Проблема досуга школьников – социально значима. В связи с этим появляется необходимость серьезного подхода к искоренению асоциальных явлений, организации свободного времени старших школьников.
Культурно-досуговая деятельность и ее эффективная организация – ядро в работе любой библиотеки. Но культурно-досуговая деятельность основывается на старых методах организации. Библиотека должна быть многофункциональным учреждением, первым среди источников, необходимых для удовлетворения информационных, культурных и досуговых потребностей.
Помимо просветительской библиотека выполняет образовательную, рекреационную и другие функции. Пользователь может получить нужную информацию, а также провести свое свободное время интересно и с пользой, и библиотека должна создавать комфортные условия для этого. Осознание сотрудниками библиотеки того, что она должна быть социокультурно-досуговым центром позволит учреждению в современном мире оставаться востребованным, быть активным конкурентом на рынке услуг. В исследованиях теоретиков и практиков библиотечного дела отмечается, что успешном будет развитие тех библиотек, которые избирают инновационный путь с учетом функционирования в социуме.
Инновация в библиотечном деле – это создание новой деятельности, которая выводит профессиональную составляющую на новый уровень. Инновация в библиотеке присутствует почти во всех направлениях деятельности, в том числе и в массовой работе. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера); комплексные (день открытых дверей, неделя книги).
Одним из проблемных пунктов в культурно-досуговой деятельности библиотек является недостаточность новых форм организации досуга посетителей. Результатом поиска новых форм является появление в пространстве библиотеки театральных кружков, организация игровых клубов, взаимодействие с зарубежными библиотеками. В настоящее время в библиотеках большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, литературные игры: викторины, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы).
В библиотеках имеют большую популярность квесты (quest – «поиск») – разновидность игры по заранее запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специальном помещении. Подобная форма, активно используется в Архангельской ОНБ им. Н.А. Добролюбова. К участию в квесте приглашаются учащиеся школ и студенты средних специальных учебных заведений Архангельска. С помощью жеребьевки разыгрываются индивидуальные командные маршрутные листы. По времени маршрут длится не более одного часа. Данные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение нескольких проблем: проверить знания участников, дополнить их интересными сведениями и познакомить с библиотекой, ее ресурсами и услугами. Особое место занимают методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику.
Информационная культура важна для современного читателя, в том числе и медиограмотность. В Тамбовской областной детской библиотеке прошла «Неделя безопасного Рунета–2015». В день ее открытия старшеклассники стали участниками библиотечного кэшинга (игры-развлечения, заключающейся в поиске созданных тайников и извлечению оттуда спрятанных предметов) «Виртуальные джунгли: инструкция по применению». Во время путешествия осваивались азы составления надежного пароля к электронной почте, знакомство с вредоносными и антивирусными программами. Тинэйджеры описали волнующие их вопросы, связанные с безопасностью в Сети, и получили на них квалифицированные ответы от IT-специалиста. В заключение игроки выбрали самого грамотного и активного путешественника и получили поощрительные призы. Интерактивные формы общения помогают привлечь в библиотеку молодых читателей, именно молодежная аудитория с особенным интересом воспринимает заорганизованность и регламентацию.
Новые условия существования современной библиотеки на рынке услуг требуют и увеличениях взаимодействия с масс-медиа, современными разработками в сфере технологий. Как показывает практика, такой подход наиболее эффективен, так как именно передача культурного опыта, воспитание личности, ее социализация и эффективная организация досуга – наиболее действенный способ формировать молодое поколение всесторонне развитым и умеющим организовать свое свободное время с пользой. В связи с этим, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы со старшеклассниками, которые были бы зрелищными, яркими, эмоциональными и формирующими личность россиянина.
Библиографический список
- Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учебно-методическое пособие. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2006. 120 с. (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 43).
- Постникова Л.Н. Путешествие с гением: опыт проведения литературных игр-квестов / Л.Н. Постникова // Библиотечное дело. 2013. № 15. С. 41–44.
- Сокольская Л.В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности / Л.В. Сокольская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 150–153.
- Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам; отв. ред. Высоцкая З.Г. Москва: [б. и.], 1995. 125 с.
Количество просмотров публикации: Please wait