ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Желтякова Маргарита Владимировна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
студентка

Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения мотивации учащихся к изучению информационной безопасности. Автором в качестве разрешения данной проблемы предлагается использование фрагментов художественных фильмов в учебном процессе, описаны требования к ним, предложены фильмы, отражающие проблемы информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, проблемное обучение, уровень мотивации учащихся, художественные фильмы


THE USE OF FEATURE FILMS IN TEACHING OF INFORMATION SECURITY

Zheltyakova Margarita Vladimirovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student

Abstract
The article considers the problem of increase of motivation of students to study information security. The author as a solution to this problem is the use of fragments of feature films in the teaching process described requirements, the proposed films about the problems of information security.

Keywords: feature films, information security, problem-based learning, the level of student motivation


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Желтякова М.В. Использование художественных фильмов при обучении информационной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78757 (дата обращения: 14.03.2024).

На сегодняшний день информация становится более важным ресурсом, чем материальные и энергические ресурсы. Уже невозможно представить какую-либо сферу деятельности человека без информационных технологий. Но чем больше возможностей в области использования информационных технологий открывается перед человеком, тем больше возникает угроз. Одной из таких угроз в научно-педагогической литературе выделяют проблемы реализации информационной безопасности [4,6].

Поскольку проблема информационной безопасности достаточно актуальная и значимая для современного общества, необходимо уже со школьных лет обучать учащихся основам информационной безопасности. Однако в школах вопросам организации информационной безопасности посвящено недостаточное внимание. На данный момент, информационная безопасность изучается в старших классах, в рамках предмета информатика и ИКТ, где формируется общее представление о предметной области обеспечения информационной безопасности. Кроме того, анализ методического обеспечения в области обучения информационной безопасности показал отсутствие стандартизованного контроля качества усвоения учебного материала [5], создания условий активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса, мотивации к изучению категории «информационная безопасность».

Проблеме повышения мотивации учащихся к обучению уделяется сегодня большое внимание, предложены разнообразные средства и методы развития внутреннего интереса. Например, предлагается повысить мотивацию учащихся, используя метод проблемного обучения, подразумевающий решение проблемной ситуации. В качестве основного средства проблемного обучения, в рамках данного исследования было предложено использовать художественные фильмы – это наглядное представление учебного материала в достаточно оригинальной форме, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся [1].

Опишем рекомендации к использованию художественных фильмов при обучении информационной безопасности:

  • возрастная направленность: учащиеся старших классов;
  • количество используемых фрагментов художественных фильмов: 2-4 на одно занятие;
  • продолжительность фрагментов: от 15 сек до 3 минут;
частота использования: не чаще 1 раза в неделю.

Подбор художественных фильмов (также допустимо использование мультфильмов) нужно начинать с анализа выбранной категории информационной безопасности, определить ее понятийный аппарат.

Рисунок 1 – Основные категории информационной безопасности

1. Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

2. Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу.

3. Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу[4].

При подборе фильмов, затрагивающих проблемы информационной безопасности, следует учитывать следующие ограничения:

1) возрастные ограничения: использование фрагментов художественных фильмов должно отвечать требованиям Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию[2] во избежание его нарушения, что может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности.

2) требования к содержанию. Необходимо определиться, как именно в художественном фильме должны освящаться обозначенные проблемы информационной безопасности (на усмотрение преподавателя и в зависимости от учебных вопросов):

  • явно отражена проблема с решением;
  • отражена только проблема;
  • отражены намеки на проблему.

3) недопустимы к использованию во фрагментах художественных фильмов:

  • нецензурные выражения;
  • порнографические сцены;
  • сцены насилия.

В ходе исследования нами были проанализированы российские и зарубежные фильмы, раскрывающие проблемы информационной безопасности в соответствии с выделенными категориями. Ниже предложен перечень фильмов, которые рекомендованы к использованию:

Категория «информационная безопасность личности»:

  1. «Поймай толстуху, если сможешь», США (2013г).
  2. «Мистер Робот», США (2015-2017г).
  3. «Карлик Нос», Россия (2003г).
  4. «Побег из Шоушенка», США (1994г).
  5. «Дети шпионов», США (2001г).
  6. «Мадагаскар», США (2005г).
  7. «Бриллиантовая рука», СССР (1968г).
  8. «Курьер из «Рая»», Россия (2013г).
  9. «Дети шпионов», США (2001г).
  10. «Лемони Сникет: 33 несчастья», США (2004г).
  11. «Взлом», США (2000г).
  12. «Игра в имитацию», США (2014г).
  13. «Планета сокровищ», США (2002г).

Категория «информационная безопасность общества»:

  1. «Зал самоубийц», Польша (2011г).
  2. «Смерть в сети», США (2013г).
  3. «Алеша Попович и Тугарин Змей», Россия (2004г).
  4. «Чарли и шоколадная фабрика», США (2005г).
  5. «Деточки», Россия (2013г).
  6. «Илья Муромец и Соловей Разбойник», Россия (2007г).
  7. «Нерв», США (2016г).
  8. «Дом-монстр», США (2006г).
  9. «Социальная сеть», США (2010г).
  10. «Чат», Великобритания (2010г).
  11. «Дизлайк», Россия (2016г).

Категория «информационная безопасность государства»:

  1. «Форсаж 7», США (2015г).
  2. «Терминатор 3: Восстание машин», США (2003г).
  3. «Матрица 3: Революция», Австралия (2003г).
  4. «Иван Царевич и серый волк», Россия (2011г).
  5. «Спираль», Россия (2014г).
  6. «Дети шпионов 3: Игра окончена», США (2003г).
  7. «Хранители снов», США (2012г).
  8. «Поймай меня, если сможешь», Канада (2002г).
  9. «Законопослушный гражданин», США (2009г).
  10. «Иван Васильевич меняет профессию», СССР (1973г).
  11. «Зверополис», США (2016г).
  12. «Дети шпионов», США (2001г).
  13. «ВАЛЛ-И», США (2008г).

По обозначенным фильмам была составлена ментальная карта, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2 – Ментальная карта категорий информационной безопасности

На наш взгляд, использование художественных фильмов в процессе обучения информационной безопасности позволит повысить наглядность учебного материала, мотивацию у учащихся к обучению, поиску новых решений проблем, активизирует их познавательную деятельность.


Библиографический список
  1. Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // ЗПУ. 2009. №1 С.148-157.
  2. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”
  3. Карманова Е. В., Туркова Е.С. Методика проведения веб-семинара по теме «Информационная безопасность» для учащихся старших классов // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – С. 137-151.
  4. Карманова Е.В. Технический аспект организации информационной безопасности в системе дистанционного обучения/ Е.В. Карманова // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 233-238.
  5. Климова Т.Е.  Технология конструирования стандартизированных дидактических тестов для оценки качества образования: уч. Пособие / Т.Е. Климова, И. Г. Овчинникова, Е. В. Федченко // Магнитогорск: МаГУ, 2003. -147 с.
  6. Боброва И.И. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – – С. 13.
  7. Мовчан И.Н. Учебный проект «Этические аспекты поведения в сети Интернет» как одна из форм противодействия киберэкстремизму в молодежной среде. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом печати, 2014. – С. 128.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Желтякова Маргарита Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация