ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ «СЮЖЕТ»

Такташкин Денис Витальевич1, Масенко Иван Александрович2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», кандидат технических наук, доцент кафедры «МОиПЭВМ»
2Пензенский казачий институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, студент кафедры «ПиБИ»

Аннотация
В статье рассматриваются разработанные диаграммы классов и компонентов для программного средства «Сюжет». Подробно описываются наиболее важные классы и компоненты для работы инструмента для писателей.

Ключевые слова: диаграмма классов, диаграмма компонентов, моделирование UML, программное обеспечение для писателей, текстовый редактор


DESIGN AND DEVELOPMENT OF STRUCTURE OF A SPECIALIZED SOFTWARE FOR WRITERS «STORY»

Taktashkin Denis Vitalyevich1, Masenko Ivan Aleksandrovich2
1Penza State University, PhD., Assistant professor of «MOiPEVM»
2Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy, student of «PiBI»

Abstract
In article the developed charts of classes and components for a software «Story» are considered. The most important classes and components for operation of the tool for writers are in detail described.

Keywords: ArgoUML, Microsoft Visual Studio, modeling of UML, text editor, the chart of classes, the chart of components, the software for writers


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Такташкин Д.В., Масенко И.А. Проектирование и разработка структуры специализированного программного средства для писателей «Сюжет» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/77761 (дата обращения: 14.03.2024).

Наиболее трудоемкими этапами разработки любой информационной системы является этап анализа и проектирования, в процессе которого CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую систему, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.

Проектирование программного инструмента для писателя «Сюжет» [1] осуществлялось на базе унифицированного языка моделирования UML, который является языком графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. В качестве средства проектирования «Сюжет» было выбрано программное обеспечение ArgoUML и модуль для построения диаграмм в интегрированной среде разработки Microsoft Visual Studio.

В процессе проектирования с помощью выбранных CASE-средств была построена диаграмма классов, представляющая статическую структуру модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. Диаграмма классов отражает различные взаимосвязи между объектами или подсистемами программного средства «Сюжет», а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений.

Рассмотрим основные компоненты, представленные на диаграмме классов программного обеспечения «Сюжет» (рисунок 1).

Одним из базовых классов проекта, реализованных в ходе разработки программы является «MainForm», который содержит все необходимые поля и методы для работы оконной формы программы, с которыми взаимодействует пользователь. Стоит отметить наличие в классе «MainForm» таких методов, как: «deldoublespace_Click», «open_reader_Click», «autosave_Tick». Метод «deldoublespace_Click» инициализирует функцию по удалению лишних пробелов между словами. «open_reader_Click» запускает конструктор по созданию экземпляра формы «FormReader», осуществляющий открытие окна программы с выбранным текстом только для чтения. Для обеспечения безопасности работы с произведением в программе «Сюжет» реализован метод «autosave_Tick», запускающий функцию автосохранения, которая вызывает методы, прописанные в классе «TextEditor».

Рисунок 1 – Диаграмма классов программы «Сюжет»

Основное окно программы имеет специализированный режим отображения на экране [2], который вызывается методом «fullScreen_Click», который присваивает параметру видимости «Visible» значение «false» для таких элементов систем как: главное меню, панель инструментов, левая боковая панель, меню «Пуск» операционной системы Windows. Атрибуты и методы относящиеся к данному режиму имеют в начале названия приставку «fs». В основе работы полноэкранного режима лежит операция по настройке прозрачности текстового поля «RichTextBox». Из-за отсутствия данной функции у элемента управления, было принято решение создать класс «RichTextBoxExt», который содержит в себе функции расширяющие стандартный набор методов элемента управления «RichTextBox». Соответственно чтобы воспользоваться дополненным функционалом элемента управления, необходимо было создать пользовательский элемент управления, с помощью инструментов класса «UserControl», под названием «RichTextControl», в котором содержится новый вариант элемента управления «RichTextBox».

Рассмотрим другие классы, которые вызываются с помощью методов класса «MainForm». Класс «Player» содержит все основные методы по работе со встроенным аудио плеером: Next», «Play», «Preview», «Stop». С помощью таких методов как: «AddTrack», «RemoveTrack», «ClearList» и «GetVolume» класс «MainForm» настраивает громкость плеера, добавляет и удаляет треки из плейлиста, вызывая класс «FormPlayList» с помощью метода «btnShowPlayList_Click».

Как и «MainForm» класс «FormPlayList» содержит все необходимые методы по управлению с плейлистом, имея в качестве расширения методы «btnMix_Click» и «btnCircle_Click», отвечающие за воспроизведение случайного трека из списка и повтор воспроизведения всех треков из плейлиста при достижении последнего аудио файла.

При разработке многофункционального программного обеспечения, необходимо предоставить пользователю возможность настройки. В данном случае это обеспечит класс «settingsProgram_Click». Данный класс содержит атрибуты и методы по настройке автосохранения «autosave», языка интерфейса программы «language», звука нажатия клавиш, таймера времени работы «interval», и таймер количества введенных символов «interval2».

Для вызова конструктора создания формы класса «Words» используется метод «wordscount_Click». На стадии запуска данный класс активирует метод «wordscount», отвечающий за разделение текста программы на слова и внесение их в соответствующую таблицу.

Диаграмма компонентов – описывает особенности физического представления системы, определяет архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный  и исполняемый код. Основными графическими элементами диаграммы компонентов являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.

На диаграмме компонентов (рисунок 2) программного обеспечения «Сюжет» предоставлены внешние компоненты, свойства приложения и компоненты Story.exe.

Рисунок 2 – Диаграмма компонентов программы «Сюжет»

Рассмотрим подробно основные компоненты диаграммы.

Компонент «Settings» отвечает за хранение свойств по настройке программы.

Компоненты «ImageListSave» и «PlayListSave» отвечают за запись адресов загруженных изображений из программы в файл формата xml и адресов загруженных аудио файлов в плейлист встроенного плеера программы.

Для шифрования текста произведения во время срабатывания автосохранения используется компонент «CryptorEngine», который хранит в себе функции не только по шифрованию, но и дешифрованию текста произведений.

Также в программе реализован модуль по осуществлению фонетического анализа произведений. Алгоритм его работы прописан в компоненте FreshEye.

К внешним файлам относятся библиотеки без которых, программа не сможет работать. К таким системным компонентам относятся: библиотека для работы с XML-файлами «System.Xml.Linq.dll», библиотека для создания и работы с формами программы «System.Windows.Forms.dll», и компонент для взаимодействия с графическими файлами «System.Drawing.dll».

В компонент «Properties» входят параметры настроек программы (Settings) и ресурсы программы (Resources), состоящие из иконок, звуков, изображений и т.д.

В результате была разработана структура программного обеспечения «Сюжет», поддерживающая методологию структурного программирования с использованием модульного подхода, которая обеспечивает полную реализацию функционала [3], необходимую и достаточную для полноценной творческой работы писателя над произведением.


Библиографический список
  1. Масенко И.А., Такташкин Д.В. История развития рабочих инструментов писателя // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18300 (дата обращения: 10.01.2017).
  2. Масенко И.А., Такташкин Д.В. Особенности реализации интерфейса программы для писателей «Сюжет» // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9904 (дата обращения: 08.12.2016).
  3. Масенко И.А., Такташкин Д.В. Модель вариантов использования программы для писателей «Сюжет» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64882 (дата обращения: 07.03.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Масенко Иван Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация