УДК 372.881.111.1

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Королева Елена Владимировна1, Кручинина Галина Александровна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики
2Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности развития памяти учащихся средней школы при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что использование специальных упражнений, а также памяток и мнемических приемов, способствует как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала, так и развитию памяти в целом.

Ключевые слова: лексический навык, мнемические приемы, памятка, память, упражнения, урок английского языка


DEVELOPMENT OF MEMORY TRAINING STUDENTS IN LEXICAL ASPECTS OF SPEECH AT ENGLISH LESSONS

Koroleva Elena Vladimirovna1, Kruchinina Galina Alexandrovna2
1Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics
2Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University), PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics

Abstract
Abstract: This article discusses the features of the memory of students of secondary school in teaching lexical aspects of speech in the English lessons. This research demonstrates that the use of special exercises, as well as memos and mnemonic techniques, contributes both to good memorization and assimilation of foreign language teaching material and the development of memory in general.

Keywords: English lesson, exercises, lexical skills, memo, memory, mnemonic techniques


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Королева Е.В., Кручинина Г.А. Развитие памяти учащихся при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78428 (дата обращения: 29.09.2017).

Изучая иностранный язык, учащиеся развивают речевую, эмоциональную и интеллектуальную сферу, воображение, творческие способности, тренирует все виды памяти. Важной предпосылкой развития речевых умений является владение лексикой. Слова помогают нам называть предметы окружающей действительности, конкретизировать различные понятия, передавать наши мысли. Таким образом, лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона.

По мнению Н.Д. Гальсковой сущность лексического навыка состоит в способности: – мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи; – включать его в речевую цепь [1].

В тоже время мы проявили интерес к видам памяти и их особенностям. Ряд психологов определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем. Впервые классификацию видов памяти по характеру психической активности предложил П.П. Блонский: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Р.С. Немов выделил следующие процессы памяти: запечатление, хранение, воспроизведение (извлечение) [2].

В данной работе мы попытались обосновать возможность и эффективность развития памяти учащихся 7 класса при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка. Опытно-практическая работа проходила в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

Работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 126 с углубленным изучением английского языка г. Нижнего Новгорода. Для осуществления практической деятельности был выбран 7 «А» класс. Мы проводили работу с группой, количественный состав которой 9 человек. На констатирующем этапе ставились следующие задачи: 1. выявление исходного уровня памяти учащихся 7 «А» класса; 2. анализ УМК «English» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 7 класса на наличие заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка и развития памяти.

Для достижения первой задачи была проведена методика заучивания десяти слов А.Р. Лурия [3]. Результаты диагностического исследования показали, что для  35% учащихся характерен высокий уровень развития памяти, средний – для 55%, низкий – для10%.

На формирующем этапе осуществлялся отбор и применение типовых заданий и методических приемов, направленных на повышение уровня развития лексического навыка и памяти (Таблица 1).

Таблица 1 – Упражнения на развитие лексического навыка и памяти в соответствии с этапами работы над новой лексикой

Этапы

Вид памяти

Упражнения

1. Ознакомление (ориентировочно-подготовительный этап). Зрительная, слуховая, вербальная, долговременная, произвольная. - Упражнение на нахождение слов с общим корнем.

- Упражнение на расположение слов в алфавитном порядке.

2. Тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап). Зрительная, слуховая, вербальная, оперативная, произвольная. - Упражнение на восприятие на слух иноязычных эквивалентов.

- Упражнение на заполнение пропусков предлогами.

- Упражнение на соотнесение глаголов с их определением.

3. Применение (вариативно-ситуативный этап). Зрительная, слуховая, вербальная, долговременная, произвольная. - Упражнение на составление монолога с использованием изученных лексических единиц.

- Игра «Пять слов».

В связи с тем, что учащимся необходимо запоминать большое количество информации, то неоценимую помощь в запоминании материала оказывают разного вида памятки для успешного извлечения из памяти нужной информации и для запоминания новых лексических единиц на этапах ознакомления, тренировки и применения [4].

С целью увеличения продуктивности процессов памяти на уроках английского языка нами были использованы такие мнемические приемы как ассоциация и повторение [5]. Чтобы ученикам было легче преодолеть трудности при запоминании и воспроизведении иностранных слов, им было предложено составлять ассоциации к труднозапоминаемым иноязычным лексическим единицам на русском языке, т.е. установить какую-либо связь по сходству, смежности или противоположности между ними, а также повторять пройденный материал как можно чаще для более прочного его закрепления в долговременной памяти.

Таким образом, для повышения уровня сформированности памяти нами были использованы упражнения, а также памятки и мнемические приемы, способствующие как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала  в частности, так и развитию памяти в целом.

Об эффективности проделанной работы в количественном эквиваленте позволил судить контрольный этап. Задачами контрольного этапа стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов, а также сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа нашей опытно-практической деятельности.

Сравнительный анализ полученных результатов показал положительную динамику в уровне развития памяти. При повторном проведении исследования учащиеся проявили себя следующим образом: высокий уровень-40%, средний-53%, низкий-7%.

Исходя из полученных результатов исследования на контрольном этапе нашей опытно-практической работы, можно сделать следующий вывод: в седьмом классе имеются большие перспективы для регулярной и целенаправленной работы по развитию долговременной памяти как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Для этого необходимо использовать упражнения, а также памятки и мнемические приемы, способствующие как хорошему усваиванию и запоминанию иноязычного учебного материала  в частности, так и развитию памяти в целом.


Библиографический список
  1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика  / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М. : «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Альманах психологических тестов. М., 1995. с. 92-94
  3. Немов Р.С. Общие основы психологии Т.1, 4-е изд. М.: Владос, 2003.
  4. Королева Е.В., Кручинина Г.А., Егорова И.С. Диагностика образной памяти детей дошкольного возраста на материале английского языка / Королева Е.В., Кручинина Г.А., Егорова И.С.// Сборник материалов Всероссийского (с международным участием) студенческого научно-практического семинара по проблемам лингвистики и лингводидактики 2016. С.10
  5. Королева, Е.В., Кручинина, Г.А.  Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков / Е.В. Королева, Г.А. Кручинина //Вестник Мининского университета.  2015. № 4 (12). С.27.


Все статьи автора «Кручинина Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: