УДК 332.01

МИРОВОЙ ОПЫТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ханина Анна Владимировна
Южный федеральный университет
ассистент кафедры МиИТ

Аннотация
В статье рассмотрены аспекты создания и управления государственными корпорациями в России, США и Евросоюзе. Выделена зависимость периодов создания госкорпораций и роста национальной экономики.

Ключевые слова: госкорпорации, государственные корпорации, корпоративное управление, мировой опыт


WORLD EXPERIENCE OF CORPORATE GOVERNANCE

Hanina Anna Vladimirovna
Southern Federal University
assistant

Abstract
The article considers the aspects of the creation and management of state corporations in Russia, the USA and the EU. Highlighted the dependence of the periods of creation state corporations and growth of the national economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ханина А.В. Мировой опыт корпоративного управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78714 (дата обращения: 29.04.2017).

Мировой опыт свидетельствует, что лидерство индустриально развитых стран обеспечивается в первую очередь возрастанием роли наукоемких и капиталоемких отраслей, вертикально интегрированных структур, включающих в себя весь производственный цикл от инвестирования в НИОКР, создания опытных образцов до массового и серийного производства и реализации. Механизм их функционирования основан на умелом сочетании возможностей внутреннего стратегического планирования, рыночного саморегулирования и тесного взаимодействия с различными государственными структурами[1].

Рассмотрим три основных модели становления госкорпораций в таких государствах как США, Россия и Евросоюз.

Американская модель становления госкорпораций основана на активном использовании рыночных инструментов. Отличительной особенностью данной модели является отделение собственности от менеджмента: госкорпорации привлекают инвестиционные ресурсы на фондовых рынках, при этом собственники ресурсов – акционеры не принимают непосредственного участия в управлении, а делегируют эти полномочия наемным менеджерам. Основным механизмом создания интегрированных структур в США является проведение сделок слияний и поглощений с последующей реструктуризацией или диверсификацией бизнеса. Слияние или объединение интересов представляет собой объединение компаний, в результате которого они прекращают свое существование, и на их основе образуется новая компания, при этом владение и управление этой вновь созданной компанией осуществляется всеми сторонами участниками сделки. Поглощение или перехват контроля осуществляется путем покупки контрольного пакета акций или доминирующей доли участия в капитале, в результате чего покупатель получает полномочия на управление приобретаемой компанией с целью извлечения из ее деятельности экономических выгод[2].Американская модель обеспечивает высокую гибкость капиталовложений, быструю ответную реакцию на изменение конъюнктуры и интенсивное перераспределение ресурсов между секторами экономики.

Западноевропейская модель основана на непосредственном участии в бизнесе государства и банковских структур. В западной Европе, основными источниками инвестиционных ресурсов являются банки, эта специфика прослеживается практически во всех аспектах ведения бизнеса. При этом особо выделяется высокая доля акционерной собственности, приходящейся в Германии на банки и другие финансовые учреждения: примерно две трети всех крупных фирм включены в многоуровневые структуры, во главе которых стоят крупные банки, а в наблюдательные советы входят представители государственных органов.

Важнейшими особенностями формирования госкорпораций в Европе являются социальное партнерство и социальная ответственность. Государственные предприятия основаны на собственности, принадлежащей государству, которое передает имущество на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления коллективам этих предприятий.  В европейских странах является обязательным включение представителей трудового капитала в наблюдательные советы; госкорпорации неотъемлемы от государства, которое владеет крупными пакетами акций, имеет своих представителей в правлении, стимулирует и поддерживает координацию компании в отраслях; через банки формируются промышленные группы, специализирующиеся на ведении наукоемкого бизнеса[3],

Исходя из этого, в европейской модели рост капитализации не может служить единственным показателем синергетического эффекта, понятие эффективности рассматривается шире, с учетом экономических интересов различных групп участников корпоративных отношений.

Российская модель характеризуется доминирующим участием государства в капитале и в управлении госкорпорациями. Анализируя организационно-правовые формы, структуру капитала и органы управления создаваемых госкорпораций, можно выделить два варианта их построения: государственные холдинги и государственные корпорации.

Государственные холдинги представляют собой открытые акционерные общества с контрольным пакетом акций в уставном капитале и участием представителей власти в органах управления.

Государственные корпорации являются некоммерческими организациями, учреждаемыми РФ на основе имущественного взноса и создаваемыми для осуществления социальных, управленческих или иных общественных полезных функций. В настоящее время для целей развития наукоемких отраслей промышленности РФ созданы и структурно оформляются государственные корпорации «Ростехнологии» и «Росатом», идет процесс создания государственной корпорации «Роснанотех»[4].

Отличительные особенности моделей корпоративного управления в США, России и Евросоюзе представлены в табл.1.

Таблица 1. Характеристики моделей корпоративного управления в США, Евросоюзе и России

Характеристика

Страна

США

Евросоюз

Россия

Субъекты управленческих отношений

Акционеры, менеджеры

Акционеры, менеджеры, работники, финансовые и государственные структуры

Государственные структуры, акционеры

Структура акционерного капитала

Пакеты акций распределены среди множества частных инвесторов

Пакеты акций сконцентрированы в руках банков и государства

Контрольный пакет акций находится в руках государства

Способ привлечения инвестиций

Высоколиквидный фондовый рынок

Банковский капитал, государственные инвестиции

Государственные инвестиции, выпуск акций

Цели функционирования

Удовлетворение интересов инвесторов

Удовлетворение общественных интересов

Удовлетворение общественных интересов, развитие наукоемких технологий

Показатели синергетического эффекта

Рост капитализации на фондовом рынке

Рост благосостояния общества

Рост благосостояния общества, улучшение научной среды

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что госкорпорации способствуют развитию национальной экономики, обеспечивая наиболее эффективное использование капитала и ресурсов, двигают вперед научно-технический прогресс, поддерживая исследовательские центры и университеты, покровительствуют искусству, спонсируя музеи и организуя выставки.

Проанализировав наиболее важные черты корпоративного управления в странах Евросоюза, США и России, можно сказать, что развитие госкорпораций способствует развитию национальной экономики, однако, в случае с Россией необходимо подчеркнуть, что большинство госкорпораций являются собственностью государства, что способствует удовлетворению общественных интересов, как одна из важных целей работы госкорпорации, но не следует избегать частных корпораций для развития фондового рынка.  Обобщая опыт развития госкорпораций США можно сказать, что частные корпорации не менее важны, чем государственные, вследствие повышения ликвидности фондового рынка.


Библиографический список
  1. Наймушин В.Г. О роли интегрированных корпоративных структур в развитии экономики России // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2006, Том 4, №3
  2. Попович Л.Г., Дроговоз П.А. Организационно-экономическое проектирование интегрированных научно-производственных структур в оборонно-промышленном комплексе РФ// Аудит и финансовый анализ, 2009, №1
  3. Кашанина Т.В. Корпоративное право // М.: НОРМА-ИНФРА, 1999;Попович Л.Г., Дроговоз П.А. Организационно-экономическое проектирование интегрированных научно-производственных структур в оборонно-промышленном комплексе РФ// Аудит и финансовый анализ, 2009, №1
  4. ФЗ РФ от 19 июля 2007г. №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»


Все статьи автора «Негадова Анна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация