УДК 355.237.084.92

ПОДГОТОВКА СОЛДАТ ЗАПАСА В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ: ОПЫТ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Михайлов Игорь Львович
Военно-инженерный институт Сибирского федерального университета
начальник отдела общевоенной подготовки, г. Красноярск соискатель кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Аннотация
В статье рассматривается опыт подготовки мобилизационного ресурса для российской армии. Анализируются положительный опыт подготовки военных специалистов на базе гражданских вузов, а также негативные аспекты подготовки и их причины. На основании проведенного анализа предлагается создать адекватную систему подготовки солдат запаса в гражданских высших учебных заведениях.

Ключевые слова: подготовка мобилизационного резерва, подготовка офицеров запаса, подготовка солдат запаса в гражданских вузах, формирование профессиональных компетенций


RESERVE SOLDIERS TRAINING IN CIVILIAN UNIVERSITIES - PAST EXPERIENCE IN THE PRESENT CONDITIONS

Mikhaylov Igor Lvovich
Military Engineering Institute of Siberian Federal University
chief of basic-military division, Krasnoyarsk, Russia Krasnoyarsk State Pedagogical University, Pedagogy department degree seeking applicant

Abstract
The article deals with the experience of mobilization resource training for the Russian army. Analyzes the positive experience of the training of military specialists at civilian universities, as well as negative aspects of preparation and their causes. Based on the analysis proposed to establish an adequate system of training of reserve soldiers in civilian higher educational institutions.

Keywords: mobilization reserve training, professional competencies formation, training of reserve officers, training of reserve soldiers in civilian universities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлов И.Л. Подготовка солдат запаса в гражданских вузах: опыт прошлого в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78877 (дата обращения: 27.05.2017).

В связи с возрастающей технической оснащённостью Вооружённых Сил России, поступлением на вооружение новых образцов военной техники, требующей высокого профессионализма эксплуатирующего персонала важно решить вопрос с подготовкой высококачественных военных специалистов. Одним из путей решения этой проблемы является подготовка солдат запаса на факультетах военного обучения (военных кафедрах) гражданских вузов.  Это новое направление подготовки военных профессионалов предопределяет особый интерес к опыту, накопленному в российской армии по подготовке мобилизационного запаса. Результаты опыта можно использовать в современных условиях в интересах подготовки солдат запаса в гражданских вузах.

Система подготовки мобилизационного запаса для российской армии имеет богатую историю. Начало этому было положено в ХVIII веке. Уже в то время лучшим выпускникам университетов присваивались воинские звания, и они прикреплялись к полкам с правом последующего поступления на службу в армию. Часть студентов после окончания университета проходили краткосрочные курсы в кадетских корпусах и назначались на офицерские должности, или зачислялись в запас [Сацута С.А., с.154]. Со второй половины XIX века до начала XX века военная подготовка была обязательной для всех студентов вузов. В результате, в годы первой мировой войны 75 % потребного количества офицеров было укомплектовано за счет вольноопределяющихся [Сацута, с.155 ].

В СССР подготовка начальствующего состава запаса из числа студентов вузов и техникумов массово началась в 1926 году. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года в вузах и техникумах вводилась высшая допризывная подготовка студентов. «В целях сокращения сроков непрерывной службы в кадровом составе РККА граждан, окончивших высшие учебные заведения и техникумы, а также облегчения подготовки из них среднего начальствующего состава и квалифицированных работников предприятий военного времени, – отмечалось этом постановлении, – признать необходимым ввести в вузах и техникумах высшую допризывную подготовку, начиная с 1926 – 1927 учебного года» [Бочаров  В.С. с.202-203 ]. В вузах и техникумах создавались кабинеты во главе с военруками учебных заведений.

На высшую допризывную подготовку отводилось 180 часов теоретических занятий и два месяца летней практики в военных лагерях. После окончания вузу студенты служили в армии девять месяцев, на флоте один год. Сдав испытания, они увольнялись в качестве среднего начсостава запаса [Ростов Н.Д.,с.224]. С 1930 года высшая допризывная подготовка студентов была заменена высшей вневойсковой подготовкой. «Трудящиеся, – было записано в новом законе об обязательной военной службе, – обучающиеся в высших учебных заведениях и техникумах, проходят высшую вневойсковую подготовку. Эта подготовка является действительной военной службой и заменяет для них срочную службу в кадрах» [Бочаров В.С., с. 203]. Вместо военных кабинетов вводятся военные кафедры. На высшую вневойсковую подготовку выделялось от 430 до 580 часов теоретической подготовки и три – четыре месяца на учебные военные сборы, после чего студенты зачислялись в запас средними командирами [Ростов Н.Д., с.224]. Подготовка велась по профилю пехотному и по медицинским, химическим и техническим специальностям.

Законом «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 года высшая вневойсковая подготовка была  заменена первичным военным обучением студентов в целях их начальной военной подготовки к действительной военной службе сроком на один год после окончания вуза [Бочаров В.С., с. 203]. Обучение велось в объеме программы подготовки одиночного бойца.

С 1944 года военные кафедры были ориентированы на подготовку офицеров запаса, целью которой стала подготовка дисциплинированного, физически крепкого и выносливого, овладевшего военным делом офицерского состава запаса [Бочаров В.С., с. 204]. В послевоенный период в целях повышения качества военной подготовки студентов, занятия на кафедре стали проводить методом «военного дня» раз в неделю. Он включал в себя шесть часов занятий и два часа на самоподготовку, тренировки по строевой, огневой, физической подготовке, мероприятия политико-воспитательной работы.

К 1990 году военная подготовка студентов велась в 441 гражданском вузе, а ежегодный выпуск военных кафедр составлял более 100 тыс. офицеров запаса [Бочаров, с. 205]. С 1990 года обучение на военной кафедре стало добровольным для студентов. К началу 2000 года  в результате ряда преобразований число вузов, ведущих военную подготовку, сократилось до 241, а численность студентов, обучавшихся на военных кафедрах, составила 227 тыс. [Бочаров, с. 205].

Анализ научных трудов отечественных педагогов позволил нам обобщить положительный опыт работы гражданских вузов по подготовке  офицеров запаса. Для исследования этой проблемы мы обратились к работам И. А. Алехина, А. К. Афанасьева, В. С.  Бочарова, В. П. Быкова, А. И. Бобнихова, В. В. Кольга, А. С. Тимохович, С. Л. Дрибноход, В. В. Дулина, В. С. Добровольской, Л. В. Долманюк, Н. Н. Ефимова, О. В. Евтихова, В. А. Адольф, Н. В. Зеленской, Л. И. Казачок, П. И. Образцова, Д. В. Мещерякова, Г. А. Проскурина, С. А. Сацуты, И. В. Сыромятникова, А. Д. Царюк, М. В. Чемодурова, А. И. Шишова, О. Ю Шепелева, В. В. Швецова.

В этих научных работах всесторонне определены принципы и методы организации образовательного процесса, раскрыты условия результативной подготовки мобилизационного резерва армии, даны рекомендации по его совершенствованию. В ряде этих научных трудов разработаны педагогические модели управления, педагогического обеспечения подготовки офицеров запаса, в которых описан процесс обучения и формирования необходимых качеств офицеров запаса, раскрыты основные направления дальнейшего совершенствования образовательного процесса, разработан аппарат критериев оценки его результативности.

При обобщении положительного опыта работы военных кафедр при гражданских вузах по подготовке офицеров запаса мы акцентировали  внимание на тех сторонах их деятельности, достижения которых  непосредственно можно применить при подготовке солдат запаса. Тем более, что с организационной стороны существенных изменений не произошло – подготовку солдат запаса осуществляют те же действующие факультеты военного обучения и военные кафедры, которые занимаются подготовкой офицеров запаса. Применима и методика профессионального психологического отбора студентов. Переосмыслен опыт ведения боевых действий, способствующий развитию и совершенствованию системы военной подготовки студентов. Поэтому основное внимание мы акцентировали на используемых педагогических технологиях при подготовке офицеров запаса.

При таком подходе к исследуемой проблеме отметим, что наряду с использованием классических форм и методов обучения студентов на факультетах военного обучения и на военных кафедрах в последние годы получают применение новые педагогические технологии. Суть их заключается в переходе от технологий запоминания учебного материала к технологиям творческого обучения, развития активного мышления обучаемых.

Наиболее широко при подготовке офицеров запаса используются профессионально-ориентированные технологии, основной формой которых являются деловые и военные игры в процессе которых студенты получают новые качества.

В ряде гражданских вузов применяются также исследовательский метод, игровое моделирование, мозговой штурм, ролевые игры.

В период проведения учебных сборов в войсковых частях используется модульный подход к тактико-специальным дисциплинам, позволяющий в ходе практического занятия на полевом выходе развернуть имитацию деятельности на базе нескольких тактико-специальных дисциплин, т.е. комплексное использование знаний, умений и навыков по всем общевоенным и тактико-специальным дисциплинам [Мещеряков, с.86-90].

Также в период учебных сборов проводятся практические занятия методом тренировок, содержанием которых является практическая работа экипажа, расчета, каждого студента на учебном месте. В ходе таких занятий у студентов воспитываются высокие морально-боевые качества, исполнительность, поощряется их инициативность и активность [Дулин, с. 38,41].

В условиях перехода на компетентностную парадигму в образовании в гражданских вузах получают распространение компетентностно-ориентированные технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих офицеров запаса (технологии кейс-стади, метод проектов, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод и др.). Самостоятельная работа студентов выдвигается в качестве одной из ведущих форм организации образовательного процесса, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты [Лушников, с.6].

Обобщая положительный опыт работы по подготовке офицеров запаса в гражданских вузах, следует дать общую оценку их подготовленности по  сравнению с подготовленностью офицеров, выпускников  высших военно-учебных заведений. Если на начальный период службы по основным показателям личностных качеств (общетехническая подготовка, теоретическая подготовка по специальности, практическая подготовка, командные навыки) выпускники военных кафедр гражданских вузов несколько уступают выпускникам военных вузов, качественные показатели подготовленности 28 % и 35 % соответственно, то уже через год их уровень подготовленности значительно сближается. Также отмечается, что общетеоретическая техническая подготовка выпускников военных кафедр значительно выше [Дрибноход, с.68].

Обобщение результатов проведенных исследований позволяют нам вскрыть некоторые проблемы в существующей системе подготовки венных специалистов и определить направления их решения.

Анализ показывает, что качество подготовки офицеров запаса не полностью удовлетворяет требованиям войск, уровень их подготовки к выполнению должностных обязанностей, особенно в первый год службы, ниже требуемого. Офицеры зачастую не имеют достаточного уровня компетенций военно-служебной деятельности [Володарская, Кольга, Тимохович, с.99]. Отмечается, также, низкий уровень психологической готовности выпускников военных кафедр к выполнению своих профессиональных обязанностей в войсках.

Важной проблемой, оказывающей влияние на уровень подготовленности офицеров в гражданских вузах, является то, что традиционная форма подготовки офицерских кадров в гражданских вузах не отвечает требованиям сегодняшнего дня и настоятельно требует конструктивного пересмотра. Система военной подготовки остается прежней и по целям и по технологиям и методам обучения. Такая образовательная система не обладает свойством адаптивности к меняющимся условиям профессиональной подготовки военных специалистов. Военно-профессиональному образованию присуща инертность по отношению к темпам развития вооружения и военной техники [Мещеряков, с.20].

В связи с сокращением сроков подготовки офицеров, уменьшилось количество учебного времени на обучение, в результате все обучение зачастую сводится к наставничеству. Обучающиеся не овладевают методами подхода к решению той или иной проблемы, а делают так, как сказал преподаватель, не учатся мыслить [Ю.Д. Букреев, с78-80]. Недостаточно обеспечивается единство подготовки будущих офицеров запаса к профессиональной деятельности в учебное и внеучебное время, ее непрерывность, оптимальность соотношения между теорией и практикой.

Нужны новые педагогические технологии, необходимо  перенести акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на конечные результаты образовательного процесса – сформированным компетенциям. Необходимо привлечь к формированию профессиональных компетенций заказчика [Мещеряков с.27].

Негативное влияние на качество подготовки офицеров запаса оказывают устаревшие образы военной техники и вооружения, нехватка новых образцов [Cацута, C.159, 160].

Как негативный момент в подготовке офицеров запаса отмечается несовпадение военно-учетных специальностей с гражданскими специальностями, военная подготовка студентов по непрофильным специальностям,  что приводит к снижению качества их подготовки [Шепелев,с.175; Володарская и др.,с.99, Дрибноход,с.70; Бобнихов, с.27].

Таким образом, анализ положительного опыта работы факультетов военного обучения и военных кафедр при вузах, а также ряда нерешенных ими проблем позволяет нам, опираясь на существующую систему подготовки офицерских кадров в гражданских вузах, сформировать адекватную систему подготовки солдат запаса в гражданских высших учебных заведениях, отвечающую новой структуре и новым задачам российской армии.

Основной задачей на этом направлении мы считаем обеспечение устойчивого формирования мобилизационного резерва солдатами запаса с высокими профессиональными и личностными качествами гражданина и защитника Отечества.


Библиографический список
  1. Алехин, И. А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. – 2016. – № 10. – С. 32–38.
  2. Антонов, Г. М. Эффективное использование компетентностно-модульной технологии  в подготовке офицеров запаса / Г. М. Антонов // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1 (6) – С. 11–13.
  3. Афанасьев, А. К. Компетентностная модель подготовки офицеров запаса в государственных технических вузах / А. К. Афанасьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. – № 3-4 / Том 11 /. – С. 580-583.
  4. Бочаров, В. С. О роли Правительства и Федеральных органов исполнительной власти в организации военной подготовки и в подготовке  офицеров запаса из числа студентов гражданских вузов / Бочаров В. С. Лесной вестник / Forestry bulletin.  – 2006 – № 6. – С. 202–207.
  5. Бобнихов, А. И. Некоторые аспекты подготовки офицеров запаса  на военных кафедрах в гражданских вузах / А. И. Бобнихов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 28 – 31.
  6. Букреев, Ю. Д. О некоторых аспектах подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил России в современных условиях // Ю. Д. Букреев // Вестник военного университета. – 2007. Май. – С. 78-80.
  7. Володарская, Л. Н. Военно-инженерная подготовка солдат и сержантов запаса  в техническом вузе / Л. Н. Володарская, В. В. Кольга, А. С. Тимохович // Сибирский педагогический журнал. – 2015 . – № 3. С. 98-102.
  8. Дрибноход, С. А. Анализ эффективности и совершенствования системы подготовки офицеров на факультетах военного обучения гражданских вузов на основе интеграции  высшей военной и гражданской школ. Дисс. … канд. пед. наук 13.00.08. – СПб., 2002. – 227 с.
  9. Дулин, В. В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. Дисс. … канд. пед. наук 13.00.08. – Ставрополь,  - СГУ, – 2004. – 200 с.
  10.  Зеленская, Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: дис. … д-ра пед. наук 13.00.08 – СПб, 2008. – 424 с.
  11. Крикунов, К. Н. Необходимые условия подготовки  офицеров в гражданских вузах / К. Н. Крикунов // Вестник Южно-Уральского  государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 23 (199). – С. 37-41.
  12. Маркелова, Т. А. Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России / Т. В. Маркелова //Общественные науки. Педагогика. – 2007. – № 2. С. 55-61.
  13. Мещеряков, Д. В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной  компетентности будущих офицеров в военном вузе / Д. В. Мещеряков.  Дисс. … канд. пед. наук. 13.00.01. – Воронеж, 2014. – 211 с.
  14. Ростов, Н. Д. Подготовка офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях Сибири в годы Великой Отечественной войны /Н. Д. Ростов // Известия Алтайского государственного университета. – 2008. – № 4-3. – С. 224-229.
  15. Самохвалов, Ю. А. Учебные военные центры в системе современного военного образования: социологический анализ. Дисс. … канд. социолог. наук 22.00.04 / Ю. Л. Самохвалов. – Екатеринбург, 2015. – 205 с.
  16. Сацута, С. А. История и современное состояние подготовки офицеров запаса в гражданских вузах России / Сацута С. А.  // Армия и общество – 2009 – № 2. – С. 154–160.
  17. Лушников, Ю. Ю. Модель организации военно-профессиональной подготовки в условиях гражданского вуза / Лушников Ю. Ю. // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретический журнал). – 2008 – № 1. – С. 147–153.
  18. Шепелев, О. Ю. Исследование дополнительного военного образования в гражданских вузах / О. Ю. Шепелев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 11. – С. 153-158.


Все статьи автора «Михайлов Игорь Львович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: