УДК 338.433.4

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Пробин Павел Сергеевич
Академия социального управления
к.э.н., доцент кафедры сервиса

Аннотация
В современных экономических условиях рынок грузоперевозок претерпевает серьезные изменения. Особое внимание в этой связи следует уделять проблемам грузоперевозок сельскохозяйственной продукции, поскольку данная отрасль экономики характеризуется весьма высокими темпами развития, с одной стороны, и крайне неоднородным характером процессов, происходящих в рамках отдельных ее подотраслей, с другой.

Ключевые слова: грузоперевозки, предпринимательская среда, сельское хозяйство, транспортные расходы


ABOUT SOME ASPECTS OF THE CARGO TRANSPORTATION PROBLEM OF AGRICULTURAL INDUSTRY PRODUCTS IN THE CONTEXT OF THE CURRENT TENDENCIES OF THE DOMESTIC TRANSPORT SERVICES MARKET

Probin Pavel Sergeevich
Academy of Social Management
PhD Econ., associate professor, associate professor of the service department

Abstract
In modern economic conditions the cargo transportation market undergoes serious changes. Special attention in this regard should be paid to problems of a cargo transportation of agricultural products as this industry of economy is characterized by very high rates of development, on the one hand, and extremely heterogeneous nature of the processes happening within its separate subindustries, on the other side.

Keywords: agricultural industry, cargo transportation, entrepreneurial environment, transportation expenses


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пробин П.С. О некоторых аспектах проблемы грузоперевозок продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте текущих тенденций отечественного рынка транспортных услуг // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79774 (дата обращения: 03.06.2017).

Сельское хозяйство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно обратиться к официальной статистике, размещенной на сайте Росстата, а также к докладу Александра Суринова «Важнейшие социально – экономические показатели Российской Федерации в зеркале статистики» от 29 сентября 2016 г. Мы не будем подробно рассматривать динамику отдельных показателей по различным подотраслям сельского хозяйства, а остановимся на наиболее значимой на наш взгляд проблеме, в целом препятствующей дальнейшему развитию рынка сельскохозяйственной продукции. В этой связи мы переходим к рассмотрению проблемы грузоперевозок продукции сельхозтоваропроизводителей.

Данная проблема носит комплексный характер, поэтому в рамках настоящей работы мы обозначим лишь ключевые задачи, которые необходимо решать в исследуемой области, а также охарактеризуем некоторые наиболее значимые тенденции на рынке грузоперевозок по стране в целом.

Важно отметить, что данная тема представляется весьма интересной с точки зрения всестороннего исследования, поскольку она затрагивает не только вопросы ценообразования на продукцию сельского хозяйства для населения, но и проблему оптимизации транспортных издержек компаний – грузоперевозчиков.

Проблему грузоперевозок сельскохозяйственной продукции можно рассматривать с точки зрения решения значительного количества задач, наиболее значимыми из которых являются:

  • Вопросы оптимизации маршрутов грузоперевозок (в контексте решения транспортных задач на региональном уровне);
  • Вопросы сохранности легкоповреждаемой продукции в процессе ее погрузки, транспортировки и разгрузки;
  • Вопросы обновления автопарка и совершенствования процессного подхода к организации работы логистических компаний.

Проблема поиска оптимального маршрута обусловлена стремлением компании – грузоперевозчика к минимизации транспортных расходов. Критериями оптимальности в данном случае является кратчайшее расстояние между начальным и конечным пунктами маршрута, время транспорта в пути, средняя скорость на отдельных  участках пути и время их прохождения, состояние дорожного полотна и прочее. Как видно из сказанного, задача определения оптимального маршрута предполагает единовременный анализ как качественных, так и количественных факторов. В частности, под транспортными расходами в данном случае понимаются затраты на горюче – смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.

Кроме того, к издержкам перевозчиков также можно отнести и утраты / повреждения, наносимые легкоповреждаемому грузу в процессе его доставки. Учитывая наличие развитой системы страхования грузов риски по утрате или порче груза могут быть успешно перенесены на третью сторону – страховую компанию. Однако при этом следует учитывать и фактор репутационных потерь, которые в данном случае понесет компания – перевозчик.

Другой немаловажной проблемой является техническое состояние автомобильного парка компаний – грузоперевозчиков. Стремление к минимизации издержек в ряде случаев негативно сказывается на закупочной деятельности множества транспортных компаний, которые предпочитают приобретать устаревшую технику, неоднократно проходившую капитальный ремонт. Благо, в настоящий момент отмечается ощутимый рост рынка новых грузовых автомобилей. Дабы не быть голословными обратимся к официальной статистике.

Рассмотрим публикацию, размещенную на сайте «Автостат Инфо» (Источник:  www.avtostat-info.ru) – «Рост рынка грузовых автомобилей превысил в России 11 процентов» (дата публикации – 16.01.2017).

Представим некоторые выдержки из данной работы: «Объем рынка новых грузовиков в России вырос за прошлый год на 11,1%,  сообщается в исследовании «Автостат Инфо». Продажи увеличились в количественном выражении до 52 518 ед. техники. За 2016 год показатели сегмента иномарок выросли на 4,4% до 17 430 шт., а рынок отечественных грузовиков показал рост на 14,8 до 35 088 ед. За последний месяц прошлого года грузовой рынок вырос на 27,9% до 6900 ед. Прирост обеспечили иномарки: 2697 ед. (+75,1%). Объем продаж отечественных грузовиков увеличился за декабрь на 9% до 4203 шт» (Источник: http://avtostat-info.com/News/4500). [1]

Рис. 1 Продажи новых грузовых автомобилей (Источник: http://avtostat-info.com/News/4500   [1]

Также особый интерес представляет и вопрос возраста грузового транспорта, обратимся к рис. 2

 

Рис. 2. Парк грузовых автомобилей в России. (Источник: портал Automarket-News.ru с ссылкой на www.autostat.ru) [2]

Как видно из представленных данных, средний возраст – парка составляет 19,3 лет. Важно отметить, что с 1 января 2017 года вступил в силу запрет на въезд в Москву старых грузовиков, несоответствующих современных экологическим нормам. Грузовые автомобили с двигателями класса ниже «Евро-3» не могут передвигаться по третьему транспортному кольцу (ТТК) Москвы, а грузовики ниже класса «Евро-2» — по МКАД и внутри ТТК. В пресс-службе мэрии Москвы сообщили, что  запрет начал действовать с 1 января 2017 года (Источник: http://www.avtospravochnaya.com/news/6013) [3]

Следует также сказать несколько слов и о системе «Платон». Об особенностях данной системы, ее преимуществах, недостатках, а также действующей тарифной политике в ведущих периодических изданиях представлена исчерпывающая информация. В этой связи мы лишь обратимся к статье В. Килиной, размещенной на интернет – сайте российского информационного агентства «Накануне.RU» от 05.12.2016 (источник: http://www.nakanune.ru/news/2016/12/5/22455048).  Приведем несколько выдержек из данной публикации:

1. «С одной стороны, мы понимаем тезис, что тот, кто едет, тот и платит. С другой стороны, мы понимаем, что в этой ситуации участники рынка должны будут сжаться и потерять рентабельность, либо это отразится в конечном счете на потребителях – в удорожании стоимости товаров», – сказала председатель комиссии ОП РФ  по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Елена Уваркина».[4]

2. «Глава Общественного совета при Минсельхозе Сергей Королев отметил, что при постановке вопроса об увеличении ставки «Платона» за это заплатит не потребитель, а производитель, поскольку потребительский спрос падает, у населения денег нет для приобретения продукции. «Страдают все, кто стоит по цепочке – производитель, перевозчик и другие участники рынка. Видим прямую угрозу того, что цены оптовые будут падать, это пойдет в прямой ущерб производителям, поскольку они вынуждены будут снижать рентабельность, а наши налогоплательщики откажутся что-то покупать», – прокомментировал он». [4]

Кроме того, весьма серьезной является проблема повышения цен на бензин. Обратимся к статье, опубликованной в интернет – версии газеты «Известия» от 17 декабря 2016 г. – «Дворкович рассказал о росте цен на бензин в 2017 году». Приведем небольшой фрагмент из данной публикации: «Мы ожидаем (рост цен на бензин. — Прим. ред.) в пределах инфляции», — приводит ТАСС слова Дворковича. Незадолго до этого директор Vygon Consulting Григорий Выгон сообщил, что рост средней цены на бензин в 2017 году будет выше инфляции. По словам Выгона, бензин подорожает на 1,5–2,5 рубля из-за увеличения акциза. Директор Vygon Consulting отметил, что в среднем по году цена на бензин вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте стоимости, поскольку приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5–7%». (Источник: http://izvestia.ru/news/652538) [5]

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующий вывод. Сельское хозяйство – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства, значение которой в современной российской экономике весьма сложно переоценить. В эпоху глобальных экономических потрясений, падения цен на нефть, а также санкционного давления стран Запада, сельское хозяйство стало одной из немногих «путеводных звезд» для экономики страны, на которую возлагаются весьма серьезные надежды. Среди наиболее ярких достижений можно отметить тот факт, что Россия стала мировым лидером по экспорту пшеницы по итогам 2016 года, поставив 25 млн тонн и обойдя Соединенные Штаты (24 млн тонн), Канаду и Австралию (по 20 млн тонн)  (по данным Российского экспортного центра (РЭЦ)). Кроме того, сельское хозяйство способствует не только расширению процесса импортозамещения, но и содействует реализации программ адресной продовольственной помощи для малоимущих.

Расширение масштабов данной отрасли способствует созданию дополнительных рабочих мест, предоставляет возможность гражданам открыть свой бизнес при существенной поддержке со стороны кредитных организаций (Россельхоз Банк). Осваивание пустующих земель под посадку растительных культур и строительство животноводческих комплексов способствует максимизации налоговых поступлений в бюджет, строительству градообразующих предприятий, а также  содействует оттоку населения из крупных городов для освоения новых территорий. Развитие отечественного сельского хозяйства также «подтягивает» за собой и другие отрасли, например, машиностроение, строительство, транспорт и пр.

Немаловажное значение в этой сфере также играет вопрос организации эффективной системы грузоперевозок сельскохозяйственной продукции. Проблема возраста транспортных средств по – прежнему остается весьма актуальной, кроме того, рост цен на топливо, повышение уровня налоговой нагрузки, в совокупности с другими обязательными платежами в бюджет, а также все возрастающими требованиями к процессу организации грузоперевозок на региональном уровне, являются весьма существенными препятствиями для гармоничного развития отрасли сельского хозяйства.  Таким образом, для многих транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками продукции сельского хозяйства, наиболее значимой в обозримом будущем будет проблема минимизации транспортных расходов.

Учитывая тот факт, что сами компании – перевозчики не могут оказывать непосредственного воздействия на факторы внешней среды (налоги, сборы, цены на топливо, требования к транспортным средствам и пр.), весьма эффективным на наш взгляд способом  решения проблемы минимизации транспортных расходов является поиск путей совершенствования подходов к определению оптимальных маршрутов перевозки сельскохозяйственной продукции на региональном уровне, с одной стороны, и разработка проблемы транспортировки легкоповреждаемой продукции, с другой стороны. Обозначенные нами вопросы заслуживают дальнейшего всестороннего исследования.


Библиографический список
  1. «Рост рынка грузовых автомобилей превысил в России 11 процентов». «Автостат Инфо». Ссылка на источникhttp://avtostat-info.com/News/4500 (дата публикации – 16.01.2017).
  2. Портал «Automarket-News.ru». Ссылка на источник: https://automarket-news.ru/
  3. Новостной портал по автомобильной тематике:  http://www.avtospravochnaya.com/
  4. Российское информационное агентство «Накануне.RU». Ссылка на источник:  http://www.nakanune.ru/
  5. «Дворкович рассказал о росте цен на бензин в 2017 году». Газета «Известия». Ссылка на источник: http://izvestia.ru/news/652538 (дата публикации – 17.12.2016 г.)


Все статьи автора «Пробин Павел Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: