературы поможет психологу в дальнейшей работе с клиентами.

Полученный нами результаты исследования позволяют полагать, что развитие собственной самооценки происходит в практике отношений с окружающими его людьми, построенные по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой, человек ориентируется на какие – то образцы и эталоны взрослых.


Библиографический список
  1. Добрынин Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. 2009. –с.567.
  2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 2000. – с.207.
  3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста / Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. – М.: Просвещение. 2004. – с.321.
  4. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 2008. – с. 521.
  5. Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 2001. – с.157.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация