АКТУАЛЬНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА УСЛУГ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Дюбо Ольга Васильевна
Беловский институт (филиал) государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»
преподаватель среднего профессионального образования кафедры "Математики и естественных наук"

Аннотация
В статье рассматривается значимость внедрения автоматизированного учета услуг для работников социальной сферы, и предлагается описание технологии создания автоматизированного рабочего места (АРМ), на примере специалиста по оказанию услуг «Центра социального обслуживания» (ЦСО).

Ключевые слова: автоматизация, информационные технологии, социальная сфера, социальное обслуживание, учет оказанных социальных услуг


THE RELEVANCE OF AUTOMATION OF ACCOUNTING SERVICES FOR SOCIAL WORKERS

Dyubo Olga Vasilyevna
Belovsky Institute (branch) state educational institution of higher education "Kemerovo State University"
educator of secondary vocational education of the Department of "Mathematics and natural Sciences"

Abstract
The article discusses the significance of the implementation of the automated accounting services for social workers, and a description of technology of creation of the automated workplace (AWP), for example specialist services "social service Centre" (SSC).

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дюбо О.В. Актуальность автоматизации учета услуг для работников социальной сферы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77267 (дата обращения: 15.03.2024).

Автоматизировать значит снизить трудоемкость

На сегодняшний день, на государственном уровне, к системе оказания социальных услуг населению предъявляются требования, которые должны соответствовать не только качественным показателям деятельности служб социальной защиты, но и отвечать современным технологиям обработки информации, участвующей в производственных процессах учета данных.

Проблема трудоемкости учета оказанных услуг в деятельности социальной защиты населения – фактор, требующий внедрения дополнительных средств автоматизации рабочего процесса, с целью сокращения непроизводительных затрат рабочего времени поставщиков социальных услуг, повышения качества служебной документации и отчетности, контроля деятельности сотрудников социальной защиты. Так же не маловажным фактором является устранение традиционной проблемы «прозрачности»: укрепление доверия между населением и системой социальной защиты.

Для совершенствования системы социального обслуживания населения должны, активно, внедрятся информационные технологии, позволяющие автоматизировать процесс предоставления социальных услуг, создаваться специализированные программные продукты, которые без труда можно было бы адаптировать под специфику учета оказанных услуг в социальной сфере.

Что автоматизировать?

Ежедневно сотрудники подразделений ЦСО сталкиваются со следующими проблемами:

  • трудоемкость учета услуг, оказываемых работниками ЦСО и руководителей в момент формирования отчетной документации;
  • отсутствие единой электронной базы перечня оказываемых услуг, соответствующая нормативным правовым документам и невозможность регулярного автоматизированного учета услуг;
  • сложность формирования отчетных данных (ежемесячных, годовых) по нарастающим итогам;
  • преобладание учета на бумажных носителях или путем заполнения в стандартных офисных приложениях; невозможна выборка предоставленных услуг за требуемый период без обращения к архивным документам бухгалтерского учета.

Существующие решения

Анализ рынка информационных продуктов показал, что, существует ряд информационных систем, для отдельных подразделений социальной сферы, (например отделения по учету льготных категорий граждан, отдела выплат субсидий), направленных на решение проблем автоматизации учета социальных услуг, но специфика ведения учета в данных подразделениях отвечает только ряду задач, и не связана с учетом услуг, оказываемых МБУ ЦСО.

Постановка цели и задач

Исходя из структуры учреждения МБУ «ЦСО», и аналитического обзора предлагаемых решений можно сделать вывод, что требуется разработка автоматизированного рабочего места специалиста по учету оказанных социальных услуг.

Целью исследования является: автоматизация учета оказанных социальных услуг в отделении социального обслуживания.

Задачи:

  1. Исследовать деятельность отделения социального обслуживания.
  2. Спроектировать информационную систему учета оказанных социальных услуг.
  3. Программно реализовать базу данных и web-интерфейс ИС.

Основные требования к информационной системе по учету социальных услуг:

  • наличие в ИС электронной базы списков получателей и поставщиков услуг, перечня оказываемых услуг, соответствующего нормативным правовым документам;
  • автоматический расчет стоимости оказанных услуг;
  • формирование и выгрузка отчетности;
  • наличие многопользовательского web-интерфейса, с разграничением прав для администраторов и пользователей, позволяющего обойтись без установки дополнительного программного обеспечения на рабочих станциях;

Технология создания АРМ специалиста по выполнению учета оказанных социальных услуг «Центра социального обслуживания» (ЦСО), требует:

Во-первых, глубокого анализа деятельности всей структуры социального обслуживания, с целью выявления
взаимосвязей между другими подразделениями, входящими в данную структуру социальной сферы, и дальнейшего выбора комплекса задач, методов и средств моделирования бизнес-процессов для автоматизации учета оказанных услуг в отельном муниципальном бюджетном учреждении, а именно «Центре социального обслуживания» (ЦСО).

Для визуализации бизнес-процессов и возможности их детального описания, предлагается использовать методику функционального моделирования, с использованием различных нотаций (IDEF0, DFD, диаграмм декомпозиции) разработанную на основе структурного проектирования SADT (Structured Analysis and Design Technique), что позволит наглядно представить процесс «Учет оказанных социальных услуг» в виде взаимосвязанных действий и работ.[3]

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Учет оказанных социальных услуг на дому»

Во-вторых, требуется создание проекта информационной системы для учета социальных услуг, которая включает в себя этапы: разработки технического задания (ТЗ), проектирования базы данных (БД), построения модели пользовательского интерфейса.[3]

Техническое задание разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34.602-89 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ».[9]

При выборе системы управления базами данных, рекомендуется использовать СУБД «MySQL», по следующим причинам:

  • MySQL бесплатно распространяемая СУБД,
  • поддерживает работу с операционными системами семейства Windows,
  • успешно работает с различными сайтами и web – приложениями,
  • имеет большое количество функций, обеспечивающих безопасность,
  • легко работает с большими объемами данных,
  • используемые в MySQL стандарты, значительно увеличивают производительность.

Рисунок 2 – Логическая модель (ER-модель) базы данных

Модель пользовательского интерфейса удобно строить в графическом редакторе «IBM Rational Rose Data Modeler», с использованием языка UML, и наглядно представлять в виде диаграмм различного типа (Диаграмма прецедентов – Use case diagram), Activity diagram – Диаграмма действий), которые позволят создать список операций, которые будет выполнять система, описать сценарий поведения, которому следуют участвующие в бизнес-процессе лица, а так же смоделировать процессы выполнения основных операций в системе.[3]


Рисунок 3 – Диаграмма действий


Рисунок 4 – Диаграмма прецедентов

В-третьих, требуется учитывать потребности пользователей в простом и наглядном интерфейсе, а, следовательно, должна быть осуществлена реализация экранных форм информационной системы.

Так как система должна работать через web-интерфейс, появляется задача выбора подходящего web-сервера. WAMP платформа «Open Server», наиболее подходящий web-сервер, поскольку включает в себя весь комплекс (набор) серверного программного обеспечения.[36]

Для того, чтобы связать СУБД MySQL (ранее выбранный при сравнительном анализе) и будущий web-интерфейс информационной системы с целью реализации просмотра, добавления, редактирования и удаления информации из базы данных, предполагается использовать язык PHP. [25]

Причиной выбора скриптового языка программирования PHP явилось:

  • интенсивное применение PHP для разработки веб-приложений;
  • изначальное предназначение языка PHP для работы с СУБД MySQL;
  • поддержка подавляющим большинством хостинг-провайдеров;
  • лидерство среди языков программирования;
  • обладание простотой, эффективностью, безопасностью, гибкостью;
  • бесплатное распространение.


Рисунок 5 – Список таблиц проектируемой базы данных


Рисунок 6 – Меню ИС «Учет соц. Услуг»


Рисунок 7 – Список выбора категорий возможных действий с ИС


Рисунок 8 – пример экранной формы «Авторизация пользователей»


Рисунок 9Экранная форма «Учетная запись Администратора системы»

Заключение

В итоге, техническое оснащение поставщиков услуг поможет осуществлять эффективный контроль над организационными факторами, влияющими на качество социальных услуг.

Внедрение автоматизированной информационной системы для учета оказанных социальных услуг актуально и первостепенно, на сегодняшний день, т.к. позволит повысить качество учета оказанных социальных услуг специалистами; уменьшить трудозатраты и сократить время на формирование отчетности по учету оказанных социальных услуг; свести к минимуму количество ошибочных и неточных данных.


Библиографический список
  1. Бретт Маклафлин. PHP и MySQL Исчерпывающее руководство. [Электронный ресурс] //Электронная книга, «Питер»- 08.02.2013. – Режим доступа: http://www.litres.ru/brett-maklaflin/php-i-mysql-ischerpyvauschee-rukovodstvo-2/?utm_source=admitad.com&utm_medium=cpa&utm_campaign=main, свободный (дата обращения: 10.02.2016).
  2. Вальтер Говард. С. Использование UML и Rational Rose для моделирования данных [Электронный ресурс] /Средство моделирования «Rational Rose» – Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=4812, свободный (дата обращения: 05.05.2016).
  3. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебное издание для бакалавров / С.Е. Гасумова.  – М.: «Дашков и КО», 2014. – 312с.
  4. Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 512 с.
  5. ГОСТ 34.602–89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. [Электронный ресурс] / Открытая база ГОСТов.  – Режим доступа: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_34.602-89, свободный (дата обращения: 06.02.2016).
  6. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. [Электронный ресурс] / Открытая база ГОСТов.  – Режим доступа: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_7.32-2001,  свободный (дата обращения: 06.02.2016).
  7. Дмитрий Лебедев. С. Связи таблиц в MySQL [Электронный ресурс]  // Сборник статей портала PHP.SU по веб-технологиям – 08.04.2006. – Режим доступа: http://www.php.su/articles/?cat=phpdb&page=008, свободный (дата обращения: 10.02.2016).
  8. ДСЗН [Электронный ресурс]  / Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Кемеровской области. – Режим доступа: http://dsznko.ru/, свободный (дата обращения: 01.02.2016).
  9. Дэвид, А.М. Методология структурного анализа и проектирования. SADT Structured Analysis & Design Technique [Электронный ресурс], -  http://dit.isuct.ru/ivt/books/CASE/case8/sadt_index.htm – книга в интернете (дата обращения: 12.02.2016).
  10. Компания ТМ Автоматика [Электронный ресурс] / ТМ Автоматика. – Режим доступа: http://tmavt.ru/center-socialnogo-obsluzhivaniya/tm-cso-srochnaya-sluzhba/, свободный (дата обращения: 06.02.2016).
  11. Константин Домолего. С. Анализ и проектирование. Визуальное моделирование (UML) Rational Rose [Электронный ресурс] /Средство моделирования «Rational Rose» – Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=4712, свободный (дата обращения: 05.05.2016).
  12. КСЗН [Электронный ресурс]  / Официальный сайт Комитета социальной защиты населения Беловского городского округа. – Режим доступа: http://kszbelovo42.ru/, свободный (дата обращения: 01.02.2016).
  13. Кузнецов, Г.Г. Информатизация социальной сферы – методы и проблемы [Электронный ресурс]/ Информатика Сибири – Режим доступа: http://www.infosib.com.ru/inf_soc, свободный (дата обращения: 12.02.2016).
  14. МБУ «ЦСО» [Электронный ресурс] / Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания» г.Белово – Режим доступа: http://belcso.ucoz.net//, свободный (дата обращения: 01.02.2016).
  15. Постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 22.12.2014 №515 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочных социальных услуг» [Электронный ресурс] / Официальный сайт МБУ «ЦСО» г.Белово. – Режим доступа: http://belcso.ucoz.net/index/0-27 свободный (дата обращения: 09.02.2016).
  16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»» [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433;fld=134;dst=100025;rnd=184768.8058032008735855;;ts=01847689728058730033773, свободный (дата обращения: 09.02.2016).
  17. Приказ Минтруда России от 15.10.2015 N 725 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания» [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – Режим доступа:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433;fld=134;dst=100025;rnd=184768.8058032008735855;;ts=01847689728058730033773 свободный (дата обращения: 09.02.2016).
  18. Татьяна Михно. С. Программирование в картинках. Rational Rose [Электронный ресурс] /Средство моделирования «Rational Rose» – Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=3673, свободный (дата обращения: 05.05.2016).
  19. Устав муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания населения» г.Белово от 02.12.2011г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт МБУ «ЦСО» г.Белово. – Режим доступа: http://belcso.ucoz.net/_ld/0/3_c21.pdf свободный (дата обращения: 09.02.2016).
  20. Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 ” Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.  – Режим доступа: http://base.garant.ru/70552648/, свободный (дата обращения: 06.02.2016).
  21. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/, свободный (дата обращения: 09.02.2016).
  22. «Open Server» [Электронный ресурс] / Портативная серверная WAMP платформа и программная среда, созданная специально для веб-разработчиков с учётом их рекомендаций и пожеланий. – Режим доступа: http://open-server.ru/, свободный (дата обращения: 05.05.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дюбо Ольга Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация