ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Завражнов Василий Владимирович1, Чагина Марина Владимировна2
1ФГАУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма
2ФГАУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка 4 курса, психолого-педагогического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме межличностного взаимодействия трудных подростков. В статье изучена проблема межличностного взаимодействия трудных подростков, определены возможности работы педагога-психолога по развитию межличностного взаимодействия трудных подростков в условиях средней общеобразовательной школы, выполнено исследование особенностей межличностного взаимодействия трудных подростков и предложены рекомендации по развитию конструктивного межличностного взаимодействия данных подростков.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, общение, педагогическая запущенность, социальная запущенность, трудный подросток


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN TROUBLED JUVENILES

Zavrazhnov Vasiliy Vladimirovich1, Chagina Marina Vladimirovna2
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Social Work, Tourism and Service
2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Faculty of Psychology and Pedagogy, 4-year student

Abstract
This article is devoted to the problem of the interpersonal interaction between troubled juveniles. The problem of interpersonal interaction between troubled juveniles has been studied, the possibilities of educational psychologist work on improving of interpersonal interaction between troubled juveniles in school are determined, the study of interpersonal interactions between troubled juveniles has been performed and the recommendations on troubled juveniles interpersonal interaction have been given in this article.

Keywords: communication, interpersonal interaction, pedagogical neglect, social neglect, troubled juvenile


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Завражнов В.В., Чагина М.В. Психолого-педагогические аспекты межличностного взаимодействия трудных подростков // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78297 (дата обращения: 20.03.2024).

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Подростничество – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте формируются черты характера и основные формы межличностного взаимодействия. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка.

Важность подросткового периода для дальнейшего развития личности заключается в необходимости овладения подростком навыками межличностного взаимодействия, однако не всегда этот процесс оказывается успешным. Очень часто из-за социальных условий или особенностей личностного развития подростки оказываются неспособны установить прочные отношения со сверстниками. Если подростку не была вовремя оказана психологическая помощь, проблема будет усугубляться. Такие подростки часто относятся к категории трудных, так как они не могут полноценно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. При этом трудные подростки слабо поддаются педагогическим воздействиям и окружающие отвергают их.

В настоящее время в условиях общеобразовательной школы проблема межличностного взаимодействия трудных подростков приобретает особую актуальность. Введение новых образовательных стандартов предъявляет повышенные требования к уровню социальной подготовленности учащихся, однако педагоги школы не всегда в полной мере владеют методами и приемами воздействия на трудных подростков.

Изучению проблем межличностного взаимодействия подростков посвящены исследования А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского и др.

Межличностное взаимодействие понимается в психолого-педагогической литературе как относительно устойчивое множество связей и отношений людей, возникающих в процессе совместной деятельности [1].

В то же время совместная деятельность включает в себя эмоционально-оценочный компонент, поэтому содержание межличностного взаимодействия оказывается более широким, чем простое достижение общих целей. Наиболее яркой формой выражения межличностного взаимодействия является общение, позволяющее индивидам обмениваться информацией и выполнять социально значимые функции. Межличностное взаимодействие изменяется в процессе развития личности, а его функционирование обусловлено законами развития общества [2].

Особый стиль межличностного взаимодействия осуществляется  трудными подростками. К таким подросткам относятся дети, имеющие стойкие проблемы в поведении, учебной деятельности и отношениях с окружающими. Понятия «трудности» подростков по-разному трактуется исследователями, в его содержание могут включаться как сложности в воспитании подростков, так и отдельные формы девиантного поведения и школьной дезадаптированности [3]. Причинами возникновения трудностей в воспитании подростков являются педагогическая и социальная запущенность, а также нарушения здоровья [4].

Н.К. Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н. Закатова считают, что межличностное взаимодействие трудных подростков отличается рядом особенностей. К ним можно отнести недостаточную социальную зрелость, из-за чего подростки не знакомыми с важными принципами и нормами отношений. Также трудные подростки не могут формировать прочные отношения дружбы, так как для них характерны повышенная конфликтность, подозрительность, неспособность к сопереживанию и сочувствию [5].

Для развития межличностного взаимодействия трудных подростков могут использоваться средства психолого-педагогической коррекции. Она предполагает определение степени «трудности» подростков, так как часто трудными считаются дети, с которыми педагоги и родители не смогли найти контакт [6].

Формами работы педагога-психолога по формированию межличностного взаимодействия трудных подростков входит создание благоприятной, развивающей среды, способствующей включению подростка в совместную деятельность коллектива, повышение самооценки подростков, помощь в налаживании отношений со сверстниками.

Конкретными методами такой работы могут стать консультирование и беседы с подростками, ресоциализация трудных подростков, привлечение подростков к общественно-полезной деятельности под руководством сильного лидера [7,8].

Изучение особенностей межличностного взаимодействия трудных подростков проходило в условиях общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие ученики в возрасте 12-13 лет. В соответствии с целью нашего исследования были отобраны следующие методики: тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдер, методика «Оценка отношений подростков с классом» Н.В. Бордовской, А.А. Реан и методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховского). Данные методики позволяют эффективно определить причины проблем в межличностном взаимодействии трудных подростков.

Анализ данных исследования показал, что в исследуемой группе половина подростков отличаются низким уровнем развития самоконтроля в общении, также они склонны воспринимать класс как помеху для своей деятельности. Две трети подростков имеют низкий и очень низкий уровень развития общительности. Данные результаты могут говорить о том, что подростки переживают существенные трудности в развитии межличностного взаимодействия. При этом неспособность подростков к участию в межличностном взаимодействии означает, что они могут отвергаться коллективом сверстником из-за своих личностных особенностей, то есть относятся к категории трудных.

На основании данных исследования были разработаны рекомендации по формированию межличностного взаимодействия трудных подростков. Прежде всего, это уважение к личности подростка и внимание к событиям, происходящим с ним. Необходимо помочь трудным подросткам в развитии самоуважения и включении их в классный коллектив. Для этого необходимо установить доверительные отношения с подростком, сохраняя определенную дистанцию. Необходимо также наладить отношения с родителями подростков, так как трудности подростков чаще всего обусловлены непониманием между взрослыми и подростком.

Таким образом, важность подросткового периода для дальнейшего развития личности заключается в необходимости овладения подростком навыками межличностного взаимодействия, однако не всегда этот процесс оказывается успешным. Особенности межличностного взаимодействия трудных подростков заключаются в недостаточной социальной зрелости, из-за чего подростки не знакомымы с важными принципами и нормами отношений. Также трудные подростки не могут формировать прочные отношения дружбы, так как для них характерны повышенная конфликтность, подозрительность, неспособность к сопереживанию и сочувствию. Для развития межличностного взаимодействия трудных подростков могут использоваться средства психолого-педагогической коррекции. Исследование особенностей межличностного взаимодействия трудных подростков в условиях общеобразовательной школы позволило выявить, что подростки переживают серьезные проблемы в развитии межличностного взаимодействия. Неспособность подростков к участию в конструктивном межличностном взаимодействии означает, что они могут отвергаться коллективом сверстником из-за своих личностных особенностей. В соответствии с данными исследования необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа в данном направлении.


Библиографический список
  1. Козлов Н.И. Психология межличностных отношений. – М., 1995 – 70 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2010. – 356 с.
  3. Давыдов А.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983 – 508 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – Ростов-на-Дону, 2008 – 295с.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология. 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 234 с.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Академия, 2009. – 288 с.
  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976 – 283с.
  8. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 287с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Завражнов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация