РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ В РОССИИ

Рогач Ольга Владимировна1, Рябова Татьяна Михайловна1
1Российский государственный социальный университет, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления

Аннотация
Статья отражает весьма актуальный вопрос развития современного образования: реализация государственно-общественное управления. В ходе проведенного авторами исследования, было выявлено стабильно низкое на настоящий момент участие родителей школьников в управлении, при этом была установлена положительная тенденция оценочных суждений представителей родительской общественности, которая предполагает увеличение количества родителей школьников, признающих необходимость консолидации усилий государства и общества по развитию современной системы образования. Опираясь на полученные результаты, авторским коллективом делается заключение: процесс становления основ государственно-общественного управления образованием должен строиться в следующей аналитической рамке: информация – действия государственных органов управления – построение отношений социального партнерства.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, родители школьников, система образования


RESULTS OF RESEARCH OF PROCESSES OF FORMATION OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT EDUCATION SECTOR IN RUSSIA

Rogach Olga Vladimirovna1, Ryabova Tatyana Mihaylovna1
1Russian State Social University, candidate of sociological sciences, associate professor department of management and administration

Abstract
The article reflects the very pertinent issue of development of modern education: the implementation of the public administration. In the course of the study authors, it was revealed consistently low at the moment, the participation of parents in management was a positive trend value judgments of representatives of the parent community, which involves the increase in the number of parents that recognize the need for consolidation of efforts of the state and society on the development of the modern education system. Based on the results obtained, the authors concluded: the process of establishing the principles of state-public management of education should be based in the following analytical framework: information – activities of the public administration – the building of relations of social partnership.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рогач О.В., Рябова Т.М. Результаты исследования процессов становления государственно-общественного управления образовательной отраслью в России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77461 (дата обращения: 29.03.2024).

Современные тренды и глобальные вызовы, стоящие сегодня перед Россией, обуславливают объективное возрастание роли образования в социально-экономическом развитии государства. Кроме того ориентация официальной государственной политики на воспроизводство и расширение социокультурного, интеллектуального и экономического потенциала страны требует построения устойчивых и гибких связей между государством и обществом в процессе решения стратегических вопросов развития образовательной отрасли. На текущий момент наблюдается значительное несоответствие потенциала отечественной системы образования требуемой динамике общественного развития, что порождает кризисы во взаимодействии государственных и общественных структур, устранение которых возможно только посредством расширения общественного участия в управлении образованием. [3]

Необходимость придания процессу управления образованием государственно-общественного характера, закреплена в Федеральном законом «Об образовании», который в качестве базовых принципов управленческого воздействия определяет принцип демократизации и учета общественного мнения. [4] Данное положение предполагает ликвидацию «монополии» государства на управление образованием, а также сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования, в том числе через обеспечение прав работников образовательных организаций, родителей и обучающихся на участие в управлении.  В виду отсутствия конкретизации возможных механизмов и технологий общественного участия в управлении образованием практика реализации государственно-общественного управления образовательной отраслью носит весьма разрозненный и фрагментарный характер, а конкретные механизмы и сферы приложения общественного участия определяются сегодня каждым образовательным учреждением самостоятельно в отрыве от общих тенденций и перспектив развития отечественной школы.

Изучая практику государственно-общественного управления образованием на примере столицы, которая может рассматриваться, как носитель передового опыта реализации образовательных инициатив, можно констатировать, что еще 5 лет назад ведущими методами взаимодействия управленческих структур с иными субъектами образовательного пространства носили контрольно-регулятивный характер. Несмотря на существенный консерватизм отечественной системы управления образованием, уже тогда подавляющее число управленцев (более 80%) признавали, что реализация поставленных перед средним образованием задач требует разработки новых механизмов, методов и форм управленческого воздействия. За прошедший период времени произошла смена вектора управленческого воздействия в сторону усиления обратной связи, что предполагает задействование социальных технологий и механизмов консолидации усилий государства и общества в решении ключевых проблем развития отечественного образования. Однако, согласно результатам анализа нормативно-правовой базы, на сегодняшний день данные инициативы не подкреплены соответствующим правовым обеспечением: отсутствует закрепление в правовом поле функционала, полномочий, ответственности сторон и последствий возможных рисков социального партнерства в образовании.

Чрезмерный управленческий бюрократизм центрального аппарата, снижающий скорость адаптации управленческой системы к трансформации средовых условий реализации образовательной политики, а также необходимость соответствовать международным стандартам качества образования, приводит к тому, что 51,8% работников управленческих структур достаточно низко оценивают свои знания о содержании проектов, концепций и программ, проводимых образовательных реформ. Данное обстоятельство способствует формированию у общественности стабильно негативного представления о деятельности работников управления образованием, заставляя население сомневаться не только в профессионализме представителей властных структур, но и в целесообразности любых государственных начинаний.

Положение усугубляется и тем фактом, что ни в среде родительской общественности, ни у работников управления образованием не сформировано единое понимание ключевого понятия – «качества образования», в целях повышения которого и предлагается консолидировать усилия государства и общества. Работниками органов управления образованием были предложены различные варианты: высокий средний балл учащегося (55,4%); качество обучения и воспитания в образовательном учреждении (63,4%); высокий уровень полученных школьником знаний и умений (10,7%); а 21,8% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос. В свою очередь 63,4% представителей родительской общественности понимает качество образования, как качество обучения и воспитания; состояние и результативность процесса образования – 15,8%; количество получаемых знаний и умений – 13,6%; 7,2% респондентов затруднились с ответом. Отсутствие единой аналитической рамки для определения предмета и, как следствие цели, объединения усилий государства и общества в решении задач развития образования в России затрудняет становление государственно-общественного управления, лишая его устойчивого вектора приложения консолидированных усилий государственных и общественных структур.

Вместе с тем управленцы отличаются единством в обосновании процессов повышения качества образовательных услуг средней школы, как: «государственного курса развития образовательной отрасли, который реализуется на сегодняшний день» (54,4%) и «формирования рынка образовательных услуг с использованием инновационных механизмов управления» (45,6%).

На весьма актуальный вопрос о современном состоянии образовательной сферы, управленцы ответили следующими характеристиками: кризисное состояние (4,1%); устойчиво стабильное (32,8%); интенсивно развивающееся (42,8%). Обобщая ответы оставшихся 20,3% респондентов, можно говорить о том, что хотя развитие отечественного образования имеет положительную динамику, наличествует комплекс рассогласований, несвоевременное решение которых приведет к кризису всей образовательной отрасли. В числе особых трудностей были названы: недоверие населения к деятельности органов управления (68,3%); отсутствие «плацдарма» для использования социальных механизмов управления (57,7%); низкая отдача от взаимодействия с субъектами образовательного пространства (51,9%); отсутствие капитала общественной кооперации и солидарности (36,2%).

Обратим внимание, что с 2011 года по сегодняшний день в оценке представителей родительской общественности степени своей удовлетворенности качеством образования наметилась тенденция снижения (с 55,2% до 47,3%). Мы полагаем, что указанное положение находится в тесной взаимосвязи с  реформами, которые проводятся сегодня на уровне образовательных учреждений (интеграция образовательных организаций различного типа и вида в образовательные комплексы, введение практики «приходящего» учителя, предметное обучение с начальных классов, двойное классное руководство и пр.). Неудивительно, что родители школьников предъявляют к современной системе образования целый ряд претензий. Однако, что важно, сам вектор недовольства родительской общественности смещается с традиционной критики ресурсной и материально-технической базы образовательных учреждений (в 2011 году данные позиции занимали высшие строчки рейтинга) к нестабильности образовательного процесса, вызванного чрезмерным количеством нововведений, их быстрой сменой (46,8%); к «неравнозначности» образовательных программ различных образовательных учреждений (отсутствие единого образовательного пространства) – 45,4%. Особо негативную реакцию у представителей родительской общественности (68,7%) вызывает необходимость расходования значительных средств в процессе обучения детей, которые имеют вид сборов, а не являются платой за предоставление образовательным учреждением качественной образовательной услуги. Результаты других исследований также иллюстрируют аналогичные тенденции: воспроизводство социальных неравенств в системе образования [5], негативные оценки тех мер, которые предпринимает правительство в отношении системы образования. [1]

В условиях ориентации государственного управления образованием на  расширение общественного начала совершенно непродуктивной видится традиционная позиция властных структур, как бюрократических инстанций, которые транслируют по нисходящей указания руководства и осуществляют в дальнейшем контроль их исполнения. Данное обстоятельство обусловлено недостаточной управленческой компетентностью части работников властных структур, что проявляется в рассмотрении государственно-общественного управления как функции органов управления образованием. Так, в частности, в ходе исследования была получена следующая формулировка: «В связи с этим нововведением (имеется в виду государственно-общественное управление) усиливается функция контроля, координации, планирования и оказания помощи в совместной работе образовательных учреждений и общественных организаций».

Кроме того, в ходе проведенного исследования, было выявлено стабильно низкое участие родителей школьников в управлении. В частности, согласно полученным данным, менее трети представителей родительской общественности принимают участие управлении. Обратим внимание, что уровень реализации прав родителей на участие в управлении образованием условно ограничен рамками образовательного учреждения, и принимает формы советов школ, управляющих и попечительских советов. Опираясь на материалы исследования, было установлено, что, те родители, кто не участвует в деятельности общественных органов управления образованием, обоснуют свою позицию наличием следующих обстоятельств: номинальное (показное) значение общественных органов (62,1%); отсутствие достаточного количества времени для совмещения работы в общественных управленческих структурах и постоянным местом занятости (34,7%); отсутствие достаточного информационного обеспечения процессов расширения общественного начала в управлении образованием и, как следствие, незнание о возможностях участия в деятельности общественных органов управления (4,8%). Примечательно, что весьма актуальный на сегодняшний день курс построения государственно-общественного управления образованием наталкивается на отсутствие соответствующего «фундамента». «Граждане, входящие в состав школьного Управляющего совета, работают фактически волонтерами, им ничего за такую работу не платят». [2]

В ходе проведенного исследования, была установлена положительная тенденция оценочных суждений представителей родительской общественности, которая предполагает увеличение количества родителей школьников (68,4%), признающих необходимость консолидации усилий государства и общества по развитию современной системы образования. Кроме того более половины опрошенных представителей родительской общественности (52,7%) обращают внимание на значимость расширения форм участия гражданского общества в определении стратегических ориентиров наращивания потенциала образовательных учреждений. Особое значение в развитии государственно-общественного управления образованием 46,6% респондентов отдают необходимости использования механизма социального партнерства.

Таким образом, в ходе проведенного исследования был  установлен низкий уровень участия родителей школьников в общественном управлении, при этом существующие формы реализации прав родительской общественности на участие в государственно-общественном управлении образованием были ограничены рамками тех образовательных учреждений, где обучаются их дети. Сложившееся положение отягощено объективной неготовностью родителей воспользоваться своими правами, закрепленными в новом ФЗ «Об образовании», отсутствием времени и неверием в результативность общественного управления. При этом результаты исследования позволили установить наличие положительной тенденции, которая заключается в увеличении доли родителей, признающих необходимость консолидации усилий государства и общества по развитию современной системы образования

Работники органов управления образованием также ориентированы на расширение общественного начала в управлении, однако их непонимание самой сущности и содержания данного концепта в переложении на современные реалии приводит к отсутствию разработанных механизмов взаимодействия управленческих структур с целевой общественностью, непроработанностью нормативно-правовой базы.

Имеющиеся на сегодняшний день фрагментарные попытки образовательных учреждений перенять перспективные формы расширения демократических начал в управлении, позволяют говорить об участии гражданского общества в управлении школой, а не образованием, что высвечивает проблему подмены понятий «общественное управление» и «управление общественной самоорганизацией». Кроме того на сегодняшний день гражданское общество не может выступать субъектом государственно-общественного управления, что связано с отсутствием полноценной правовой, методологической и технологической проработки, складывающихся в данном процессе отношений, а также, что не менее важно, с объективной неспособностью общества выступать компетентным субъектом управления.

Опираясь на указанные выше положения, авторским коллективом делается заключение: процесс становления основ государственно-общественного управления образованием должен строиться в следующей аналитической рамке: информация – действия государственных органов управления – построение отношений социального партнерства. Раскрывая данное заключение, обратим внимание, что действия федеральных органов государственного управления образованием, в контексте пересмотра функционала деятельности властных структур в сторону демократизации, должны опираться на данные мониторинговых исследований образовательных потребностей населения, общественной оценки качества государственного регулирования образовательной отрасли и иных информационно-аналитических материалах в целях конструктивного согласования интересов субъектов образовательного пространства. При этом пропорции государственной и общественной составляющей, а также участия различных целевых групп общественности в управлении не являются неизменной константой, так как баланс между ними должен трансформироваться в соответствии с комплексом взаимосвязанных демографических, социально-экономических, социокультурных, политических и иных факторов влияния.


Библиографический список
  1. Железов Б. В. , Кудюкин П. М. , Шувалова О. Р. (2009) Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг. Вопросы образования, 2: 187–210
  2. Пинский А. А.  (2004) Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам. Вопросы образования, 2:12–45
  3. Фролова Е.В. (2014) Социальная инфраструктура современных российских муниципальных образований: состояние и ресурсы модернизации. Социологические исследования, 12 (368): 51-58.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014): принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
  5. Шпаковская Л. Л. (2015) Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства. Журнал исследований социальной политики,  2(13): 211–224


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рябова Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация