УДК 379.8

ИННОВАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Селюкова Алина Алексеевна1, Туранина Неонила Альфредовна2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, студент 4 курса, факультет социально – культурной и библиотечно – информационной деятельности; Белгородский государственный институт искусств и культуры
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, заведующий кафедрой издательского дела и библиотековедения, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения, доктор. филол. наук, профессор

Аннотация
В статье рассматривается проблема досуга школьников. Одним из проблемных пунктов в культурно-досуговой деятельности библиотек является недостаточность новых форм организации свободного времени посетителей. Как результат поиска новых форм – появление в пространстве библиотеки театральных кружков, организация игровых клубов, взаимодействие с зарубежными библиотеками.

Ключевые слова: библиотека, досуг, инновации, школьники


INNOVATION IN CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF THE LIBRARY IN THE PROCESS OF WORKING WITH STUDENTS

Seliukova Аlina Alekseevna1, Turanina Neonila Alfredovna2
1Belgorod State Institute of Arts and Culture, student (BSC) 4th year, faculty of socio - cultural and library and information activities, the Department of publishing and library science
2Belgorod State Institute of Arts and Culture, Head of the Department of publishing and library science, Professor of the Department of publishing and librarianship

Abstract
The article considers the problem of leisure of students and the need for a serious approach to its solution. A major multi-functional facility to meet the informational, cultural and recreational needs of students is the library. She must be social and cultural – leisure center that will allow the institution in the modern world to remain relevant. One of the problematic points in cultural and leisure activities of libraries is the lack of new forms of organization of leisure of visitors, and as a result the search for new forms is the appearance in space of the library theatre groups, the organization of gaming clubs, cooperation with foreign libraries. As practice shows, this approach is most effective, as the transfer of cultural experience, personal education, her socialization, and effective organization of leisure – the most effective way to shape a young generation of well-rounded and able to organize their free time.

Keywords: innovation, leisure, library, school


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Селюкова А.А., Туранина Н.А. Инновации в культурно-досуговой деятельности библиотеки в процессе работы со школьниками // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77664 (дата обращения: 29.04.2017).

Проблема досуга школьников – социально значима. В связи с этим появляется необходимость серьезного подхода к искоренению асоциальных явлений, организации свободного времени старших школьников.

Культурно-досуговая деятельность и ее эффективная организация – ядро в работе любой библиотеки. Но культурно-досуговая деятельность основывается на старых методах организации. Библиотека должна быть многофункциональным учреждением, первым среди источников, необходимых для удовлетворения информационных, культурных и досуговых потребностей.

Помимо просветительской библиотека выполняет образовательную, рекреационную и другие функции. Пользователь может получить нужную информацию, а также провести свое свободное время интересно и с пользой, и библиотека должна создавать комфортные условия для этого. Осознание сотрудниками библиотеки того, что она должна быть социокультурно-досуговым центром позволит учреждению в современном мире оставаться востребованным, быть активным конкурентом на рынке услуг. В исследованиях теоретиков и практиков библиотечного дела отмечается, что успешном будет развитие тех библиотек, которые избирают инновационный путь с учетом функционирования в социуме.

Инновация в библиотечном деле – это создание новой деятельности, которая выводит профессиональную составляющую на новый уровень. Инновация в библиотеке присутствует почти во всех направлениях деятельности, в том числе и в массовой работе. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера); комплексные (день открытых дверей, неделя книги).

Одним из проблемных пунктов в культурно-досуговой деятельности библиотек является недостаточность новых форм организации досуга посетителей. Результатом поиска новых форм является появление в пространстве библиотеки театральных кружков, организация игровых клубов, взаимодействие с зарубежными библиотеками. В настоящее время в библиотеках большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, литературные игры: викторины, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы).

В библиотеках имеют большую популярность квесты (quest – «поиск») – разновидность игры по заранее запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специальном помещении. Подобная форма, активно используется в Архангельской ОНБ им. Н.А. Добролюбова. К участию в квесте приглашаются учащиеся школ и студенты средних специальных учебных заведений Архангельска. С помощью жеребьевки разыгрываются индивидуальные командные маршрутные листы. По времени маршрут длится не более одного часа. Данные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение нескольких проблем: проверить знания участников, дополнить их интересными сведениями и познакомить с библиотекой, ее ресурсами и услугами. Особое место занимают методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику.

Информационная культура важна для современного читателя, в том числе и медиограмотность. В Тамбовской областной детской библиотеке прошла «Неделя безопасного Рунета–2015». В день ее открытия старшеклассники стали участниками библиотечного кэшинга (игры-развлечения, заключающейся в поиске созданных тайников и извлечению оттуда спрятанных предметов) «Виртуальные джунгли: инструкция по применению». Во время путешествия осваивались азы составления надежного пароля к электронной почте, знакомство с вредоносными и антивирусными программами. Тинэйджеры описали волнующие их вопросы, связанные с безопасностью в Сети, и получили на них квалифицированные ответы от IT-специалиста. В заключение игроки выбрали самого грамотного и активного путешественника и получили поощрительные призы. Интерактивные формы общения помогают привлечь в библиотеку молодых читателей, именно молодежная аудитория с особенным интересом воспринимает заорганизованность и регламентацию.

Новые условия существования современной библиотеки на рынке услуг требуют и увеличениях взаимодействия с масс-медиа, современными разработками в сфере технологий. Как показывает практика, такой подход наиболее эффективен, так как именно передача культурного опыта, воспитание личности, ее социализация и эффективная организация досуга – наиболее действенный способ формировать молодое поколение всесторонне развитым и умеющим организовать свое свободное время с пользой. В связи с этим, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы со старшеклассниками, которые были бы зрелищными, яркими, эмоциональными и формирующими личность россиянина.


Библиографический список
  1. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учебно-методическое пособие. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2006. 120 с. (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 43).
  2. Постникова Л.Н. Путешествие с гением: опыт проведения литературных игр-квестов / Л.Н. Постникова // Библиотечное дело. 2013. № 15. С. 41–44.
  3. Сокольская Л.В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности / Л.В. Сокольская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 150–153.
  4. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам; отв. ред. Высоцкая З.Г. Москва: [б. и.], 1995. 125 с.


Все статьи автора «Селюкова Алина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация