УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Смирнова Валерия Ризаевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»
преподаватель общественных и правовых дисциплин
аспирант ФГБОУ «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
Данная статья посвящена формированию гражданской зрелости студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, задача, зрелость, ответственность, патриотизм, педагогический колледж, профессиональное образование, социальное воспитание


THE FORMATION OF THE CIVIC MATURITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

Smirnova Valeria Risaevna
Magnitogorsk Pedagogical College
lecturer of public and legal disciplines
graduate student of Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article is devoted to formation of the civic maturity of students in educational environment of pedagogical College. The study suggests that this problem is multifaceted.

Keywords: student


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова В.Р. Формирование гражданской зрелости студентов педагогического колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78671 (дата обращения: 30.04.2017).

На сегодняшний день развитие личности студента в процессе получения профессионального образования в педагогическом колледже как проблема  актуальна в России. Без пяти минут  выпускники колледжа как оказывается не готовы применить знания, умения, навыки в практической деятельности. Это объясняется тем, что условия постоянно меняются, но  методика профессионального обучения продолжает сохранять  традиционные подходы к обучению и воспитанию обучающихся по готовым учебным планам и программам. Традиционный  подход делает упор на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса и  передачу готовых знаний и умений, что сказывается на нехватке самореализации студента в профессиональной деятельности. Для мотивации студентов педагогического колледжа к формированию профессиональных навыков необходимо создать ситуацию успеха чтобы знания преобразовывать в практическую деятельность, таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.

Для интенсивной подготовки в процессе обучения студентов педагогического колледжа огромное значение имеет подготовка и решение профессиональных задач через участие в профессиональных конкурсах, форумах, научно – практических конференциях.

Профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения, а также на всестороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся [3].

От методики применяемой преподавателем колледжа на занятиях напрямую зависит качество профессионального обучения. Какие же формы, методы и дидактические средства обучения наиболее эффективны?

Наиболее эффективный метод формирования гражданской зрелости личности достигается через социальное воспитание.

Социальное воспитание – целенаправленное создание (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Главная цель социального воспитания – формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Функции воспитания следующие:

- создание условий для взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Социальное воспитание личности человека берет начало в семье, далее в образовательном учреждении, позже в трудовой деятельности и после трудовой. Целью является – формирование личностных качеств индивида; группы, коллектива, через  средства реализации, а именно содержания, форм, методов: информационных, личностно-ориентированных; инструментально – оперативные, коммуникативно-интерактивные. Формирование социальной зрелости происходит посредством ориентирования, проектной деятельности, планирования, решения стандартных и нестандартных задач, самооценка достижений, результата. А под результатом подразумеваем степень успешности личности в различных сферах  общества.

Основная задача преподавателя педагогического колледжа, согласно концепции социального воспитания, заключается в формировании гражданской  зрелости студентов: формирование гражданственности личности – это любовь к Отчизне, быть пацифистом, уважение к окружающим и к самому себе, ответственность, патриотизм. [9]

Известно, что образование и воспитание неразделимы, поэтому в процессе обучения студентов педагогического колледжа используется такой метод обучения который сегодня является одним из эффективных способов по формированию устойчивого интереса к выбранной специальности. Формирование личной мотивации каждого студента колледжа напрямую зависит от профессионализма и компетентности педагога. В ситуации не из легких находятся преподаватели колледжа ,так как часто у бывших школьников слабо  развита  мотивация к знаниям из за традиционного метода преподавания в школе. Традиционный метод проведения занятий не вовлекает обучающихся в продуктивную исследовательскую деятельность, а способствует лишь репродуктивной работе. [4]

В организации учебного процесса необходимо учесть ряд условий :изучить специфику содержания изучаемой дисциплины или профессионального модуля; общие задачи специалиста; общие и профессиональные компетенции; время для преподаватель; состав студентов; наличие современных средств обучения. Целесообразно будет выбрать метод обучения, где студенты проявят себя творчески, продемонстрируют умение принимать решения в нестандартной ситуации; работа в команде, где применят свой жизненный опыт, будут развивать коммуникабельность, и очень важно, их познавательные способности.

Анализируя содержание  образовательной программы будущих специалистов необходимо создавать решение проблемных ситуаций и в процессе изучения нового материала и на уроке-практике.

Обобщая труд ученых  можно сказать, что гражданская  зрелость определяется тем,  какое место человек занимает в обществе, какие ценностные ориентиры руководят его действиями,  его отношение к социальным институтам и общественным организациям, к трудовой деятельности, к своим обязанностям, к службе в армии.

Таким образом, все эти качества присуще успешному специалисту в будущем, который  обречен на карьерный рост и профессиональный успех.

Но по факту  социологи, психологи, педагоги  говорят об  инфантильности  обучающихся, потребительское отношение к жизни, а также снижение уровня гражданской зрелости. Точнее, уровень гражданской  зрелости обучающихся сегодня не соответствует предъявляемым обществом требованиям: нежелание служить в армии, безответственность, слабая гражданская позиция, низкая мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, нигилизм. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент в обществе глубокое противоречие между необходимостью общества в активных, коммуникабельных, воспитанных, высоконравственных, патриотах Родины, ответственных за свою жизнь и жизнь «своих» людей и недоработкой по формированию гражданской зрелости обучающихся в колледже. Для решения противоречия необходимо решение педагогической задачи по формированию гражданской зрелости обучающихся посредством применения современных методов, технологий и инструментов.


Библиографический список
  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход:   Методич. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207с.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1006с.
  3. Ельчина Т.В. Активизация познавательной деятельности студентов как фактор успешности процесса обучения/
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.
  5. Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-иссследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII – VIII классов): Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: ЧГПУ, 1994. – 218с.
  6. Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.
  7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. Педагогика. – 1989. – № 11. – С. 10-17.
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208с.
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.
  10. Пивоварова Л. А. Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1272-1275.
  11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.
  12. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в Сузах: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 192с.
  13. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.


Все статьи автора «Смирнова Валерия Ризаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация