УДК 338.48-6 : 615.8 (477.75)

VIP-ТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Новикова Елена Викторовна1, Подольская Елена Витальевна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», студентка 2-го курса магистратуры направления подготовки 43.03.02 туризм

Аннотация
В статье проанализирована интенсивность туристических потоков въездного и выездного туризма , определена сущность VIP-туризма, его виды, основными из которых являются индивидуальный и групповой туризм. Доказано, что VIP-туризм является одним из наиболее устойчивых видов туризма, который менее всего зависит от колебаний мировой экономики, ситуации в странах и регионах. Его развитие способствует стабилизации прибыли от туризма независимо от внешних факторов. Выделены основные тенденции развития VIP-туризма, которые заключаются в основном в увеличении разнообразия услуг, их уникальности. Сделан вывод о расширении VIP-туризма благодаря постепенному посткризисному развитию мировой экономики.

Ключевые слова: въездной и выездной ту¬ризм, разнообразие, тенденции развития VIP-туризма, технологичность услуг, туризм VIP, туристические потоки, эксклюзивность


VIP-TOURISM: ESSENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Novikovа Elena Viktorovna1, Podolskaya Elena Vitalevna2
1Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, PhD
2Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, master

Abstract
The article analyses intensity of tourist flows of inbound and outbound tourism in Crimea identifies essence of VIP-tourism and its types, the main of which are individual and group tourism. It proves that VIP-tourism is one of the most stable types of tourism, which least of all depends on fluctuations of the world economy and political situation in countries and regions – in other words: its development facilitates stabilisation of profit from tourism independent of external factors. It specifies main tendencies of VIP-tourism development, which lie mainly in increase of diversity of services, their unique nature and technological effectiveness. It makes a conclusion about expansion of VIP-tourism due to gradual post-crisis development of the world economy

Keywords: diversity, exclusiveness, inbound and outbound tourism, technological effectiveness of services, tendencies of development of VIP-tourism, tourist flows, VIP-tourism


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Е.В., Подольская Е.В. VIP-туризм: сущность и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77482 (дата обращения: 20.01.2017).

На развитие экономики страны влияет ее отраслевая структура. Одной из отраслей, что стремительно развивается как в мире, так и в Крыму, туристическая отрасль, которая имеет непосредственную связь между прогрессом и благосостоянием общества. Постоянно возникают новые виды туризма, которые формируют экономические преимущества во внутренней экономики и содействуют развитию социально-экономических и политических отношений с другими странами, благодаря расширению внутреннего и внешнего туризма. Как экономическое явление туризм связан с предпринимательской деятельностью, предоставлением услуг; как социальное явление – туризм является неотделимым от спроса на туристические услуги и их потребления в соответствии с потребностями потребителей, их доходами, качеством жизни, благосостоянием.

Туризм трансформировался в глобальное явление как в социальном аспекте, который подтверждается количеством потребителей туристических услуг, их направленностью, расходами на получение, так и в экономическом аспекте – относительно стимулирования развития отраслей, которые комплементарны по отношению к туристической отрасли экономики. По статистическим данным, популярными видами туризма, которые являются важными для развития экономики, является – въездной и выездной VIP- туризм.

Исследованию этого явления посвящали свои работы ученые, как Н. Кабушкин [1], С. Нездойми [2], Т. Ткаченко [9], Л. Шульгина [14] и другие, однако бурное развитие туристической отрасли, изменения в структуре и направленности спроса потребителей туристических услуг требуют дальнейшего развития. Понимания многофункционального явления туризма вообще и такого его перспективного вида, как VIP- туризм, непосредственно, а также определение перспектив его развития.

В этой связи целью статьи является выявление основных тенденций развития туристической отрасли в Крыму, и определения перспектив развития VIP-туризма в контексте общеэкономической направленности экономики страны.

По данным официальной статистики [12], в Крыму существует постоянно растущая заинтересованность граждан – потребителей туристических услуг – в осуществлении туристических путешествий за границу (табл. 1). Удельный вес граждан, которые выезжали за границу в численности постоянно проживающего населения, постоянно растет: с 27,38% в 2014 г. до 40,83% в 2015 г. Туристические въездные потоки в Крым иностранных граждан также увеличивается и превышают интенсивность потоков выезда, что подтверждают результаты исследований по данным официальной статистики [12], которые приведены в табл. 2.

Таблица 1. Динамика выезда граждан Крыма за границу

Год Количество постоянного населения,
тыс. человек
Количество граждан Крыма , которые
выезжали за границу, лиц
Удельный вес граждан Крыма, которые
выезжали за границу в численности
постоянно проживающего населения, %
2004 49115 13422320 27,38
2005 48663,6 14849033 30,51
2006 48240,9 14729444 30,53
2007 47823,1 14794932 30,94
2008 47442,1 15487571 32,64
2009 47100,5 16453704 34,93
2010 46749,2 16875256 36,09
2011 46465,7 17334653 37,31
2012 46192,3 15498567 33,55
2013 45963,4 15333949 33,36
2014 45782,6 17180034 37,53
2015 45674,1 18651128 40,83

Таблица 2. Динамика потоков въездного и выездного туризма в Крыму

Год Количество граждан Крыма,
которые выезжали за рубеж, человек
Количество иностранных граждан,
которые посетили Крым, лиц
Отношение иностранных граждан,
которые посетили Крым,  к гражданам
Крыма, которые выезжали за границу
2004 13422320 6430940 0,47
2005 14849033 9174166 0,618
2006 14729444  10516665 0,714
2007 14794932  12513883 0,846
2008 15487571 15629213 1,009
2009 16453704  17630760 1,072
2010 16875256 18935775 1,122
2011 17334653 23122157 1,334
2012 15498567  25449078 1,642
2013 15333949 20798342 1,356
2014 17180034 21203327  1,234
2015 19773143 21415296 1,083

Въездные потоки, практически,  вдвое превышают выездные, наибольшая их интенсивность наблюдалась в 2012 г. (1,64). В 2015 г. она несколько затормозилась, и составила  - 1,083. Такое состояние туристических потоков подтверждает значение въездного туризма для развития экономики Крыма и требует осуществления дальнейших исследований по его активизации.

По официальной статистической отчетности можнопроанализировать тенденцию  обслуживания субъектами туристической деятельности в Крыму иностранных граждан, которые посетили Крым, и граждан Крыма, которые выезжали за границу (табл. 3) [12].

Cтатистика подтверждает преобладание внутреннего туризма над въездным, практически, вдвое. Такое положение требует активизации деятельности туристических фирм в обоих направлениях с целью удержания стабильной тенденции внутреннего туризма и рост объемов въездного. Их активность зависит от многих факторов, одним из основных, является, сущность туристических путешествий по учету потребностей потребителей, которые постоянно растут. Разветвленность потребностей и возможностей потребителей отражаются в различных видах туризма, одним из которых с позиций перспективности развития является VIP-туризм. Кроме того, VIP-туризм, как один из наиболее устойчивых видов туризма, является наименее зависимым от колебаний мировой экономики или политической ситуации в странах и регионах.

То есть его развитие – способствует стабилизации прибыли от туризма, независимо от внешних факторов. Под VIP-туризмом, в соответствии с его наиболее широким толкованием [1, 2], понимаются индивидуальные, эксклюзивные туры, а также определенный набор услуг, обеспечивает туристу наивысший комфорт во время путешествия. До этих услуг входит организация перелетов первым и бизнес-классом, трансферы с использованием автомобилей представительского класса и лимузинов, бронирование номеров высшей категории в самых дорогих отелях мира, аренда океанских яхт, частных самолетов, роскошных вилл и даже средневековых замков. Что касается организации отдыха пользователей услуг VIP-туризма, он чаще всего включает в себя престижные виды спорта, например, в современных условиях, это гольф, поло или большой теннис. Туроператор выделяет потребителю такие туристические услуги (VIP-туристу) персонального менеджера на этапе подготовки тура и персональных гидов на время прохождения маршрута. При необходимости клиенту за рубежом может быть предоставлена охрана, все трансферы могут осуществляться на бронированных автомобилях. Все это дает основания рассматривать VIP-туризм, или как его еще идентифицируют – luxury-туризм, как особый вид туризма, для организации которого туроператору необходимые особые ресурсы.

Таблица 3. Динамика тенденции внутреннего туризма по сравнению с въездным туризмом

Год Количество туристов, которые
обслуживались субъектами
туристической деятельности Крыма
Удельный вес
иностранных туристов
Удельный вес туристов –
граждан Крыма, которые
выезжали за границу
Удельный вес
внутренних туристов
2004 2013998 0,188  0,142 0,671
2005 2175090 0,191 0,125 0,684
2006 2265317  0,184 0,134 0,682
2007 2856983 0 0,207 0,121 0,673
2008 1890370 0,231 0,234 0,535
2009 1825649 0,179 0,311 0,511
2009 2206498 0,136 0,393 0,471
2010 2863820 0,130 0,117 0,753
2011 3041655 0,123 0,421 0,456
2012 2290097 0,123 0,399 0,478
2013 2280757 0,147 0,568 0,285
2014 24910689 0,153 0,612 0,321

Существует два типа VIP-туризма: групповой и индивидуальный. При их практической реализации каждый из них, обычно, сопровождается гидом или лидером группы. В этом случае туристический гид должен быть компетентным специалистом, который отлично знает особенности туристического маршрута и экскурсионного дела, имеет специальное образование, то есть является дипломированным специалистом в археологии, истории или другой области, связанной с туром, опыт работы в туристической индустрии, он должен быть способен помочь в любой ситуации или ответить на любой вопрос, который может появиться во время тура.

По составу групповой luxury-тур, как правило, должен включать группу туристов, лидера группы и туристического гида или нескольких. Эта группа остается вместе в течение всего тура. Лидер группы отвечает за все контакты с туристскими агентами, работниками гостиницы и тому подобное, то есть главным лицом, ответственным за коммуникации.

Индивидуальный luxury-тур – это тур, который осуществляется одним лицом, семьей или небольшой группой людей по маршруту. Такие туры обычно включают высококлассный транспорт (частный самолет или первый класс международного авиаперевозчика), трансфер с аэропорта и до него на лимузине и личный сервис на протяжении всего тура.

Как отдельный вид VIP-туризма можно считать VIP-круизы, которые могут предоставить тот же уровень услуг и комфорта, что и отели высшего класса, а также сервис на протяжении всего маршрута .

Что касается  VIP-туризма выездного , по мнению специалистов [2, 7, 9, 13], наибольшим спросом среди туристов пользуются три направления VIP-туризма:  пляжный отдых, активный отдых и экскурсионные туры. Как утверждают специалисты-практики [7 – 9], пляжный отдых снизился менее существенно, по сравнению с другими экзотическими программами.

Наибольшей популярностью у VIP-туристов пользуются пляжи: Индийского океана, в частности отдых на Сейшельских Мальдивских островах Карибского бассейна и Индонезии. Способствует этому и политика отдельных островных государств. Например, на островах Таиланда и Бали отменены визовые сборы, а многие отели осуществляют лояльную ценовую политику.

В борьбе за клиента туркомпании разнообразят свои предложения VIP-туров, например, за 8 – 10 тысяч долларов США турист может принять участие в охоте на дикого зверя на равнинах стран Африканского континента. В стоимость входит 10-дневное проживание, питание туриста, а также организация самой охоты. Отдельно оплачивается перелет. Дополнительно турист должен будет заплатить за трофей от 200 до 15 тысяч долларов США за каждого убитого зверя [5].

В то же время представители туркомпаний отмечают, что за проявление кризисных явлений в мировой экономике они вряд ли будут увеличивать разнообразие турпредложений. Прогнозируется, что на рынке будет иметь место тенденция к специализации туристических компаний о предоставлении услуг за отдельными регионами. «Такой подход даст возможность туроператорам предложить более дешевый отдых в экзотических странах, а значит, привлечь большее количество туристов»,– считает Андрей Легейда [3].

Обычно клиенты luxury-агентств – преуспевающие люди, которые многое успели повидать, они ищут необычных впечатлений и хороший заряд адреналина. Мировая практика организации VIP-туров показывает, что любое нетипичное желание богатого заказчика можно выполнить. Например, специалисты компании «Люкс Тур» отправляли желающих к «охотникам за головами» в Папуа-Новую Гвинею, организовывали путешествия в джунгли Амазонки, а также восхождения в Алтайские горы.

Другим примером совсем нетрадиционных заказов можно считать так называемые «бомж-туры». Идея таких туров заключается в том, что состоятельные люди на некоторое время становятся чернорабочими, бомжами или играют роль асоциальных элементов общества, не переступая закон. Причем, часто такого рода развлечения организовываются за рубежом, например, в Париже или Амстердаме [5].

Поскольку круг VIP-туристов является достаточно узким, в этой среде лучшим инструментом коммуникаций являются личные встречи с потенциальными клиентами, что следует учитывать при проведении маркетинговых кампаний. Также наиболее эффективно на целевую аудиторию luxury-туризма влияет реклама на телевидении и в интернете.

По развитию VIP-туризма, целесообразно выделить несколько тенденций, которые будут наиболее существенными в 2016 г. и нескольких годах подряд [15].

Во-первых, в 2016 г., как продолжение тенденции 2015 г., все большую популярность среди VIP-туристов будут путешествия с максимальным погружением в жизнь местного населения. Туристы желают ощутить, как на самом деле живут люди в тех странах, которые они посещают, и в 2016 г. эта тенденция будет развиваться еще больше. Сайты с предоставление зданий в аренду, такие как Airbnb и PlusOneBerlin или Nectar&PulseandValet пользуются большим спросом среди туристов, что доказывает устойчивое желание туристов жить не в уединенных отелях, а где-то в городе, наряду с местными жителями, которые помогут почувствовать специфику каждой местности, быт коренного населения. Считается, что причиной этого является то, что люди, которые пользуются услугами luxury туристических агентств, уже достаточно путешествовали и многие жили в гостиницах наивысшего уровня комфорта. Поэтому со временем на первое место, получается , также любопытство относительно познания особенностей жизни населения определенной местности (но, как и раньше, вместе с комфортными условиями проживания ).

Во-вторых, в последнее время все активнее прослеживается тенденция к «простому проживанию». VIP-туpисты, которым всегда не хватает времени на полноценный отдых, благодаря значительной загруженности на работе, и в бизнесе, желают простейшей организации проживания с максимальным комплексом услуг, к которым они привыкли в повседневной жизни. Например, отель OvoloHotel в Мельбурне включает в стандартных тарифах доступ к Wi-Fi, наполнения мини-бара, завтрак в дорогу и другие услуги, как, например, Apple TV. Это несущественные изменения, но, по прогнозам ближайшего будущего, может стать нормой. Также в Мельбурне в отеле TheCullen впервые применили новые правила выселения из отеля. Гостям предоставляется возможность бесплатно остаться в отеле еще на одну ночь, если на номер, который они занимали, не претендуют другие гости. Такой подход назвали «самый поздний чекаут в мире» [4].

В-третьих, что касается внешнего вида отелей, новейшим и самым модным трендом является миксование стилей их оформления с использованием элементов культурного наследия прошлых лет и современных ярких и просторных дизайнерских решений. Наиболее удачными примерами такого смешения могут быть отеле TheSiam на набережной Бангкоке, TheNoMadHotel в Нью-Йорке, HotelVestibulPalace в Сплит на территории Хорватии, который был перестроен из трех римских дворцов, и другие. Эти отели украшают мебель ручной работы, предметы антиквариата, старинные аксессуары (чемоданы, граммофоны и др.) [4].

В-четвертых, популярной тенденцией является включение оригинальной или модной еды в концепт путешествия. Например, в отелях Сан-Хосе и Южной Австралии в последнее время популярным стало дизайнерское оформление еды, которое туристы часто фотографируют, а фото выкладывают в социальных сетях, что является дополнительным, абсолютно бесплатным для туристических агентств и туров PR-ходом в сфере VIP-туризма. Относительно еды, достаточно новым является использование усовершенствованного типа питание на основе шведского стола, где туристы выбирают ингредиенты, которые затем моментально используются для приготовления в их присутствии блюд из мяса, морепродуктов или органических салатов [14].

В-пятых, популярной тенденцией VIP-туров становится их экологическая направленность. Так, например, эко-отель FincaRosaBlanca в Коста-Рике предлагает гостям туры кофейными плантациями, курсы приготовления кофе, косметические препараты, изготовленные с применением кофе. Отель ThePuliHotel&Spa в Шанхае оказывает дополнительные услуги с использованием успокаивающих свойств чая для вращений, скрабов и косметических процедур. СolonialCeylonTeaTrails в Шри-Ланке предлагает кухню с использованием чайных листьев во всех блюдах, дегустации разных сортов чая, туры в фабрики по изготовлению чая и общения с чайными плантаторами [12].

В-шестых, популярными среди VIP-туристов есть заказ услуг, направленных на поддержку и обретение здорового образа жизни с использованием старых технологий, например, слежение за состоянием здоровья мужчин, которые не имеют достаточно времени для этого в повседневной жизни, но все равно должны держать себя в форме. В новом отеле QT Sydney мужчины могут насладиться классическим «мокрым бритьем», или уходом за лицом от парикмахеров старой школы, в отеле TheBalé на Бали предлагается 90-минутный кофейный ритуал для мужчин. Туры также становятся все более спортивными, например TerraceSuite в OvoloHotel в Мельбурне имеет собственную боксерскую грушу, а TheSiam в Бангкоке имеет первый в мире кикбоксерский ринг прямо в отеле. MotuTeta во Французской Полинезии предоставляет гостям возможность попробовать себя в outriggercanoeing, или в подводной охоте. Другие отели дают  гостям волнолеты, поля для гольфа, крикета, и тому подобное. Что касается женщин, операторы, которые организовывают VIP-путешествия, , пытаются сделать все возможное, для того, чтобы они могли путешествовать безопасно и стильно , даже в одиночку. Некоторые компании, как например, Cox&Rings, предоставляют женщинам, которые путешествуют в одиночестве, гида, который поможет понять и привыкнуть к местным традициям, мер безопасности, что позволит женщинам путешествовать самостоятельно не только Европой, а также Азией и Африкой [1].

В-седьмых, тенденцией, свойственной VIP-туризма, использование современных информационных технологий. Так, туристы в отеле QT Sydney могут скачать программу QT Concierge на телефон, как только они зарегистрировались в гостинице. Программа расскажет все возможности и услуги отеля, а также подскажет, где можно покушать, поиграть в боулинг, и тому подобное, что помогает всегда иметь доступ к любой информации и уменьшает вероятность недовольство сервисом в отеле. TheIslingtonHotelв Хобарте предоставляет айпеды с установленной программой гида и описанием, доступной в отеле коллекции предметов искусства. Все большая часть бронирований отелей осуществляется через разнообразные мобильные программы, как, например, TripAdvisor, Bookin.com и другие [4].

В-восьмых, тенденцией VIP-туризма является использование новых архитектурных решений. HôtelAmericano в Нью-Йорке устроил бассейн и бар на крыше отеля. HotelMuse в Бангкоке предлагает бар на крыше небоскреба Speakeasy, где можно наслаждаться заходом солнца. Отель london’sRoughLuxe обустроил на своей крыше ульи, откуда берут мед к завтраку гостей.

В-девятых, VIP-туризм имеет тенденцию, что характеризуется оказания услуг на обслуживание не только одиноких, то есть самостоятельных туристов, путешествующих отдельно, но и для семей. Поэтому еще одной тенденцией является создание идеальных условий для проведения времени с малышами без ущерба для условий проживания и услуг. Так, туристический бутик-бренд Mr&Mrs.Smithв начале 2013 г. предложил  услугу мониторинга инновационных мест для проживания семей с детьми.

В-десятых, сформировалась тенденция изменения направлений путешествий. По мнению специалистов, наиболее популярными локациями среди VIP-туристов в 2013 p. будут Бирма, как таинственная, изолированная от всего мира страна, которая периодически появляется на мировой арене; Бангкок, благодаря свежему дизайну большинства прибрежных отелей; прибрежный Вьетнам, что становится все более люксовым направлением и позиционирует себя как «новый Тайланд». Рио-де-Жанейро и Марсель – Прованс будут популярными благодаря  запланированным спортивным и культурным по ходам. Дубай выиграет за счет нового глобального партнерства авиаперевозчиков Азии и Тихого океана. Что касается европейских городов, прогнозируется, что большую популярность приобретет Стамбул, а в Америке наибольшей популярностью среди VIP-туристов будут пользоваться природа Коста-Рики и изысканная кухня южных штатов. Также популярными будут страны БРИК. Эксперты считают, что каждая из этих стран имеет свой оригинальный шарм. Также популярными станут города проведения глобальных спортивных мероприятий – зимних Олимпийских Игр 2014 г. в Сочи, летних Олимпийских игр 2016 г. в Бразилии, что делает их еще более интересными для туристов [13].

В целом в следующем году и в грядущие годы ожидается существенный прирост объемов VIP-туризма, чему будет способствовать постепенный рост экономики развитых рыночных стран, активные рекламные компании глобальных туристических брендов, которые будут иметь существенные влияния на потенциальных клиентов.


Библиографический список
  1. Кабушкин Н. Менеджмент туризма / Н. Кабушкин. М. : Новое знание, 2002. – 340 с.
  2. Нездойминов С. Г. Туризм как фактор регионального развития: методологический аспект и практический опыт : монография / Сек. Г. Нездойминов – Одесса : Астропринт, 2009. – 304 с.
  3. Портал Amadeus [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.amadeus.com
  4. Портал LondonHotelsInsight  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //londonhotelsinsight.com/
  5. Портал новостей CNN [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://edition.cnn. com/
  6. Сайт Международного Совета по деловому туризму и подороже [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.wttc.org
  7. Сайт компании Марко Поло [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www.marcopolotravel.co.uk
  8. Сайт туристической компании Cox&Kings [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.coxandkings.co.uk/
  9. Сайт компании TheBostonConsultingGroup [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www.bcg.com/
  10. Ткаченко Т. И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса : монография / Т. И. Ткаченко. – К. :Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2009. – 463 с.
  11. Туристическая библиотека «Все о туризме» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tourlib.net
  12. Туристические потоки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua
  13. Туристический портал «Abercrombie&Kent» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.abercrombiekent.com/
  14. Шульгина Л. М. Маркетинговое управление туристическими предприятиями : монография / Л. М. Шульгина, Н. Л. Ткэшелашвілі. – К.; Тернопіль : Видавництво Астон, 2011. – 296 с.
  15. VIP-tourism. ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.VIP-tourism.ru


Все статьи автора «Подольская Елена Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация