УДК 37

ДУХОВНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ – БУДУЩЕЕ ОБЩЕСТВА

Акабирова Лола Хусейновна
Бухарский инженерно-технический институт
преподаватель кафедры физическая культура

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о процессе воспитания, обучения и развития личности. Описываются положительные аспекты духовного развития личности в современном обществе.

Ключевые слова: воспитание, личность, обучение, общество, процесс


PERSONAL DEVELOPMENT - THE FUTURE OF SOCIETY

Akabirova Lola Huseynovna
Bukhara Engineering Technology Institute
Department of Physical Education teacher

Abstract
This article discusses the process of education, training and personal development. It describes the positive aspects of the spiritual development of the individual in contemporary society.

Keywords: education, personality, process, society, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Акабирова Л.Х. Духовно развитая личность – будущее общества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78873 (дата обращения: 26.05.2017).

Процесс воспитания всегда связан с конкретным результатом, направленным на формирование личности человека.

Ещё в древности философы представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей, вбирающих в себя гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. В связи с этим целеполагание воспитательного значения в педагогике направлено на формирование всесторонне развитой личности, что и является качественно ведущей идеей, идеалом, к которому стремится наше общество.

«Забота о подрастающем поколении, стремление воспитать здорового, гармонично развитого человека – это наш национальный характер»[1]. Благодаря независимости в нашей стране создаются всё большие условия для воспитания совершенного поколения – это наша первостепенная задача, так как наши дети наше будущее. Чем более будут совершенны наши дети, тем более будет совершенствоваться наше общество. И если первая ступень развития личности закладывается в семье, то последующее её воспитание ложиться на плечи педагогов, именно здесь проявляется сущность учебно-воспитательной работы. Как известно воспитание и образование неразрывно взаимосвязаны, поэтому в процессе обучения учащиеся воспитываются, также как и в процессе воспитания, они получают знания. Как сказал А.Авлони: «Воспитание для нас – вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды». В этих словах заключается смысл воспитания, поскольку от духовного воспитания зависит, каким будет наше общество в дальнейшем.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильно вклада, с другой.

Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Педагогический процесс выполняет воспитательную, обучающую и развивающую функцию. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной  деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.  Как сказал Н. Г.  Чернышевский: «… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле  слова».

Образовательная функция учебного процесса – составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
Воспитательная функция учебного процесса – состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.

Воспитание как общественное явление – процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание как педагогическое явление – целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Развивающая функция учебного процесса – состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.

Огромная роль в формировании личности принадлежит семье, особенно в нашей стране. В Узбекистане семья издревле была и посей день остаётся важнейшим институтом в обществе. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя.
Необходимо поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, согласовывать воспитательные воздействия. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.

Семья – социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Концепция семейной педагогики, т. е. научные основы и основные направления, как правило, в различные исторические периоды при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным.

Родитель – профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми.

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества.
Содержание семейного воспитания – формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности.

Узбекистан, уже в первые годы своей независимости одной из приоритетных задач наметил воспитание здорового поколения -«…здоровое не только физически, но и со здоровым духом, мыслью, твердой верой, образованное, высоконравственное, смелое и отважное, любящее свою Родину»[2].

Как известно, ребенок в семье впервые знакомится с культурой и бытом, усваивает национальные обычаи и традиции своего народа, родной язык. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка, под руководством близких, он приобретает свой первый нравственный опыт. Следовательно, ответственность за воспитание подрастающего поколения в первую очередь лежит на семье.

«Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию. Обучение детей в семье и самообразование осуществляется по программам соответствующих образовательных учреждений. Уполномоченными государственными учреждениями обучающимся предоставляется методическая, консультативная и иная помощь»[3, Ст.18].

Семейное воспитание, в силу своей особой значимости, специфики межличностных отношений в семье нашего региона, стало приоритетным.

От вдумчивого и внимательного отношения родителей в значительной степени зависит весь ход физического и духовного развития детей, будущие их успехи в жизни.

Духовность приходит к человеку с молоком матери, примером отца, заветами предков. Духовность – не дар небес. Чтобы она раскрылась в человеке, он должен потрудиться сердцем и совестью, умом и руками.

Фундамент духовности, нравственные качества личности закладывается в раннем возрасте в семье. И от того, насколько родители понимают закономерности усвоения моральных норм на том или ином возрастном этапе, зависит создание благоприятных условий для нравственного развития личности. Поиск путей оптимизации семейного воспитания предполагает определение содержания нравственного воспитания детей в семье. Именно родителям предстоит помочь ребенку преодолевать неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными потребностями и ожиданиями окружающих.

Усвоение новыми поколениями общественно выработанных, исторически сложившихся форм регуляции личных и общественных интересов, является одним из важнейших путей достижения человеческого способа жизнедеятельности. Духовное наследие прошлого сохраняется и передается не только в виде памятников, науки и искусства, оно включает в себя разнообразные формы социального управления нравственным развитием человека, среди которых наиболее значимыми являются обычаи и традиции.

Обычаи и традиции нашего народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему наш народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию. «Сохранение, развитие и верность таким, присущим нашему народу и сохраняющимся на протяжении веков традициям, как постоянное проявление уважения к нашим дедам и отцам, получение их благословения…»[2].

Народные обычаи и традиции следует использовать не назидательно и иносказательно. Родители и педагоги должны хорошо знать их сущность и путем целенаправленного воздействия формировать на их основе у детей такие нравственные качества, как уважение к старшим, забота о младших, доброжелательность, трудолюбие, гостеприимство, уважительное отношение к учению, учителям и многие другие. Таким образом, следуя выше сказанному, можно определить, что воспитание духовно развитой личности лежит на плечах не только педагогов, но и родителей которые, отдавая детей педагогам, уже закладывают фундаментальные основы формирующейся личности. Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.


Библиографический список
  1. И.А.Каримов. «Мечта о совершенном поколении». – Т.: ИПК «Шарк», 1999, 184с.
  2. Каримов И. «Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа». Т.8 – Т.: «Узбекистан», 2000, с. 94.
  3. «Закон об образовании». Ст.18. Образование в семье и самообразование.
  4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Творческий центр «Сфера», 2002. 160 с.


Все статьи автора «Акабирова Лола Хусейновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: