УДК 378:61(470.61-25)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ РОСТГМУ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ

Жолобова Ирина Константиновна1, Сидоренко Юлия Андреевна2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры истории и философии
2Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены

Аннотация
В статье раскрываются подходы, реализуемые Центром довузовского образования с целью обеспечения раннего профессионального самоопределения молодежи. Приводятся результаты анкетирования потенциальных абитуриентов по оценке эффективности проектных методологических подходов к профессиональной ориентации, проводимой на довузовском этапе образования.

Ключевые слова: образовательно-профориентационный проект, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, творческое проектирование, университетские субботы


EDUCATIONAL AND CAREER-ORIENTED PROJECTS OF ROSTSMU AS THE FACTOR PROMOTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Zholobova Irina Konstantinovna1, Sidorenko Yuliya Andreevna2
1Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy
2Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene

Abstract
The article presents approaches realized by the Centre of pre-university education for the purpose of ensuring early professional self-determination of youth. Results of questioning of potential entrants on an efficiency evaluation of project methodological approaches to the professional orientation which is carried out at a pre-university stage of education are given.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жолобова И.К., Сидоренко Ю.А. Образовательно-профориентационные проекты РостГМУ как фактор, способствующий профессиональному самоопределению молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79764 (дата обращения: 28.03.2017).

Динамизм современной цивилизации, демографические изменения в обществе, новые социально-экономические условия, модернизация образования, пропагандируемые тенденции создания единого образовательного пространства на современном этапе развития общества обуславливают необходимость как можно более раннего профессионального самоопределения молодежи.

Эффективность решения этой задачи определяется в первую очередь готовностью профессионально-педагогического корпуса к творческому проектированию технологий социального и личностно-ориентированного образования будущих специалистов, отвечающих требованиям мобильности и конкурентоспособности, обладающих высоким уровнем личностной и профессиональной культуры [1; 2; 3; 4].

Центром довузовского образования учебного управления ФГБОУ ВО «Ростовского государственного медицинского университета» Минздрава России (далее – Центром довузовского образования РостГМУ) проводится систематическая профориентационная работа, направленная на удовлетворение социальных потребностей двоякого рода:

- потребности вуза в профессионально ориентированных абитуриентах;

- образовательных потребностей старшеклассников, для которых получение профессионального образования является возможностью дальнейшего гарантированного трудоустройства, последующего карьерного роста, обеспечения профессионального и личностного статуса.

Все это становится возможным при введении принципиально новых проектов и методов работы, способствующих более эффективному сотрудничеству между школой и высшим учебным заведением, направленных на повышение степени осведомлённости и подготовленности учащихся школ, их более раннее профессиональное самоопределение.

Примером такой новой формы взаимодействия школы и вуза может служить реализуемый в текущем году Центром довузовского образования РостГМУ образовательно-профориентационный проект «Посвящение в медицину – Университетские субботы» (далее – «Университетские субботы»).

Данный проект, будучи обобщением накопленного почти за 20 лет опыта профориентационной работы, представляет собой активную форму общения и взаимодействия со старшеклассниками, сочетает получение новых теоретических знаний с занятиями, ориентированными на освоение практических навыков, иначе говоря, на практическое обучение. Главной задачей «Университетских суббот» является создание для каждого школьника возможности выбирать и самостоятельно строить свои образовательные маршруты.

Прямое общение школьников с профессорско-преподавательским составом, когда представитель вуза рассказывает о том, в чем заключается его мир науки, приводит к тому, что школьник сначала интересуется конкретным преподавателем, а затем, через его личность, через увлеченность ученого происходит закрепление или выбор профессии и выбор учебного заведения. Поэтому проведение подобных занимательных и познавательных мероприятий, специально организованных тем или иным вузом, способствует выбору выпускниками старших классов своего вуза, своего места для получения профессии. На реализацию, прежде всего, этой цели были ориентированы и проводимые в РостГМУ «Университетские субботы».

Так, в течение текущего учебного года Центром довузовского образования РостГМУ в рамках проекта «Университетские субботы» были реализованы следующие мероприятия:

- посещение и знакомство с профильными и фундаментальными кафедрами и их музеями;

- визитные карточки основных факультетов;

- освоение практических навыков оказания доврачебной помощи в симуляционных классах колледжа и вуза;

- посещение кафедр терапевтической, хирургической и педиатрической направленности;

- встречи с ведущими специалистами в области основных медицинских специальностей.

Однако, «Университетские субботы» это далеко не единственный проводимый в РостГМУ профориентационный проект. Особый интерес у старшеклассников также вызвал «Малый факультет» - проект, предполагающий их совместное обучение со студентами младших курсов по отдельным темам профильных предметов. Проект предусматривает не только расширение образовательного пространства и углубление уровня знаний выпускников школ, но и профессиональную адаптацию «к будущей профессии студент». Посетившие его подростки приобрели навыки работы в большой аудитории, возможность разборчивого «быстрого письма» под диктовку преподавателя высшей школы, способность быстро перестраиваться и реагировать на происходящее в ходе проведения лекций-семинаров и деловых игр [5].

Школьники – потенциальные абитуриенты – впервые знакомились с особенностью чтения лекций и проведения занятий в медицинском вузе с акцентом не только на медицинскую, гигиеническую и профилактическую составляющую каждого предмета, но и духовный, этический и деонтологический компоненты как основу формирования будущего специалиста в области медицины [6; 7; 8; 9].

Каждое занятие проекта начиналось с истории медицины или специальности, с традиций вуза, выдающихся ученых и выпускников [10; 11; 12; 13; 14]. В рамках проекта Центр довузовского образования также активно занимался со старшеклассниками научно-проектной деятельностью, результаты которой были представлены на конференциях различного уровня [15; 16].

Проводимые в РостГМУ образовательно-профориетационные проекты «Университетские субботы» и «Малый факультет» посещали не только потенциальные абитуриенты, «прочно» выбравшие медицинскую специальность, но и те, кто ещё не определился с будущей профессией. Так, по результатам анкетирования, которым завершалось практически каждое проведенное мероприятие, было выявлено около 30% выпускников, еще не четко определившихся в выборе профессии. Дальнейший анализ анкет показал, что из них около 43% старшеклассников, которые стали рассматривать возможность выбора медицинской профессии и лишь 3,5% респондентов не планируют связывать свою жизнь с медициной, что говорит об эффективности данного метода профориентации.

По мнению учащихся старших классов, принявших участие в рассматриваемых проектах и заполнивших предложенные им анкеты, организованные Центром довузовского образования мероприятия были чрезвычайно познавательны с многих позиций: они узнали много нового об истории вуза (90%); повысили уровень своих знаний по биологии (93,8%), химии (96,1%), микробиологии (92,8%), анатомии (97,3%), деонтологии (100%), этике (100%), здоровому образу жизни (98,9%). Расширили свой кругозор в области спецификации профессий медицинской направленности (98,5%), приступили к освоению некоторых практических навыков оказания доврачебной медицинской помощи (80,3%).

Таким образом, опыт проведенных в РостГМУ мероприятий показал, что старшеклассники очень заинтересованы в участии в них поскольку понимают, что чем активнее будут искать нужную информацию, чем тщательнее будут выбирать вуз, тем больше шансов на правильный для каждого из них профессиональный выбор и успешную карьеру в будущем.

Такие проекты, как «Университетские субботы» и «Малый факультет» способствуют выработке у выпускников школ и учащихся старших классов устойчивых предпочтений в выборе будущей профессиональной деятельности, профилизации учебного процесса, привлечению внимания молодежи к социально-значимым проблемам общества, повышению социальной активности и ответственности подрастающего поколения.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
  2. Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
  3. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
  4. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  5. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. - 2004. – № 8. – С. 42.
  6. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции организма // Профилактическая и клиническая медицина – 2014. – №2(51). – С.36-40.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  8. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни  в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  9. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  10. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  11. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
  12. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
  13. Харламов Е.В., Склярова Е.К., Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Наследники духовных традиций медицины / под ред. О.Ф. Киселёвой. Ростов-на-Дону, 2016.
  14. Якименко Л.А., Сидоренко Ю.А. Формирование позитивного отношения обучающихся к традициям // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. – № 1 (7). – С. 47-49.
  15. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 5 (57). – С. 78-80.
  16. Якименко Л.А., Сидоренко Ю.А. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как фактор формирования профессионального самоопределения в системе довузовской подготовки // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. – № 1 (7). – С. 35-38.


Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация