УДК 1

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФОРМА СОЦИОГУМАНИТУРНОГО ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

Литвякова Лариса Александровна
Иркутский государственный университет
Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, магистр

Аннотация
В статье рассматривается сущность журналистики как формы социогуманитарного познания, обращается внимание на объект и предмет журнализма, его роли в современном мире.

Ключевые слова: журнализм, журналистика, социогуманитурное познание


JOURNALISM AS A FORM SOСIO-HUMANITIES KNOWLEDGE IN MODERN TIMES

Litvyakova Larisa Alexandrovna
Irkutsk State University
Institute of philology, foreign languages and media communications, master degree student

Abstract
The article deals with the essence of journalism as a form of socio-humanitarian cognition, attention is drawn to the object and the subject of journalism and its role in the modern world.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Литвякова Л.А. Журналистика как форма социогуманитурного познания в современное время // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78713 (дата обращения: 30.04.2017).

Журналистика зародилась много лет назад. Ее приоритетными задачами, особенно  во времена СССР, считались воспитание и просвещение подрастающего поколения, прививание патриотизма, пропаганда, выполнение идеологических и организаторских функции и т.д. Поэтому журналистика занимала далеко не последнее место в развитии советского общества. В современном мире журналистика продолжает представлять одно из самых значимых явлений в общественной жизни, поскольку отражает наиболее важные явления социальной реальности через  средства массовой информации.

Поэтому, на сегодняшний день представляется очень важным проникнуть в суть современного журнализма, определить его теоретическую и практическую значимость для науки, для социально-политической жизни, общества в целом, поскольку в условиях современного мира, в котором наиболее обострены социально-политические и нравственные проблемы, феномен журнализма приобретает все большую значимость для исследователей.

Однако, нельзя не встретить затруднения при исследовании сущности журналистики и журнализма, поскольку, до сих пор эта область познания не имеет столь существенного до конца разработанного теоретико-методологического аппарата. Следовательно, существуют сложности и в точном и ясном определении  объекта, предмета, целей и задач самой журналистики. Возможно, это связано с исследованием журналистики с позиции других гуманитарных областей знания, которые уже обладают своим научным аппаратом. Исходя из этого, на современном уровне журналистика пока только стоит на стадии оформления выработки собственной научной парадигмы.

В поисках предмета и объекта журналистики, журнализма как такового, некоторым исследователям все же удалось предложить свою точку зрения на эту проблему. Так, соглашаясь с В.В. Епачинцевым, можно утверждать, что «предметом познания журнализма является изменчивый мир, который можно познать посредством эмпиризма. Журнализм осваивает действительность, используя рациональные и образные способы, основанных на эмпирическом и теоретическом познании. Это документально конкретное творчество, которое связано с обработанной действительностью” (2, с.657-659).

Сущность журналистики как формы общественного познания заключается в единстве рационального и образного постижения действительности. Отличие познавательно-творческой деятельности журналиста состоит в не только познании объекта, но и создании нового информационного продукта.

Таким образом, в качестве объекта метатеории журналистики выступает журналистика как общественный феномен, а предметом анализа является познавательно-творческая сущность журналистики (4, с.119-122).

Объектами познания журналиста могут являться также сферы духовного и материального, все субъекты общества. Через сознание журналист воздействует на личность, группу и общество. Следовательно, одна из основных задач современной журналистики состоит в гуманизации общества, его просвещении, прививании  ценностей. Журналист должен ориентироваться на духовные запросы общества (1, с.274-282).

В качестве основных функции журналистики как некоей формы деятельности выступает информирование людей о социально значимых событиях. На реальность, видимую журналистом, влияют разнообразные условия. Это и ситуация в стране, и мировоззренческие предпочтения самого журналиста, и уровень его профессионализма. В соответствии с профессиональными стандартами, объективность и правдивость есть основные критерии качества журналистского материала. Но, на самом деле, многообразие журналистского материала, существующее в мировом информационном пространстве, нуждается в глубоком научном осмыслении. Проблема состоит в интерпретации журналистских материалов, что связано с когнитивными процессами, сознанием человека, языком (1, с.274-282).

В целом, журналистика как феномен представляет собой массовое явление, имеющее свои специфические особенности. Она, также как и другие гуманитарные науки, пытается познать социальную реальность, объяснить многие общественные явления, кроме того, она может воздействовать на сознание человека и всего общества. Как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала СМИ могут воздействовать на большие группы людей, поэтому журналистика играет особую роль в современном политическом процессе (5, с.25). Таким образом, нельзя не говорить о важности адекватного отражения реальности средствами массовой информации. В большом потоке информации, человеку необходимо научиться выделять нужную и верную информацию о том, что происходит в мире, уметь анализировать наиболее острые проблемы современности.

В современном мире мнение общества становится все больше зависимым от СМИ. Сформировалась “информационная зависимость” у подавляющего большинства населения РФ. И это неумеренное потребление, неумение отсеивать и фильтровать информацию вызывает проблему, так как СМИ на протяжении уже многих десятилетий трансформируют и делает массовым не только мнение и взгляд на мир отдельного человека, но и, что драматично, мнение практически всего населения РФ.

Дело в том, что некоторые СМИ, пытаются создать видимость того, что они служат человеку. На самом деле, это своеобразное средство для трансформации сознания людей с целью превращения его в массовое, пассивное, не способное к объективной оценке происходящих событий. Это, особенно, характерно для современного телевидения. Поэтому, существует проблема объективного и точного представления реальности в средствах массовой информации.

На современном этапе идет процесс отчуждения российских СМИ от общества, опасающегося за свое духовное и нравственное здоровье. Происходит разрыв культурно-исторической линии массовизации прессы и возрастает ее асоциальность.

Кроме того, деятельность некоторых СМИ носит дестабилизирующий, дегуманизированный характер. Возрастает также коммерциализация и манипулирование в СМИ (3).

Некоторые СМИ, таким образом, скрывают подлинную реальность. А это ведет  к негативным последствиям, таким как, уход от реальности, гедонизму, безответственности и др.

На основе анализа материалов современных массовых печатных, электронных изданий можно сделать такой вывод, что журналистика все еще действует по принципу извлечения коммерческой выгоды, предоставляя информацию больше развлекательного, острого социально-политического, нежели просветительского характера.

Сам журнализм не может не испытывать на себе влияние научно-технического прогресса. Это отражается и на его многофункциональности, непрерывности, вездесущности и всеохватности. Журнализм имеет тенденцию к постоянному обновлению, подстраиваясь под изменения социальной действительности. Поэтому, как было сказано выше, журналистика должна ориентироваться на повышение духовного нравственного уровня человека и общества. Должна адекватно конструировать современную социальную реальность. Эта проблема является одной из главных в рамках исследования теории журнализма.

Этой же точки зрения придерживается А.В. Дрожжин, который считает, что журналистика как массовое явление должна на микроуровне осуществлять гуманизацию внутреннего мира человека, признавая его самоценность, а на макроуровне – гуманизировать все общество, создавая глобальную гуманистическую культуру (1, с.274-282).

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что современное социогуманитарное познание в целом должно быть направлено на восстановление классических “гуманитарных” идеалов и ценностей, одновременно разрабатывая новые способы построения мысли, речи и деятельности.

Следовательно, журналистика как форма социогуманитарного познания, которая действует в условиях изменяющейся действительности, должна отражать и вместе с тем находить решение наиболее важных проблем, существующих в стране и мире.

Информация, транслируемая в СМИ, должна быть разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Представление различных мнений в источниках информации является гарантией защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории, формирования общественного мнения в интересах СМИ.

Таким образом, можно сделать вывод, что для современного человека информация должна быть полной, всеобъемлющей, точной, своевременной и как можно наиболее достоверно  и адекватно отражать действительность.  Она не должна делать сознание  человека и его взгляд на происходящее массовым, типизировать поведение, наоборот, она должна способствовать развитию и самопознанию личности.  Хотелось бы верить, что российские СМИ в скором времени смогут быть таким источником информации.


Библиографический список
  1. Дрожжин А.В. «Новая журналистика» и тенденции неогуманизма в современном обществе / А.В. Дрожжин. – Вестник Чувашского ун-та. – №1. – 2009. – с.274-282.
  2. Епанчинцев В. В. Социально-философский феномен журнализма // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 657-659.
  3. Епархина О.В. Социология общественного мнения / О.В. Епархина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2013. – 240 с.
  4. Ким М.Н. Журналистика как форма общественного познания / М.Н. Ким. – Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – №1. – 2006. – С.119-122.
  5. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.


Все статьи автора «Литвякова Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация