УДК 37

ПРИЁМЫ РАСШИРЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ИНОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНОНИМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кирюшкина Виктория Александровна
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"
магистрант 2 курса кафедры «Лингводидактика и межкультурные коммуникации»

Аннотация
С каждым годом растет количество иностранных студентов, которые хотят или вынуждены учить русский язык. Преподавателям необходимо применять современные методы обучения русскому языку как иностранному для достижения более высоких результатов. Расширение лексического запаса студентов, безусловно, является важной частью при обучении иностранному языку. Применение синонимов в речи показывает, что иностранный студент владеет русским языком на хорошем уровне. Важно выбрать те приемы расширения лексического запаса, которые подходят под уровень и возможности конкретных студентов, а также необходимо учитывать цели изучения русского языка как иностранного.

Ключевые слова: возможности студентов, раздаточные материалы, расширение лексического запаса, русский язык как иностранный, словари синонимов


METHODS OF ENRICHING THE VOCABULARY OF FOREIGN STUDENTS WHEN LEARNING SYNONYMS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Kiryushkina Viktoria Aleksandrovna
Moscow State University of Psychology and Education
2nd year student of master program

Abstract
Every year the number of foreign students who are forced or eager to learn Russian is growing. Teachers need to use modern methods of teaching Russian as a foreign language to achieve better results. Expansion of vocabulary of students, of course, is an important part in teaching a foreign language. The use of synonyms in speech shows that a foreign student speaks Russian at a good level. It is important to choose those methods of vocabulary expansion that fit the level and capabilities of students. It is also necessary to take into account the goals of studying Russian as a foreign language.

Keywords: capabilities of students, dictionaries of synonyms, expansion of vocabulary, handouts, Russian as a foreign language


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшкина В.А. Приёмы расширения лексического запаса у иноязычных учащихся при изучении синонимов русского языка // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79863 (дата обращения: 22.03.2017).

Введение

Лексический аспект языка – один из самых важных, так как невозможно в полной мере овладеть иностранным языком без достаточного запаса лексических единиц [1]. Каждый студент сталкивается с проблемой, когда не хватает слов, чтобы описать какое-либо явление или рассказать о каком-либо событии. Для того, чтобы показать высокий уровень владения иностранным языком, каждому студенту необходимо использовать в своей речи синонимы. Синонимия помогает не только поднять уровень речи студентов, но и расширить их кругозор.

Преподавателям следует больше времени уделять словарям синонимов, так как работа с ними может значительно ускорить темп изучения иностранного языка. В новом объяснительном словаре синонимов Ю.Д. Апресяна мы можем найти применение синонимов в разных ситуациях, которые показывают нам русский характер [2]. Например, хлебосольные москвичи всегда рады гостю.

Упражнения, которые направлены на закрепление изученных синонимов, должны быть разнообразные и интересные, устные и письменные. Каждый синоним обладает своим оттенком, поэтому студентам необходимо четко понимать разницу между синонимами одного ряда. Работа с устными заданиями поможет иностранным студентам применить новые слова на практике и вывести их в речь. Однако нельзя опускать письменные задания, так как они способствуют запоминанию написания слов.

Подходы методистов при обучении иностранных студентов синонимам русского языка

Русский язык обладает огромным количеством лексических единиц. Многие методисты выявляют свои приемы для работы с лексикой. Данные приемы помогут каждому преподавателю обучить студентов синонимическим рядам.

Методист А.В. Ковалева, окончившая Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, предлагает свои этапы работы с лексикой, в том числе и синонимами, при обучении РКИ [3]:

  1. презентация лексики, которая вводится на занятии;
  2. методические действия, которые способствуют наиболее эффективному усвоению иностранными студентами русской лексики;
  3. организация повторения материала, а также контроль качества усвоения.

А.В. Ковалева отмечает то, что трудности могут возникнуть из-за контекстуальных синонимов. Подбирая синоним «старый» к слову «ветхий», необходимо уточнять, что слово «ветхий» можно использовать только с неодушевленными существительными. Например: «ветхий дом – старый дом»; но нельзя сказать «ветхий человек», нужно использовать «старый».

Не только русские методисты занимаются вопросом преподавания синонимов русского языка в России. Велибекова Л. Э., методист Азербайджанского медицинского университета, считает, что синонимия способствует формированию коммуникативных навыков студентов. Велибекова убеждена, что нехватка времени на изучение синонимов – это самая большая проблема, ведь, по ее словам, повторение изученного материала способствует эффективному овладению лексических единиц [4].

Работа с новым объяснительным словарем синонимов Ю.Д. Апресяна как один из способов обучения синонимическим рядам

Словарь Ю.Д. Апресяна был положительно оценен лингвистическим сообществом. К сожалению преподаватели РКИ не так широко применяют его в иноязычной аудитории. При работе с иностранными студентами словарь Ю.Д. Апресяна мог бы стать одним из лучших способов для обогащения их словарного запаса, в том числе и при самостоятельной работе.

Словарь составлялся на основании машинного корпуса текстов, который содержит 1650 источников общим объемом в 34 000 000 словоупотреблений. В него вошли все основные жанры словесного творчества – художественная проза, драматургия, поэзия и т.д.

На основе словаря преподаватели могут составлять различные упражнения для введения, отработки и закрепления синонимов. Отобрав синонимы, которые подходят под тему урока, следует не только разработать упражнения, но и предоставить студентам раздаточные материалы. В них необходимо включить предлагаемые синонимические ряды с объяснением каждого синонима.

Например, конфликтный, скандальный.

Объяснение: такой, которому свойственно без достаточного повода вступать в конфликты с другими людьми.

Примеры: Он хороший специалист, но очень конфликтный человек; Какой-то скандальный старик поднял шум из-за того, что продавщица на минуту отошла.

Примечание: конфликтный имеет наиболее широкое значение, не несет в себе информации о характере конфликта и о поводе конфликта; скандальный чаще всего предполагает, что субъект вступает в конфликт без достаточного повода.

Упражнения могут быть разных видов.

Например:

«Выберите один из синонимов, который наилучшим образом подходит под конкретный пример.

Катерина никогда не мечтала выйти замуж за скандального/ конфликтного человека, однако ее муж постоянно конфликтует по любому мелкому поводу».

Каждый преподаватель сможет найти те синонимические ряды, которые необходимы ему на том или ином занятии с иностранными студентами. При регулярной работе со словарем Ю.Д. Апресяна каждый студент расширит свой лексический запас и сможет разнообразить свою речь.

Заключение

Приемов расширения лексического запаса иностранных студентов огромное количество. С каждым годом преподаватели и методисты предлагают все более интересные и креативные способы введения, отработки и закрепления лексических единиц. Однако необходимо включать работу со словарями синонимов на уроках в иноязычной аудитории, чтобы студенты из разных стран смогли повысить свой уровень владения русским языком.


Библиографический список
  1. Черняк В.Д. Синонимия в русском языке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — С.128.
  2. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа “Языки славянской культуры”, 2003. — С.1488.
  3. Ковалева А.В. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск №2, 2013.
  4. Велибекова Л.Э. Реализация основных принципов обучения синтаксической синонимии в целях развития навыков общения на русском языке студентов азербайджанских групп неязыкового (медицинского) вуза. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Выпуск№ 1 (18), 2012.


Все статьи автора «Кирюшкина Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация