УДК 81`42

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗДАНИЯ «ВОКРУГ СВЕТА»)

Олейник Аделина Сергеевна
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна

Аннотация
В статье рассматриваются стилистические особенности научно-популярных журналов, выявляются экстралингвистические, а также лингвистические признаки. Исследуется научно-популярный стиль в современных научно-популярных журналах.

Ключевые слова: Вокруг света, лингвистические признаки, научно-популярные журналы, научно-популярный дискурс, научно-популярный стиль, экстралингвистические признаки


THE POPULAR SCIENCE DISCOURSE IN CONTEMPORARY RUSSIAN MAGAZINES (ON MATERIALS OF THE PUBLICATIONS "AROUND THE WORLD")

Oleynik Adelina Sergeevna
Saint-Petersburg State University Industrial Technology and Design

Abstract
The article considers stylistic peculiarities of the popular science magazines, it reveals the extra-linguistic and linguistic signs. Explores popular scientific style in the modern scientific and popular journals.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Олейник А.С. Научно-популярный дискурс в современных российских журналах (на материалах издания «Вокруг света») // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77183 (дата обращения: 02.06.2017).

С каждым годом наука становится  более сложной и, следовательно, все более непонятной широкой аудитории, в связи с чем возникает разрыв в понимании между наукой и обществом, поэтому в настоящее время проблема популяризации науки очень актуальна.

Несмотря на то, что базовый уровень научных знаний достаточно популяризирован, разрыв между наукой и обществом в рассматриваемом смысле будет существовать всегда в связи с постоянным развитием науки. Необходимо периодически сокращать этот разрыв путем популяризации современных научных достижений.

Отправителем научно-популярной информации является популяризатор – создатель научно-популярного произведения. Популяризаторами могут выступать и ученые, и писатели, и журналисты. К важнейшим качествам, которыми должен обладать популяризатор науки, относятся:

- глубокое владение специальными знаниями, которые он излагает;

- умение излагать эти знания в простой и доступной форме.

Необходимость обладания навыками ясного, простого и доступного изложения сложных тем приводит к поиску особых приемов и средств, используемых для передачи научной информации. Следовательно, крайне важен язык научно-популярного материала, посредством которого и передаются научные знания.

Для научно-популярных журналов характерен научно-популярный стиль изложения. В лингвистической науке вопрос о статусе научно-популярного типа речи в системе функциональных стилей русского языка не решен окончательно. Одни лингвисты (например, М.Н. Кожина) рассматривают его в рамках научного стиля, другие (например, М. К. Милых, Н. Н. Маевский) считают его самостоятельным стилем речи. Отсюда следует отсутствие стилевого единства, то есть тексты, опубликованные в научно-популярных журналах, могут существенно отличаться по стилевым параметрам.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы.

Публикации научно-популярных журналов предполагают сочетание аналитического и художественно-публицистического подходов к предмету отображения, поэтому для них характерно изложение общелитературным языком с использованием научно-популярного и публицистического стилей.

Научно-популярный подстиль – одна из стилистико-речевых разновидностей научного функционального стиля, выделяемая на основании реализации «дополнительных» задач коммуникации – необходимости «перевода» специальной научной информации на язык не специального знания, а именно задач популяризации научных знаний для широкой аудитории [Кожина 2006, с. 382].

В зависимости от периодического издания (его типа, аудитории, тематической направленности и т.п.) научно-популярный стиль имеет разное воплощение. Научно-популярные журналы, направленные на подготовленную аудиторию (такие как «Наука и жизнь», «В мире науки», «Популярная механика» и др.), выполняют просветительскую функцию, следовательно, в них сохраняется научно-популярный стиль изложения в «чистом» виде, он наиболее близок к научному типу речи. Научно-популярные журналы для широкого круга лиц любого возраста и любого уровня образования  (такие, как «Вокруг света», «GEO», «PSYCHOLOGIES», «NATIONAL GEOGRAPHIC» и др.), кроме просветительской функции, выполняют также и рекреативную функцию, следовательно, в данном аспекте научно-популярный стиль можно определить как гибридное образование, сочетающее в себе черты научного и публицистического функциональных стилей.

По нашему мнению, научно-популярный тип речи можно отнести к разновидности научного функционального стиля, так как он сохраняет основной признак, характерный для научного типа – донесение до аудитории научных знаний. Главное отличие научно-популярного подстиля от научного стиля заключается в разной форме подачи материала. Задача научно-популярного текста не просто познакомить читателя с научной информацией, а донести достоверные научные знания до неспециалиста в доступной форме.       Рассмотрим экстралингвистические признаки научно-популярного подстиля. К ним можно отнести:

  1. Точность, объективность изложения.
  2. Доступность изложения.
  3. Увлекательность материала.

К лингвистическим признакам научно-популярного подстиля относятся следующие признаки:

1. Использование общенаучной лексики и терминов, введенных в текст особыми приемами:

- краткая расшифровка значения только в скобках (Атомы, несущие на себе положительный заряд (катионы), откладываются на катоде);

- в сноске;

- при помощи образных средств  (Ген, который берет верх, называется доминантным, а который уступает – рецессивным).

2. Использование вводного текста, характерного для жанра современной научно-популярной статьи, так называемого заголовочного комплекса, эпиграфа.

3. Экспрессивность речи – один из основополагающих признаков научно-популярного текста. Используются различные средства словесной образности (метафоры, эпитеты, сравнения и др.).

4. В синтаксисе используются  вопросно-ответные и парцеллированные конструкции, а также риторические вопросы.

В научно-популярных текстах используются следующие средства словесной образности:

  1. Эпитет – образное определение, дающее выразительную характеристику предмету.
  2. Сравнение – сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Это средство используется для того, чтобы объяснить какие-либо сложные явления науки, а также, чтобы разъяснить научную терминологию.
  3. Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, поэтому также это средство выразительности называют скрытым сравнением.
  4. Олицетворение  – характеристика неживого как живого.
  5. Риторический вопрос – стилистическая фигура речи, вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для привлечения внимания.
  6. Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения, разделение одного предложения на несколько частей – две и более.
  7. Присоединительные конструкции – синтаксически несамостоятельные отрезки текста, образующие ассоциативную цепь и приобретающие при этом большую выразительность и эмоциональную насыщенность.

Cпецифика научно-популярного текста  обусловлена прежде всего ориетацией на широкою аудиторию и  необходимостью выполнения основной задачи научно-популярного текста – популяризации научного знания. Главное отличие научно-популярного подстиля от научного стиля заключается в разной форме подачи материала. Задача научно-популярного текста не просто познакомить читателя с научной информацией, а донести достоверные научные знания  до неспециалиста в доступной форме.

Рассмотрим данное отличие на примере текста из журнала «Вокруг света» и статьи из биологического энциклопедического словаря.

В одном из выпусков журнала «Вокруг света» автор Мария Нечинская в своем научно-популярном материале рассказывает читателям о необычном звере – панголине: «Необычный зверь, напоминающий еловую шишку, настолько не похож на других млекопитающих, что зоологи выделили его в отдельное семейство – ящеровых…» [«Вокруг света» № 1 (2892) 2015, с. 34].

Сравним эту статью с научным текстом об этом же звере из биологического энциклопедического словаря:

«Панголины – ящеры (Pholidota), отряд плацентарных млекопитающих. Филогенетически, возможно, являются ветвью древних насекомоядных.  Узкоспециализированная группа; по ряду анатомических признаков конвергентно сходна с неполнозубыми. Известны из отложений олигоцена — миоцена Европы и плейстоцена Азии…» [Гиляров 1986, с. 864].

Содержание и смысл двух текстов полностью совпадают. Оба текста рассказывают о панголине. Задача этих текстов – передать научные знания, однако первый текст доносит достоверную научную информацию в более доступной форме. Он рассчитан на массового читателя и понятен каждому человеку в любом возрасте, благодаря использованию нейтральной лексики. Второй текст более сложный, он содержит специальную лексику (олигоцен, миоцен, плейстоцен, плацента и др.), так как он рассчитан на специалистов в области биологических наук.

Для того чтобы первый текст стал более доступным для восприятия, в нем используются средства словесной образности. (Например, сравнения: «зверь, напоминающий еловую шишку»; «подобно скунсу», «панголин выпускает зловонный секрет»; «зверек может укатиться от противника», «словно колобок»). Благодаря таким сравнениям, читатель может легко представить себе этого зверя. Восприятие первого текста также облегчается, благодаря частому использованию оценочных определений (Например: «необычный зверь», «крупные хищники», «зловонный запах», «очень длинный липкий язык», «своеобразные зубы»). Во втором тексте образно-выразительные средства отсутствуют.

Интересной синтаксической особенностью является то, что в первом тексте используется больше двусоставных предложений, чем односоставных, а во втором тексте используются в основном односоставные предложения.

Таким образом, несмотря на то, что содержание двух текстов полностью совпадает, задачи у них разные. Для первого текста – это донесение научных знаний до неспециалистов, второй текст содержит информацию, понятную специалистам в области биологических наук. Благодаря тем признакам, которые были описаны ранее, каждый из этих текстов выполняет свои коммуникативные задачи.

Нередко в научно-популярных журналах можно встретить черты  публицистического функционального стиля, которые явно прослеживаются в текстах о путешествиях. В подобных материалах авторы в первую очередь делают акцент на своих впечатлениях от увиденного. Такие материалы приобретают художественно-публицистические, индивидуально-авторские черты.

К экстралингвистическим чертам публицистического стиля относятся следующие признаки:

  1. Доступность изложения.
  2. Воздействие (призывность).
  3. Полемичность изложения.
  4. Образность, яркость выразительных средств, положительная или отрицательная экспрессия.

К лингвистическим признакам можно отнести:

  1. В лексике – используются термины и эмоционально-оценочные слова.
  2. В словообразовании – используются аббревиатуры и сложносокращенные слова (ООН, СНГ, ЕС)
  3. В морфологии – используются словоформы с префиксами нео-, анти-, псевдо- и суффиксами -ация-, -фикация-, -ист-, -тор, -изм, -овец, сложные прилагательные, императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию.
  4. В синтаксисе – инверсия, повтор слов, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма, эллиптические и неполные предложения.
  5. Использование образных средств – метафоры, метонимии, гиперболы, сравнений, перифраз [Филин Ф. П. 1979.  с. 243].

Яркий пример текста, который имеет черты публицистического стиля – «Флоридские поребрики» Маргариты Новиковой из журнала «Вокруг света» (1(2904), январь 2016). В данном материале автор делится своими личными впечатлениями о путешествии в Америку. Она сравнивает два города с одинаковыми названиями – русскую культурную столицу и американский Санкт-Петербург.

Яркой чертой публицистического стиля в данном материале является эмоциональность и образность речи, которые используются для создания атмосферы, а также оценочность, легкое и доступное изложение материала.

В данном материале используется большое количество образных средств и фигур речи, характерных для публицистического стиля: эпитеты ( «священный трепет», «криминальная столица»), метафоры (улитка, забравшаяся на кубик (про здание музея Дали)), перифразы (культурная столица, город на Неве), риторические вопросы (Сколько же это, сколько? Может, и он чувствует себя «чужим среди своих»?) и другие.

Таким образом, публикации научно-популярных журналов предполагают сочетание аналитического и художественно-публицистического подходов к предмету отображения, поэтому для них характерно изложение общелитературным языком с использованием научно-популярного и публицистического стилей. Специфика текстов в научно-популярных журналов  обусловлена, прежде всего, ориентацией на широкою аудиторию и  необходимостью наиболее оптимального выполнения основной задачи – популяризации научного знания. Тексты в научно-популярных журналах предполагают точность, объективность, доступность и увлекательность изложения.


Библиографический список
  1. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 864 с.
  2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2010 – 432 с.
  3. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
  4. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
  5. Филин Ф. П. Русский язык. Энциклопедия, М: «Советская энциклопедия», 1979. – 432 с.
  6. Вокруг света № 1 (2892), 2015.
  7. Вокруг света №1(2904), 2016.


Все статьи автора «Олейник Аделина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: