УДК 657.37

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ МЕДИАХОЛДИНГОВ

Хань Татьяна Фэнюевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Данная статья посвящена обзору проблем, связанных с формированием и чтением отчетности российских медиахолдингов. Необходимость составления медиахолдингами консолидированной отчетности обусловлена растущими требованиями к раскрытию информации о совокупных результатах деятельности медиахолдингов в условиях рынка на фоне усиления процессов концентрации капитала в медиаотрасли. Рассмотрен вопрос формирования отложенных налоговых обязательств в рамках холдинга.

Ключевые слова: внутригрупповые операции, головная организация, консолидированная финансовая отчетность, медиахолдинг, МСФО, отложенное налоговое обязательство, РСБУ, финансовая отчетность


THE CRITICAL ISSUES OF FINANCIAL REPORTING OF MEDIA HOLDINGS

Khan Tatyana Fenuevna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article describes the problems connected with Russian media holdings` reporting and its reading. The need to form consolidated financial statements of media holding companies results from the increasing requirements for the disclosure of the total performance result of media holdings in market condition, along with strengthening of the concentration of capital in the media industry. The problem of the formation of deferred tax liabilities within the holding is considered.

Keywords: consolidated financial statements, deferred tax liability, financial reporting, IAS, inter-company transactions, media holding, parent organization, RAS


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хань Т.Ф. Актуальные проблемы формирования отчетности медиахолдингов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78764 (дата обращения: 27.02.2017).

Научный руководитель: Фролова Виктория Борисовна

к.э.н., профессор 

Процессы концентрации и централизации капитала, тенденции слияния и объединения компаний являются одними из наиболее перспективных как в нашей стране, так и во всем мире. [1] Такие процессы сейчас активно проистекают на отечественном медиарынке. [2] Формы существования объединений компаний такие, как холдинги [3], расширяют возможности входящих в них предприятий: в частности, позволяют расширить сферу деятельности, повысить технологический уровень производства, развить деловые связи, уменьшить расходы на рекламу, приобрести кредитные преимущества [4], провести оптимизацию налогообложения, осуществить эффективную координацию финансовых и материальных потоков в масштабах объединения [5, с. 85].

В рамках российской экономики вопрос учетно-аналитического обеспечения консолидированной отчетности актуален, в первую очередь, для крупнейших российских медиахолдингов, чьи акции котируются на зарубежных фондовых биржах, а операции носят международный характер. К таким компаниям относятся ПАО «РБК» и ПАО «Медиахолдинг», они предоставляют консолидированную финансовую отчетность (далее КФО) по МСФО. Интересен факт, что если материнские компании в свою очередь являются подконтрольными, то КФО данные компании могут не предоставлять в расчете на то, что КФО предоставит контролирующая их компания, стоящая выше в иерархии. ПАО «РБК» является подконтрольной дочерней организацией «Группы ОНЭКСИМ» и, тем не менее, составляет отдельную КФО, что является позитивным шагом компании на встречу предоставления полезной отчетности пользователям.

Если медиахолдинги, чьи акции котируются на фондовых биржах, предоставляют КФО, составленную по МСФО, то по остальным российским медиахолдингам пользователям затруднительно получить отчетность, дающую общее представление о деятельности объединенных компаний. Это, в свою очередь, является негативным фактором, учитывая необходимость переориентации медиахолдингов на рыночное функционирование и привлечение капитала посредством рыночных механизмов [6], помимо привлечения бюджетных средств.

Нужно отметить, что применение МСФО в России было впервые законодательно закреплено именно в отношении представления консолидированной финансовой отчетности с принятием 27 июля 2010 г. ФЗ № 208 «О консолидированной финансовой отчетности». [7] Согласно закону российские компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, кредитные и страховые организации и некоторые иные организации обязаны составлять, представлять и публиковать КФО по МСФО, начиная с отчётности за 2012 год. Список таких компаний постепенно расширяется. Следует провести различие между консолидированной и сводной отчетностью, которая составлялась в России и ранее при помощи метода суммирования данных по отчетностям организаций. При составлении КФО требуется проводить элиминирование – исключение статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, связанные с дебиторскими и кредиторскими отношениями между предприятиями и реализацией внутри группы, выплатой дивидендов, выступающей как перераспределение прибылей внутри группы [7]. Элиминирование производится в целях предотвращения повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов группы компаний.

Согласно данным «СПАРКа», прослеживается интересный момент относительно головных организаций некоторых медиахолдингов, которые предоставляют отдельную неконсолидированную отчетность по РСБУ [8]. Эти организации в карточках компаний представлены в качестве микропредприятий, с минимальной численностью сотрудников – 1-5 человек, однако имеют оборот, превышающий суммарную выручку своих дочерних организаций (табл. 1). Известно, что компании скрывают численность своих сотрудников в целях ухода от налогообложения по НДФЛ и взносов во внебюджетные фонды. Однако, это чаще встречается среди производственных предприятий, которые, имея многомиллионные обороты, в налоговых декларациях показывают минимальное количество работающих. Налоги, связанные с трудовыми отношениями, как правило, вносят значительный вклад в региональные бюджеты.

Таблица 1 – Показатели по компаниям, образующим холдинг «РН-Медиа»

Взаимосвязь Название Направление деятельности Численность сотрудников, чел. Уставный капитал, руб. Выручка, млн. руб.
Головная компания АО “РН-Медиа” Деятельность холдинговых компаний 0-5 57 400 77
Дочерняя компания, 100% ООО “Телерадиокомпания “ТК-Регион” Деятельность в области радиовещания 51-100 10 000 47
Дочерняя компания, 76%  ООО “РТ Веста” Деятельность в области радиовещания  11-15 10 000 3

В головных компаниях российских медиахолдингов прослеживается значительная доля долгосрочных финансовых вложений в совокупных активах. Долгосрочные финансовые вложения предполагают вложения свободных денежных средств организации на срок более одного года, например, в уставные капиталы других организаций, в приобретение ценных бумаг других компаний, а также направление средств на выдачу долгосрочных займов другим предприятиям. Это связано со спецификой деятельности головных компаний медиахолдингов, которые фактически являются управляющими компаниями и самостоятельно не осуществляют производственную деятельность в сфере масс-медиа. Также значительную долю в совокупных активах и пассивах головных организаций занимают дебиторская и кредиторская задолженность, а у дочерних обществ это такие статьи, как запасы, денежные средства [8]. Образование больших сумм кредиторской и дебиторской задолженности у организаций «РН-Медиа» и «Медиаиндустрия» (табл. 2, 3), не ведущих производственную деятельность, может быть связано с внутригрупповыми операциями, между тем, у дочерних компаний, соответствующие изменения по этим статьям в таком объеме не прослеживаются, хотя должны отражаться. Если бы данные медиахолдинги предоставляли КФО, то при объединении отчетности нескольких предприятий в КФО были бы сделаны корректировки, связанные с исключением разнотипных внутригрупповых операций, в т.ч. внутреннего оборота по статьям дебиторской и кредиторской задолженностей и нереализованной прибыли по статьям оборотных активов.

Таблица 2 – Отдельные компоненты отчетов о финансовом положении компаний, образующих холдинг «РН-Медиа»

АО “РН-Медиа”

(головная компания)

ООО “Телерадиокомпания “ТК-Регион” ООО “РТ Веста”
Основные средства

10 016

316

Долгосрочные финансовые вложения

20 772

Запасы

207

Дебиторская задолженность

45 876

3 441

68

Денежные средства

475

10 150

97

Кредиторская задолженность

38 117

5 351

597

Таблица 3 – Отдельные компоненты отчетов о финансовом положении компаний, образующих холдинг «Медиаиндустрия»

ООО “Медиаиндустрия” ООО “Редакция газеты “Вперед”
Основные средства

28

Долгосрочные финансовые вложения

10 716

Запасы

3

Дебиторская задолженность

9 734

752

Денежные средства

224

507

Кредиторская задолженность

10 688

944

Согласно данным отчетности, у рассматриваемых публичных медиахолдингов ПАО «Медиахолдинг», ПАО «РБК» прослеживается формирование отложенных налоговых обязательств в размере соответственно 13,514 и 122 млн. руб. за 2015 г. Такие обязательства возникают, когда амортизация, рассчитанная в целях налогообложения, значительно превышает бухгалтерскую, что приводит к уменьшению налога на прибыль и, как следствие, у организации возникают обязательства по уплате налога на прибыль в будущем. Такие суммы отложенных на будущее налогов формирует отложенные налоговые обязательства.

Отложенное налоговое обязательство способствует повышению величины налоговой выплаты в периоды, следующие за отчетным, но снижает их в текущий отчетный период.  Его образование зависит от разрешения налоговых органов, т.е. должны быть случаи, когда бухгалтерская прибыль превышает налоговую прибыль, и это превышение временное. Такие ситуации могут возникать, если компания применяет специальные повышающие коэффициенты к норме амортизации. Например, повышающий коэффициент менее 2 разрешается применять по отношению к объектам основных средств, которые будут работать в условиях агрессивной среды, повышенной сменности либо имеют высокую энергетическую эффективность. Повышающий коэффициент менее 3 разрешается применять в отношении объектов по договору финансовой аренды или лизинга, а также объектов, используемых для осуществления научно-технической деятельности.

В заключении можно сделать вывод о том, что для российских медиахолдингов наиболее характерно образование значительных сумм отложенных налогов в связи с получением убытка по итогам года, реализацией дорогого имущества с убытком, а также вследствие обновления основных фондов за счет заемных источников финансирования [9].  Для урегулирования выявленных проблем, необходима методическая проработка разночтений в практике учета и формирования отчетности, с целью выработки четких рекомендаций, направленных на отражение достоверной информации.


Библиографический список
  1. Фролова В.Б., Дзаитов Р.М., Саркисян А.Р. Слияние и поглощение как инструмент выхода из кризисной ситуации // Научное обозрение. 2015. № 10-1. С. 310-316.
  2. Фролова В.Б., Маргарян А.К. Особенности развития медиахолдингов в России // Научное обозрение. 2016. № 10. С. 177-181.
  3. Фролова В.Б., Саркисян А.Р. Особенности управления финансами холдинга // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 54.
  4. Фролова В.Б. Проблемы организаций по привлечению кредитов банков как источников заемного финансирования // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2015. Т. 4. № 4. С. 28-32.
  5. Фролова В.Б. Хань Т.Ф. Выявление факторологических зависимостей изменения рыночной капитализации медиахолдингов // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4(17)
  6. Фролова В.Б. Оптимизация структуры капитала // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2011. № 2. С. 407-412.
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»: Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н (ред. от 27.06.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 16.01.2017).
  8. Сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК». URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 20.01.2017)
  9. Щепотьев А.В. Методика выявления и оценки “скрытых” и “мнимых” активов и обязательств // ЛитРес – (дата обращения: 23.01.2017).


Все статьи автора «Хань Татьяна Фэнюевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация