УДК 338.465.2

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Гупанова Юлия Евгеньевна
Российская таможенная академия
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела

Аннотация
В статье на основе результатов проведенного анализа обоснованы предложения по созданию организационного обеспечения функционирования системы управления качеством таможенных услуг в сложившихся условиях работы таможенных органов. Данные рекомендации ориентированы на стратегические цели развития таможенной службы Российской Федерации, принцип учета интересов потребителей (участников внешнеэкономической деятельности) и постепенную перестройку сложившейся организационной структуры таможенных органов. Предложенный подход позволит решить важную задачу управления таможенными органами по критерию качества оказания таможенных услуг и повысить потребительную полезность сферы внешнеэкономической деятельности как для государства, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: заказчик таможенных услуг, качество таможенных услуг, организационное обеспечение управления, потребители таможенных услуг, система управления качеством, система управления таможенными органами


DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL SUPPORT OF CUSTOMS SERVICES QUALITY MANAGEMENT

Gupanova Yuliya Evgenevna
Russian Customs Academy
Doctor of Economics, associate professor, professor of department of customs item economy

Abstract
In the article offers on creation of organizational support of customs services quality management system are proved based on results of the carried-out analysis. These offers are adopted to existing circumstances of customs authorities working, strategic objectives of customs service development in Russian Federation, the principle of consumer interests orientation (participants of foreign trade) and gradual reorganization of the developed organizational structure of customs authorities. The offered approach will allow to solve an important problem of customs management by criterion of customs services quality and to increase consumer usefulness of the foreign trade sphere both for the state, and for participants of foreign trade.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гупанова Ю.Е. Развитие организационного обеспечения управления качеством таможенных услуг // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79169 (дата обращения: 30.09.2017).

Современная парадигма управления, отражающая стратегические цели развития таможенных органов, ориентирует их на оказание качественных таможенных услуг, как государству как непосредственному заказчику этих услуг, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как потребителям таких услуг [1]. Это предполагает выделение подсистемы управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами. При этом представляет интерес организационное обеспечение функционирования системы управления качеством таможенных услуг, создание которого позволит эффективно вписать данную систему в общий контур управления таможенной службой, а также определить ее основополагающие подсистемы, исходя из реальной организационной структуры таможенных органов.

Решая вопрос соотношения системы управления качеством таможенных услуг и системы управления таможенными органами, необходимо исходить из утверждения, что управление качеством таможенных услуг осуществляется в рамках сложившейся системы управления таможенными органами. Это является следствием определения таможенной услуги как результата деятельности таможенных органов, имеющего целью реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД [2, с. 87].

Это позволяет утверждать о том, что система управления качеством таможенных услуг пронизывает всю деятельность таможенных органов и переориентирует ее на новые принципы управления, главным из которых является удовлетворение требований потребителей таможенных услуг, т.е. участников ВЭД. В соответствии с вышеизложенным место системы управления качеством таможенных услуг в системе управления таможенными органами должно определяться следующим образом, представленным на рис. 1.

Как видно из схемы, приведенной на рис. 1 система управления качеством таможенных услуг должна быть органично вписана в систему управления таможенными органами и строиться на тех же принципах управления, имея при этом свой объект и субъект управления. Система управления качеством таможенных услуг должна быть нацелена на удовлетворение требований потребителей – участников ВЭД, но при этом должна реализовывать функции, возложенные на таможенные органы, которые связаны с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, созданием условий, способствующие ускорению товарооборота при перемещении товаров, содействием развитию внешней торговли страны, обеспечением национальной безопасности государства.

Рис. 1. Место системы управления качеством таможенных услуг в системе управления таможенными органами

Дальнейшее развитие системы управления качеством таможенных услуг предполагает ее конкретное организационное закрепление в сложившейся системе управления таможенными органами, т.е. создание организационного обеспечения функционирования системы управления качеством таможенных услуг.

Организационное обеспечение функционирования системы управления качеством таможенных услуг предполагает распределение и закрепление функций по управлению качеством таможенных услуг за ответственными подразделениями или выделение отдельного подразделения, ответственного за качество, с определением его штата и функционала на всех уровнях управления в системе таможенных органов.

Ориентируясь на следующие важные тенденции современного развития системы таможенных органов – сокращение их численности и оптимизация расходов федерального бюджета, представляется целесообразным закрепление функций по управлению качеством таможенных услуг за действующими подразделениями в таможенных органах по линии Главного организационно-инспекторского управления ФТС России. Кроме того, для обеспечения функционирования системы обратной связи с потребителями-участниками ВЭД необходимо закрепление функций по проведению анкетирования участников ВЭД за подразделениями по линии Управления по связям с общественностью ФТС России. Исходя из этого, организационное распределение функций по управлению качеством таможенных услуг и их мониторингу в действующей системе таможенных органов приведено на рис. 2.

Рис. 2 по сути отражает модель перспективной системы управления качеством таможенных услуг. В соответствии с представленной схемой осуществляется процесс управления качеством таможенных услуг в рамках перспективной системы управления, которая предполагает перераспределение функций существующей системы управления в таможенных органах.

Общее руководство деятельностью по управлению качеством таможенных услуг должен осуществлять созданный при ФТС России Координационный совет по управлению качеством таможенных услуг, в состав которого целесообразно включить должностных лиц центрального аппарата ФТС России (из числа управлений, ответственных за оказание таможенных услуг), РТУ и таможен. Основное предназначение этого органа заключается в координации усилий и разработке концептуальных положений реализации перспективных мероприятий по управлению качеством таможенных услуг.

Вертикальная иерархия управления в таможенных органах предполагает такой же принцип распределения ответственности и полномочий за управление качеством таможенных услуг. При этом в соответствии с предложенными ранее рекомендациями по созданию системы мониторинга таможенных услуг необходимо разграничивать функции управления качеством таможенных услуг, связанные с принятием управленческих решений, и мониторинга результативности функционирования системы, связанные со сбором, обработкой и обобщением информации для обоснования этих решений. Исходя из изложенного, вопросы управления качеством таможенных услуг целесообразно закрепить за подразделениями по линии Главного организационно-инспекторского управления ФТС России, а по мониторингу таможенных услуг – за подразделениями по линии Управления по связям с общественностью ФТС России.

В целом предлагаемое развитие организационное обеспечения функционирования системы управления качеством таможенных услуг позволит создать необходимую основу для ее полноценной работы в долгосрочной перспективе и предполагает последовательную перестройку системы управления таможенными органами по критерию качества оказания таможенных услуг.

Рис. 2. Модель перспективной системы управления качеством таможенных услуг


Библиографический список
  1. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.
  2. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Российская таможенная академия, 2012. 310 с.


Все статьи автора «Гупанова Юлия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: