УДК 332

ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕЕ РЕГИОНОВ

Евстигнеева Виктория Александровна
Башкирский государственный университет
Институт Экономики Финансов и Бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию процесса федерализации, ее формам в истории России и анализу в современном мире. Объектом исследования выступает Российская Федерация как система взаимодействия регионов (субъектов).

Ключевые слова: региональная политика, Российская Федерация, федерализация


RUSSIA FEDERALIZATION AS A NECESSARY ELEMENT IN THE DEVELOPMENT OF ITS REGIONS

Evstigneeva Viktoria Aleksandrovna
Bashkir State University
Insttitute of Economics,Finance and Busniess

Abstract
This article investigates the process of federalization, its forms in the history of Russia and analysis in the modern world. The object of research is Russian Federation as a system of interaction of regions (federal subjects).

Keywords: federalization, regional policy, Russian Federation


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евстигнеева В.А. Федерализация России как необходимый элемент развития ее регионов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77751 (дата обращения: 27.05.2017).

Понятие «федерализация» непосредственно пересекается и тесно связано с понятием «федеративное развитие». Федеративное развитие – действие, которое изменяет форму государственного устройства и управления с осуществлением элементов федерализма. Федерализм играет большую роль в истории становления и развития российского государства. Но отсюда следует также то, что его появление в нашей стране носило противоречивый и непоследовательный характер. Даже в процессе формирование государства постоянно происходили конфликты федеративного и унитарного начал. Но в ходе истории Российская империя раз за разом смогла завоевать и колонизировать всё большие территории. Если анализировать процесс федерализации то, это позволяет узнать все сильные стороны России.

Федерализация России (как важная форма для развития страны) считается предметом споров и конфликтов XIX – начала XX века. Известный профессор Л.Ф. Болтенкова определила этапы, в котором формируется федерализм:

- древнее государство, объединявшее разные народы и племена;

- федералистское начало в формировании русской (московской) государственности;

- определение роли других народов в формировании российского имперского государства (XVI – XVII вв.);

- поддержка тенденций принципов унитаризма и федерализма в развитии российской государственности.

Главным отличием исторического развития российского государства было в том, что территории, которые присоединялись, могли оставить за собой право самоуправления. Следовательно, федерализм для России – некий процесс формирования российской государственности.

Новая практика взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в начале 1990-х гг. создала разные формы и элементы координации. Решение было принято совместно с другими юридически значимыми действиями, такими как: предварительные уведомления о деятельности или принимаемых актах; взаимное информирование; совместные органы, решения и программы; получение предварительного согласия; регистрация юридически значимых действий и документов и др.

В последнее время заинтересованными структурами предлагаются задачи по изменению субъектного состава Федерации путем усложнения ее субъектов. Это новое решение регионализации федеративной структуры, которая обязывает к полному и точному осмыслению, обдумыванию принципов, целей и задач. Необходимо мониторинговое исследование посвященные тому, какими должны быть правовые, политические и экономические результаты существующих субъектов Федерации. Укрепление субъектов Российской Федерации должно проходить при обязательном учете мнения жителей.

Принятие решений для социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с сильным региональным блоком, содержащим программы развития определенных территорий, как предполагается, даст нам новый уровень регионального развития.

Главная особенность регионального развития в том, что она не опирается на существующее административное деление. Суть этого различия в неравенстве субъектов Российской Федерации, и, конечно же, в достижении определенного уровня и интенсивности социально-экономического развития, его суть – в построении нового общества. Это касается не только технологических, но и об управленческих, социальных новшеств во всех сферах жизни населения.

Новый статус федеративных отношений объясняется такими тенденциями как:

- большая изменчивость процессов и укрепление целостности;

- усиление эффективности государственной власти;

- поиск оптимальных решений;

- регулирование всех законов и желание представлять интересы субъектов;

- обеспечение экономического и социального развития страны и ее регионов;

- ответственность за решения перед населением;

- дальнейший рост национальной культуры.

Показатели федеративных отношений показывают неплохой уровень. Только за последние годы страна преодолела ряд изменений, которые идут на пользу российскому государству. Из всего сказанного вытекает следующее: тот опыт, который накопила Россия, показывает, что развитие субъектов – это непросто. Следует всегда проводить проверки, задавать себе цели и осуществлять мероприятия для развития страны.

Дальнейшее развитие страны как федерации взаимосвязано с ее регионами. Главным достижением федерального уровня стало то, что он разрешил субъектам участвовать в решении проблем развития регионов Российской Федерации. Принято решение одной из главных проблем регионов Российской Федерации – о взаимоотношениях республик, краев и областей. Образование новых субъектов и их объединение – это главная цель современного этапа развития федеративных отношений. Вызвана она природно-ресурсной, географической, исторической, демографической и языковой общностью, политическими, экономическими и другими интересами регионов Российской Федерации.

Федерализация является необходимым элементом для развития регионов Российской Федерации. Во-первых, происходит расширение регионов. Субъекты начинают либо делиться, либо их старых создаются новые. Во-вторых, сама федерализация подразумевает наличие государственно-территориальных образований. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов. В-третьих, каждый субъект имеет широкие полномочия во внутренней политике. Регион, имеющий больше полномочий, лучше развивается.

Таким образом, федерализация видится основным инструментом развития России в условиях санкционного давления и опоры на собственные силы.


Библиографический список
  1. Ахунов Р.Р. О совершенствовании стратегий инновационного развития в регионах Российской Федерации / Р.Р. Ахунов, А.В. Янгиров // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 23-25 сентября 2015г. – Уфа: Аэтерна, 2015. – с.119-123.
  2. Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализации в развитии государств / Л.Ф. Ботенкова. – М.:АСТ, 2006.
  3. Гайдук В.В. Российское федеративное государство / В.В. Гайдук, В.Е. Глухов. – М.: АСТ, 2008.
  4. Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru
  5. Рабцевич А.А. Теоретические основы стратегического управления региональным рынком труда // Стратегические аспекты управления социально-экономическими системами в регионе: сборник статей и тезисов Международной научно-практической конференции, 15 мая 2014г. – Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Транзит-Икс, 2014. – с.179-188.
  6. Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс, 2016. – с.324-329.
  7. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – с.74-80.
  8. Столяров М.В. Теория и практика федерализма.-  М.: Известие, 2008.
  9. Таймасов А.Р. Исследование интеграционных связей между городом и сельскими районами: автореф дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Таймасов Азат Рифгатович. – Уфа, 1992. – 20с.
  10. Таймасов А.Р. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 280с.
  11. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.


Все статьи автора «Малышева Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: