УДК 339.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ

Сагань Анастасия Олеговна1, Бабанов Владимир Николаевич2
1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, магистрант
2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор

Аннотация
В статье рассматривается применение инноваций в торговле, определяются основные типы инноваций в торговой деятельности. Также описываются наиболее прогрессивные инновации, совершенные в торговой деятельности в последнее десятилетие.

Ключевые слова: инновация, новизна товара, предприятие, розница, социальные аспекты, технология, товар., торговая сеть, услуги


IMPROVEMENT OF THE INNOVATION ACTIVITIES IN RETAIL CHAINS

Sagan Anastasia Olegovna1, Babanov Vladimir Nikolaevich2
1Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, student
2Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, doctor of economic Sciences, Professor

Abstract
The article considers application of innovations in trade, identifies the main types of innovation in trading activities. Also describes the most advanced innovations executed in the trading activities in the last decade.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сагань А.О., Бабанов В.Н. Совершенствование инновационной деятельности в торговых сетях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77891 (дата обращения: 02.06.2017).

По итогам 2015 г. в секторе оптовой и розничной торговли произведено 14,3% всего ВВП страны, а 18,3% от всей численности занятых трудились в сфере торговли. Это свидетельствует о важности данного вида экономической деятельности для экономики России.

Развитость торговых предприятий приводит к жёсткой конкуренции между ними, поэтому для обеспечения преодоления конкуренции торговым сетям необходимо осуществлять инновационную активность. Однако современные российские условия таковы, что не все торговые предприятия готовы к реализации инноваций и к принятию рисков, связанных с ними. Согласно данным официальной статистики в 2015 г. удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в оптовой и розничной торговли составил 0,16% всего объема инновационных товаров, работ, услуг в целом по РФ. Это связано не только с отсутствием инновационной инфраструктуры, но и с неприятием инноваций в торговой деятельности владельцами предприятий. При этом в условиях мировой интеграции, повышенным требованиям к качеству сервиса и обслуживания крупные торговые сети  начинают осуществление инновационной деятельности с целью повышения уровня прибыльности и конкурентоспособности предприятия.

Так как инновациям в торговле уделяться внимание стало не так давно, то четкой классификации инноваций в торговой деятельности не разработано. При этом Э. Блондо выделил семь типов инноваций в торговле [1, с. 59]:

1. Радикальные инновации, которые связаны с серьезными изменениями в области технологий. К радикальным инновациям в области торговли стоит отнести возможность расплачиваться банковскими картами. Так, еще в начале 2000-х годов оплата банковскими картами была возможна только в крупных торговых сетях страны. В настоящее время по оценкам экспертов в 96% крупных сетевых магазинов по всей стране есть возможность оплаты банковскими картами, причем такая тенденция формируется и в небольших несетевых магазинах.

К современным радикальным инновациям торговли относят технологии оплаты товаров с помощью электронных гаджетов (телефонов, смартфонов) без применения банковской карты. Эта технология носит название «near field communication» (NFC) или «коммуникации ближнего поля». Суть технологии состоит в том, что гаджет и терминал взаимодействую по каналу NFC при поднесении их на максимальное близкое расстояние друг к другу. Эта технология позволяет совершать покупки даже в отсутствии наличных или карты с собой, используя приложение «Кошелек» на телефоне.

2. Пошаговые инновации, которые связаны с плавным внедрением изменений. К пошаговым инновациям последних лет можно отнести технологию мерчандайзинга, то есть управление методикой продаж товара в магазинах. В послеперестроечное время в торговых сетях уделялось большое внимание только ассортименту товара, так как длившийся товарный дефицит вызывал у покупателей стимул к потреблению все новых продуктов. В условиях большого ассортимента товаров появляется необходимость реализации нужного для магазина, что достигается, в частности, с помощью выкладки на торговых стеллажах.

К пошаговым инновациям можно отнести и организацию распределения товара по торговому залу. Так, для продуктовых магазинов самообслуживания с большой площадью торгового зала размещение стеллажей стоит осуществлять параллельно друг к другу, обеспечивая комфортную ширину прохода и максимальное количество стеллажей, который пройдет покупатель прежде, чем дойдет до кассы.

В магазинах одежды часто используют островной способ размещения товара, при котором товар подбирается по определенным группам и размещается так, чтобы покупатель видел не одну вещь, а комплект.

В крупных строительных гипермаркетах часто используют боксовую планировку, при которой каждый подвид товар расположен в отдельном боксе, который зачастую имеет и собственный кассовый узел [3, с. 22].

Пошаговые инновации не явны для покупателя, но на подсознательном уровне влияют на потребительские предпочтения.

3. Социальные инновации, которые направлены конкретно для повышения лояльности покупателей. Самым частым примером такой инновации является установление круглосуточного режима работы торговой сети. К социальным инновациям в торговой сети можно отнести и магазины самообслуживания, где можно выбирать товар самостоятельно; возможность выбрать товар через интернет; начисление бонусных баллов за покупки, предоставление постоянным покупателям дисконтных карт и т.п.

Современной социальной инновацией является появление гипермаркетов, в которых покупатель может найти практически любой товар. Впервые на рынке такую инновацию ввели магазины сети «X5 RetailGroup» [2, с. 21].

Над развитием социальных инноваций работают маркетологи, психологи.

4. Технические инновации, которые направлены не на покупателей, а на совершенствование работы торговой сети. К таким инновациям можно отнести технологию идентификации товара FRID, с помощью которой можно быстро найти расположение товара в торговом зале, узнать его стоимость, количество на складе и т.д. Упаковка товара Shrlf Ready Park, с помощью которой можно гораздо быстрее выгружать товар также служит примером технологической инновации. И даже совершенствование весового оборудования также можно отнести к техническим инновациям в торговле.

Такие инновации не заметны для покупателей, но позволяют не только более качественно и быстро обслуживать посетителей магазина, но и повышать эффективность его деятельности.

5. Революционные инновации, которые улучшают отношения между игроками рынка. К таким инновациям можно отнести голографические модели товаров на витрине, что позволит экономить на аренде торговой площади. Еще одной инновационной инновацией можно считать развивающееся направление «умных» тележек, которые помогают покупателям подобрать необходимый им товар. Ученые отмечают, что в ближайшее десятилетие именно это нововведение кардинальным образом перевернет розничную торговлю.

Среди революционных нововведений последних лет, следует выделить QR – код, с помощью которого можно быстро получить всю информацию о товаре как покупателю, так и продавцу.

QR – код является современной модификацией штрих –кода и сканируется с помощью мобильного телефона (а не с помощью тонкого луча как штрих – код). Для возможности работы с QR- кодом покупателю необходимо скачать приложение на мобильный телефон и поднести камеру к квадрату с изображением.

Такой метод получения информации о товаре набирает популярность, так как это экономит время покупателя на изучение информации о продукте с помощью анализа этикетки.

В Сеуле использование QR-кодов применяют совместно с электронными витринами, на которых нанесены изображение товаров. Покупатель сканирует изображения, откладывает в корзину необходимые и делает заказа через интернет. Заказ поступает в магазин, где продавец набирает заказа и отправляет его курьерской службой по указанному адресу или просто подготавливает его к самовывозу покупателем, которому уже нет необходимости тратить время в торговом зале [5, с. 29].

6. Локальные инновации, при которых происходят изменения в конкретной ниши без кардинального изменения технологии продаж.

7. Архитектурные инновации, которые затрагивают как отношения с покупателями, так и технологию продаж. Самой крупной архитектурной инновацией в торговле в последние десятилетия можно считать внедренную компанией ИКЕА технологию продаж, при которой покупатели могут сами подбирать себе предметы интерьера в обстановке «полной вседозволенности» в торговом зале.

Таким образом, под инновациями в торговле следует понимать набор определённых процессов, происходящих внутри торговой сети и приводящих к внедрению новшеств, которые приводят к повышению прибыли,  росту производительности труда, улучшению конкурентных позиций, оптимизации затрат.

Основной задачей нововведений в торговле является усовершенствование механизма товародвижения на всех стадиях, торгового обслуживания для обеспечения высокого качества процесса купли-продажи.

Инновации в торговле имеют ряд особенностей:

1. Нововведения в торговой деятельности в современных условиях очень сильно взаимосвязаны с каналами связи, такими как электронная почта, Skype, мобильные и социальные сети. С помощью современных каналов связи можно добиться более удобного для покупателя способа получения информации о продукте, его выборе и оплаты.

2. Степень использования инноваций в торговых сетях сильно варьируется между магазинами шаговой доступности и крупными торговыми сетями. Крупные торговые сети в плане реализации инноваций сформировали серьезный отрыв от магазинов шаговой доступности. Небольшие несетевые магазины, в большинстве своем, в качестве нововведений используют оплату банковским картами и устанавливают продленный режим работы. При этом в магазинах шаговой доступности на большей части территории страны отсутствует даже реализация технологий мерчендайзинга.

3. В российских условиях инновации в торговле в большей степени реализуются в розничной сети. В магазинах оптовой торговли, как правило, реализуются только технические инновации, которые нацелены на создание удобства для продавцов. Однако это не означает, что другие  инновации в оптовой торговли не возможны. На российском рынке существует оптовая фирма – склад Cash&Carry, которая активно внедряет использование информационных технологий в свою деятельность. В данной сети оптовому покупателю возможна опция ознакомления с ассортиментом и  предзаказа через интернет.

4. Большинство инноваций в торговых сетях являются экстернальными. то есть возникающими за ее пределами, но оказывающих влияние на технологию продаж.

К современным экстернальным нововведениям в торговле можно отнести следующие:

-  появление магазинов в форме аутлетов  – отдельных торговых деревнях, где предлагаются товары известных производителей по низким ценам. в основном такие магазины предлагают брендовые вещи из прошлых коллекций и сезонов, что позволяет покупателю приобретси высококачественный товар по приемлемой цене.  Первый аутлет в России построен в Московской области;

- появление каскетов, в которых покупатель может приобрети высококачественный товар по приемлемой цене. В таких магазинах  кроме качественных товаров всегда сочетается с высоким уровнем сервиса. Среди российских магазинов наиболее известными, осуществляющими свою деятельность в формате каскетов, являются «Эконика – обувь» и «Portissimo»;

- осуществление торговли в форме кулинар – маркетов, то есть магазинов с собственным производством высококачественных продуктов. Это может быть пекарня, производство элитного мяса, сыра и т.д. Отличием таких магазинов от традиционных продуктов является наличие только товаров собственного приготовления и определенной номенклатуры [4, с. 6].

5. Развитие торговли с помощью автоматов. В настоящее время у покупателя все чаще нет времени на поход по традиционному торговому залу, а потребность в приобретении определенного продукта возникает и не требует отлагательств. В таких случаях производители устанавливают торговые автоматы по продаже воды, шоколада, линз, мелких вещей, зонтов и т.д. Для покупателя это дает возможность быстро совершить покупку (часто автоматы установлены внутри крупных торговых и бизнес- центров, в метро), а для продавца отпадает необходимость в найме персонала, аренде больших торговых площадей, что дает возможность получать максимальную прибыль при минимальных расходах.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации в торговле получили толчок к активному развитию. Учеными прогнозируется, что в предстоящие десять лет инновации в торговле станут более интенсивными и динамичными и привычная торговля «на рынке» или в магазинах около дома будет терять свою актуальность.


Библиографический список
  1. Акмаев Д. Р. Инновации в торговле: типы и перспективы // Российский государственный торгово – экономический университет. – 2013 – С. 59- 63.
  2. Валеева, Ю. С. Социальные аспекты инновационной деятельности торговых организаций // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. -№4. –С. 21 -26.
  3. Мартынова О. А.  Модель управления инновационной активностью розничных торговых сетей // Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации. – 2012. – № 2. –С. 22 -26.
  4. Сломовщикова М. В. Экстернальные технологии в торговле // Ульяновский государственный университет. – 2013. – № 4 – С. 6-7.
  5. Солодилов, К. В. Инновации в розничных торговых сетях // Вести Волгоградского Государственного Университета. – 2012. -№ 7. –С. 29 -32.


Все статьи автора «Сагань Анастасия Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: