Повышение уровня жизни – это одна из приоритетных целей развития общества, именно оно является самой главной составляющей государственной политики. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью[1].
По качеству уровня жизни Республика Башкортостан стабильно входит в первую двадцатку регионов Российской Федерации. В период с 2013 по 2016 г. мы видим рост показателя денежные доходы населения, кроме текущего года. Среднедушевые доходы в 2015 г. по отношению к 2014 г увеличились на 3,95%, однако реальные располагаемые доходы сократились на 7,1%, но уже к 2016 г. ситуация изменилась в лучшую сторону – в сторону увеличения. На 2881,8 руб. увеличилась номинальная среднемесячная заработная плата на 2016 г., по сравнению с предыдущим. Для экономики нашей страны в целом, самой глобальной социально-экономической проблемой, является снижение реальных доходов населения. Данная проблема заключается в том, что зарплаты демонстрируют стабильность в том плане, что они хотя номинально и растут, но к росту реальных доходов не приводят. Это негативное падение, и причина – кризис и рост инфляции.[4]
Таблица 1- Основные показатели уровня жизни РБ, руб.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 ноябрь |
Денежные доходы |
23892,3 |
25945 |
26267,8 |
26181,2 |
Реальные распологаемые денежные доходы |
104,4 |
101,2 |
94,1 |
97 |
Срмес. Начис. ЗП одного работника | ||||
номинальная |
22377,4 |
24987,6 |
25226,2 |
28108 |
реальная % |
103,4 |
104 |
90,1 |
101 |
Исходя из таблицы мы видим, рост всех показателей уровня жизни населения РБ кроме текущего года. Среднедушевые доходы в 2015 г. по отношению к 2014 г увеличились на 3,95%, однако реальные располагаемые доходы сократились на 7,1%, но уже к 2016 г. ситуация изменилась в лучшую сторону – в сторону увеличения. На 2881,8 руб. увеличилась номинальная среднемесячная заработная плата на 2016 г., по сравнению с предыдущим. Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы Республики Башкортостан в январе-сентябре 2016 г. по сравнению с I полугодием 2016 г. уменьшилась на 1,1% и составила 20588,95 руб. Также уменьшилась среднемесячная заработная плата работников образования на 1,8% (18558,22 руб.), социального обслуживания - на 1,0% (16401,62 руб.), здравоохранения - на 0,6% (25477,19 руб.). Среднемесячная заработная плата работников культуры напротив увеличилась на 3,1% (16922,01 руб.).
Рисунок 1 – Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, руб.
Фонд заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений (без внешних совместителей) составил 44722,33 млн. руб., в том числе за счет бюджетных средств 28404,41млн. руб. (63,5%), за счет средств обязательного медицинского страхования - 13819,56 млн. руб. (30,9%) и за счет средств от приносящей доход деятельности - 2498,35 млн. руб. (5,6%).
Наибольший удельный вес в структуре фонда оплаты труда за 9 месяцев 2016 года занимают средства, направленные на выплаты по окладам, которые составили 41,9% и наименьший - на компенсационные выплаты, которые составили 24,4%. На выплаты стимулирующего характера направлено 33,7% от фонда оплаты труда.
Общая численность работников отдельных категорий, повышение оплаты которым предусмотрено указами Президента России, за 10 мес. 2016 г. составила 144 тыс. чел.
В 2017 г. по базовому варианту прогноза правительства Республики Башкортостан денежные доходы населения республики сложатся с увеличением на 14,9% по отношению к 2015 г. и составят 1554 млрд. руб., в 2019 г.– на 29,7%, составив 1753,5 млрд. руб.
В целях сохранения покупательной способности оплаты труда работников организаций республики среднемесячная заработная плата прогнозируется темпами, опережающими темпы роста потребительских цен.
В прогнозном периоде темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения будут варьировать от 101,1% в 2017 г., до 101,8% в 2019 г.
В целом, наблюдается сдержанная положительная динамика превышения доходов над расходами. В среднем превышение доходов над расходами к 2017 г. планируется на уровне 40,0 млрд. руб., к 2019 г. – 43,2 млрд. руб.
Таким образом, состояние уровня жизни населения республики Башкортостан можно оценить как удовлетворительное: несмотря на то, что доходы населения в последние годы растут, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сокращается и растет обеспеченность населения жильем, ухудшение культурных и образовательных показателей влияет на динамику уровня жизни отрицательным образом.
Библиографический список
- Липсиц, И.В. Экономика: учебник для вузов, 8-е издание. М.: Омега-Л, 2014. – С. 607.
- Гайнитдинова В. И., Лобанова В. А. Современное состояние уровня жизни населения Республики Башкортостан [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2016. – С. 97-100.
- Отчет о результатах деятельности правительства республики Башкортостан в 2015 г. [Электронный ресурс] // PRAVITELSTVORB.RU: Правительство Республики Башкортостан. – Электрон. дан. – URL: http://pravitelstvorb.ru/upload/iblock/ (дата обращения 05.12.2016). – Загл.с экрана.
- О бюджете республики башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // MINFIN.BASHKORTOSTAN.RU: Министерство финансов РБ. – Электрон. дан. – URL: https://minfin.bashkortostan.ru/activity/15387/ (дата обращения 04.12.2016). – Загл. с экрана.
Количество просмотров публикации: Please wait