УДК 347.1

ПОНЯТИЕ «ДОСТОИНСТВО» В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Яблокова Оксана Олеговна
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Юридический институт М.М. Сперанского, студент-магистр

Аннотация
в данной статье исследуется происхождение понятия «достоинство» в историческом, психологическом и социальном значениях, выявляются его теоретические аспекты. На основе проведенного исследования автором предлагается внести дополнения в гражданское законодательство.

Ключевые слова: гражданин, достоинство, нематериальное благо, уважение, ценность


THE NOTION OF «DIGNITY» IN CIVIL LAW

Yablokova Oksana Olegovna
Vladimir State University named after A.G. And N.G. Stoletovykh
Law Institute. M.M. Speransky, master student

Abstract
In this article, the origin of the notion of «dignity» in historical, psychological and social values is investigated, its aspects are revealed and it is proposed to introduce the concept itself into the legal norm. Based on the study, the author proposes to make additions to the civil legislation.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яблокова О.О. Понятие «достоинство» в гражданском праве // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79536 (дата обращения: 05.06.2017).

Происхождение понятия «достоинство» является сложным критерием истинной ценности человека в социальном, психологическом и историческом значении.

Формулируя понятие достоинства, законодатель исходит из того положения, что достоинство – это блага, на которые имеет неотъемлемое право каждый, независимо от того, заслуживает ли гражданин обладания этими благами или нет.

В преамбулах Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., участником которых был СССР, а в настоящее время правопреемником является Российская Федерация, провозглашено, что достоинство присуще всем членам человеческой семьи. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается: «Все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах».

Всемирная конференция по правам человека, проходившая в Вене, в 1993 году, подтвердила, что «все права человека проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности».

Люди бывают разные: один – достойный самого себя, второй – не уважающий достоиного, третий – не достоин уважения.

С.И.Ожегов, в словаре русского языка, дал определение понятия «достоинство» следующим образом:

«Достоинство – это 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе …» и т.д.

На протяжении длительного времени раскрытием содержания понятия «достоинство» занимались философы и ученые-юристы, давая различные формулировки.

Гуманист И.Кант считал, что достоинство есть внутренняя безотносительная ценность, а то, что обладает достоинством – находится выше всякой цены и не допускает никакого эквивалента. Его мысль была выражена в известной работе «Основоположения к метафизике нравов».

И. Кант утверждал: «В царстве целей все имеют или цену, или достоинство. На место того, что имеет цену, может быть поставлено также и что – нибудь другое, как эквивалент; что, напротив, выше всякой цены, следовательно, не допускает никакого эквивалента, то просто относительную ценность, то есть цену, но и внутреннюю ценность, то есть достоинство».

Рассматривая свободу, как необходимое условие сохранения и развитие человеческого достоинства, французский философ Жан-Жак Руссо писал:  «Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от всего, от человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей»[Руссо Жан-Жак, 1969, с.8.].

Одним важнейшим аспектом достоинства является осознание индивидом своего достоинства как человека, как личности. Это означает способность человека осознавать самого себя и вместе с тем оценивать себя, относительно нравственных и общественных критериев.

Определенно, В.А. Рясенцев под достоинством понимал «… осознание лицом своих качеств, способностей, мировоззрения и общественного значения». На этом основывается уважение к себе как члену общества, личности».  А.А. Ерошенко отмечает, что «… достоинство в его наиболее общем виде представляет собой  совокупность положительных качеств, ценность того или иного индивида. Оно рассматривается как социальная значимость человека, обуславливаемая его общественно полезными свойствами».

Целесообразно, в понимании достоинства, отметить два аспекта: внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Первый – объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью.

Второй аспект – внутренний (субъективный), в котором сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, то есть, связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. [Тюленев, И.В., 2010, c. 24.]

Следовательно, «нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, есть то, что одно только и имеет – достоинство».

Оценить себя со стороны гражданину трудно, а оценит по достоинству – еще труднее. Ведь в каждом гражданине таится неведанное данное ему самому.

Гражданина должны оценивать по его поступкам. Но не всегда гражданина оценивают по достоинству. Например, достойного человека пытаются очернить или унизить.

Проблема в том, что достоинство не определяет поступки человека.

Когда гражданин занимает должность ниже своих возможностей, то в связи с его знаниями и способностями проявляется его достоинство. В случае, когда гражданин занимает должность выше своих возможностей, то проявляются его недостатки.

Этика – это духовная красота, а человеческое достоинство является категорией этики. Следовательно, человеческое достоинство носит конкретно-исторический характер и одновременно обобщает лучшие черты человека в определенном обществе, а также способствует росту ценности определенной личности и развитию ее достоинства.

Чувство собственного достоинства – это особое чувство, которое не должно перерастать в чувство собственной безнаказанности. Самое большое и частое заблуждение – это вера в собственное достоинство [Морозов, В.Р, 2014, с. 9.]. Оценка достоинства не должна зависеть от возраста и положения гражданина в обществе. Однако, некоторые оценивающие думают иначе.

Не заслуживает уважение тот гражданин, у которого недостаток собственного достоинства. Также, не заслуживает уважения тот, у кого чрезмерность собственного достоинства.

Норма о праве на достоинство даёт возможность использовать гражданам всю совокупность субъективного права, которое составляет его достоинство.

Субъективному праву одного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, которая заключена в воздержании от посягательств на достоинство гражданина.

Так как, его нарушение может нанести существенный моральный вред, ущерб в общественном положении и в свободе действий, произвести на окружающих плохое впечатление. Государство обязано это личное неимущественное право защищать.

Российским законодательством предусмотрено, что конфликтные правоотношения, связанные с правом на достоинство возникают, только лишь при нарушении норм, устанавливающих указанное право.

Законом предусмотрено, что гражданин имеет право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его достоинство. Тем самым закон определил участников этих отношений.

Гражданское законодательство Российской Федерации устанавливает порядок опровержения сведений, порочащих достоинство гражданина, а также предоставляет возможность защиты в суде.

Судебная практика должна установить и принять решение, что понимает ст.152 Гражданского кодекса РФ под достоинством при рассмотрении судебных дел.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что такое нематериальное благо, как «достоинство» составляет основу социального статуса субъекта, и права на него необходимо сформулировать и закрепить на законодательном уровне, поэтому судебная практика должна определенно установить, что понимает статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации под достоинством гражданина.

Нами предлагается дополнить абзац 1 части 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации следующей редакцией:

«Достоинством является самооценка гражданина, независящая от его возраста и положения в обществе и обобщающая высокие моральные качества и нравственное развитие.

Достоинство гражданина должно быть совместимо с жизненными благами, которые имеет человек».


Библиографический список
  1. Всеобщая декларация прав человека: принята  Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
  2. Морозов, В.Р. Понятие достоинства человека в социальном учении / В.Р. Морозов // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2013.
  4. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре/ Ж.Ж. Руссо// М.: «Наука» 1969.
  5. Тюленев, И.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству: дис. … к.ю.н.: 12.00.03: защищена 08.11.2010 / Тюленев Игорь Викторович. – М., 2010.


Все статьи автора «Яблокова Оксана Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: